ФЕСТИВАЛЬ  Четыре дня на оленях

Kongsber Jazz Festival в Норвегии - это масштабная демонстрация экспериментальной импровизационной музыки. Состоявшейся и совсем свежей. Скандинавской - и не только.

Kongsber Jazz Festival в Норвегии - это масштабная демонстрация экспериментальной импровизационной музыки. Состоявшейся и совсем свежей. Скандинавской - и не только.


Где это?

Первое, что ваш корреспондент услышал по радио в автобусе из аэропорта в Осло, была песня шведской группы Europe. А сразу за ней полилась песня шведской же группы Kent. Не знаю, насколько в Норвегии любят именно шведскую рок-музыку. Судя по реакции публики, четыре дня посещавшей разнообразнейшую программу джазового фестиваля в Конгсберге, здесь вообще все хорошее умеют оценить.
"Здесь" - это в далекой и почти заповедной местности. От норвежской столицы едешь полтора часа в направлении Ноттодена. Где-то ближе к финалу марштура расположен он, удивительный город Консберг. Вокруг - горы. Пересекает город речка - синяя вода разбивается о пороги в кипящую белую пену. Аккуратные дома; сочетание отменно сохранившейся, обжитой и лелеемой, старины и современного стеклянно-бетонно-деревянного зодчества. Kongsberg - город-коммуна, поэтому все происходящее здесь - плоды самоуправления жителей.
Мы, туса журналистов и промоутеров из разных стран, приглашенных сюда организацией Music Export Norway, жили в получасе езды от Консберга. А там даже не деревня. Там вообще ничего нет, кроме деревянного отеля. Вокруг - горы, хрустальная бездна озера и мягкая тишина, изредка прокалываемая птичьим вскриком. Того и гляди олень из чащи выйдет. Мне остается только пожалеть, что Zvuki.ru - не travel-издание! Поэтому - о деле. То есть о собственно фестивальной программе.

Что это?

Надо сразу сказать, что фестиваль в городе Конгсберг - это феномен. Один из самых старых в королевстве (в этом году прошел в 48 раз!), один из самых экспериментальных и при этом - довольно массовый. Это относится и к участникам, и к зрителям. В Конгсберге живет очень мало народу, но сюда съезжаются не только из соседних городков. Целых четыре дня ни один зал, где проходит концерт, не пустует. При том, что цены на билеты - от 100 до 400 крон, то есть евро до пятидесяти могут доходить. Все равно и спрос есть, и предложение, и возможности. Вот это, наверное,- лучший пример того, как может отлично себя чувствовать культура в нефтяной стране, где ничего не разворовано…
Так вот, собственно сердцевина, core, фестиваля - она тверда. Потому что здесь главное - некоммерческая музыка, точнее современная свободная импровизация, шумовые и мультимедийные проекты. И просто "умный" джаз. Мейнстримовые звезды все это дело украшают, как пена на капуччино. В вечерних программах на главной открытой сцене - сплошь имена, поп-музыки или джаза, но - имена.

Хедлайнеры

Сразу расскажем о мейнстримовых хедлайнерах, потому что все остальное сильно от них отличается.
В этом году здесь выступила известная у нас околоджазовая певица Лиз Райт (Lizz Wright). Причем, дуэтом с тоже выдающимся деятелем поп-джаза, Раулем Мидоном (Raul Midon). Мидон - слепой гитарист и вокалист, работавший с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock) и Маркусом Миллером (Marcus Miller). Его рекорд-дебют на лейбле Blue Note заставил говорить о Мидоне как о "новом Стиве Уандере". Человек он волшебный, чего тут говорить. Райт, в общем, тоже.
Еще более звезда и легенда - певица Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater). Она недавно приезжала в Москву (с Хэнкоком), но по причине внезапной простуды выступить не смогла. Ди Ди, конечно, давно уже состоялась и слово свое в джазе сказала, но посмотреть на такую даму - не лишне.
Перед Ди Ди, кстати, поставили - Tinariwen. (Система называется "двойной концерт" - платишь одну сумму, но смотришь два полноценных концерта, иногда совершенно полярных стилей, как в данном случае.) Tinariwen - раскрученная группа, но меня их арабизированный поп-рок не вдохновил совершенно. Людям же, напротив, очень понравилось.

Соул-певица Шерон Джонс (Sharon Jones) выступила с группой the Dap Kings. Она с ними часто сотрудничает, сами the Dap Kings, тёртые соул-фанкеры, записались аж на альбоме Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) "Back to Black".

Группа Datarock и рэппер Timbuktu показали скандинавский мейнстрим.
DATAROCK (почему-то это именно так надо писать, заглавными), можно сказать, почти местные. Родом из западной Норвегии, города Берген. Но определить это невозможно ни по музыке, ни по текстам, ни по, гм, имиджу. Смуглые брюнеты в ярких спортивных костюмах напоминают… Даже не знаю - то ли европейскую диско-группу 80-х вроде The Rockets, то ли вообще каких-нибудь примодненных выездных наших из "Утренней почты". В общем, понятно: крутой футуризм тридцатилетней давности. Имидж сразу задает ноту: будем веселиться. Что, собственно и происходит. Они бегают, прыгают, меняются инструментами, включают подчас откровенную "фанеру", под которую поют. Но при этом песни у них очень качественные, реальные или потенциальные шлягеры, диско-панк / электроклэш на английском. Играют ровно, звук великолепный. Аудитория - в основном растрепанные юнцы-псевдонеформалы и изящные молодые блондинки с бесконечными ногами (здесь мне остается пожалеть, что я не фотограф, а Звуки.Ру- не Penthouse). На данном концерте пошел, наконец, долго собиравшийся дождь, мелкий и нудный. Но нас это не испугало!

Швед Тимбукту - ветеран скандинавского рэпа. Десять лет уже популярен в тех краях. Поёт - в смысле читает - на шведском (язык этот в Норвегии все хорошо понимают, т.к. смотрят телевидение соседней страны). Нам его, конечно, оценить невозможно, но вот соотечественники телеги Тимбукту оценили государственной наградой - "За вклад в развитие и продвижение скандинавских языков". О как!


Спецпредложение

В Скандинавии принято устраивать внутри фестиваля особую детскую дневную программу. Утренники по-нашему. Обычно приглашается какой-нибудь маститый музыкант, который наигрывает веселые-мелодичные песенки, а дети, допустим, пляшут. Или поют. Или рисуют. Ну, в общем ясно. На конгсбергском фестивале дети - отдельная тема. Здесь есть такая часть программы, называется Barnivalen. Забавное слово: et barn - это норвежское «ребенок», к которому прихвостован «фестиваль». «Детскиваль», если можно так сказать. Я в силу специфики своего редакционного задания ничего почти из программы не видел. Кроме одного выступления. Это была рок-группа ряженых, бодро лабавших тупые мажорные кричалки, сопровождая это бесконечным автоконферансом. Жанр - в лучших традициях тухлого советского дневного телевидения. Белоголовые дети смотрели на сцену с выражением другого мальчика, из советского фильма: "Дядя Петя, а ты - дурак…"


В следующем выпуске вас ожидает рассказ о самых интересных сетах Kongsber Jazz Festival.

Конгсберг - Осло - Москва

14.07.2012, Александр БЕЛЯЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: