ИЗ ЖИЗНИ  Право имею?

Ряд знаменитых музыкантов требуют, чтобы лейблы продали им обратно права на их же музыку.

Коалиция знаменитых артистов (Featured Artists Coalition) опубликовала коллективное заявление, в которому указывает, что копирайт на ранее выпущенную музыку должен принадлежать самим музыкантам. Ну, заявили и заявили: без контекста тут сложно что-либо понять. А контекст велик, многослоен и интересен.

Дело в том, что как раз сейчас происходит непростой процесс слияния двух гигантских (некогда) музыкальных конгломератов - мегалейблов Universal и EMI. Европейские антимонопольные органы весьма хмуро реагируют на перспективы перехода EMI под контроль Universal: слишком крупные активы окажутся во владении получившегося монстра.

ЕС проводит официальное расследование на предмет нарушения антимонопольного законодательства и одновременно опрашивает конкурентов обоих лейблов, а также потребительские организации, не причинит ли им вреда данное слияние.

Кроме того, уже возникли слухи, что часть принадлежащих EMI "дочерних" лейблов может быть продана "на сторону" с тем, чтобы задобрить антимонопольные органы. Сэр Ричард Брэнсон (Richard Branson), глава корпорации Virgin, чей бизнес как раз и начинался с лейбла Virgin Records (продан EMI в 1990-м), всерьёз подумывает о том, не выкупить ли ему родной лейбл обратно и не вернуться ли в музыкальный бизнес.

Очевидно, с этим же связаны и заявления Featured Artists Coalition. Впрочем, если говорить точнее, связаны они с крупной статьёй, опубликованной в Financial Times, автор которой - Патрик Зельник (Patrick Zelnik), весьма известный издатель музыки (и одно время партнёр Брэнсона по Virgin Records) - утверждает, что при правильном подходе к инвестициям, результатом слияния Universal и EMI может стать возрождение музыкального рынка.

Сопредседатели FAC Эд О'Брайен (Ed O'Brien) из Radiohead, Ник Мейсон (Nick Mason) из Pink Floyd и Сэнди Шоу (Sandie Shaw), заявили, в частности, что статья Зельника очень дельная и своевременная, но главный её вывод неверен в корне. Зельник (как представитель ассоциации независимых лейблов) предлагает Universal-EMI продать часть своих каталогов независимым компаниям. О'Брайен, Мейсон и Шоу заявили, что наилучшим вариантом может стать предложение этих активов не каким-то другим коммерсантам, а, в первую очередь, именно музыкантам, создавшим эти музыкальные произведения и передавшим права на них лейблам, поглощённым EMI и Universal.

"Сброс активов перед слиянием должен заключаться в первую очередь в том, чтобы в первую очередь предложить права на музыкальные произведения их авторам. Продать копирайты другим корпорациям, большим или малым, будет означать попытку сохранить прежнюю бизнес-модель, которая в течение последних десяти лет привела к двоекратному сокращению рынка звукозаписи. За это же время технологическая революция смыла прежних игроков на этом поле. Нам не следует повторять ошибок прошлого," - говорится в коллективном заявлении FAC.

В дополнении к этому письму, Мейсон и присные укаазывают, что будущее музыкальной отрасли - это россыпь малых компаний, организованных индивидуальными исполнителями и группами, и что подобный подход обеспечит её стабильность.

"Всё, что устраняет барьеры между артистами и их поклонниками, есть благо, поскольку мы верим, что музыка оказывается в более надёжных руках, если поклонник и артист - ближе друг к другу."

Рецепта преодоления главного барьера между музыкантом и его потенциальным слушателем - а именно информационный шум - маститые музыканты не дают.

20.07.2012, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: