The CARDIGANS  Шарм и драйв

Несмотря на ностальгический уклон концерта, The Cardigans показали, что им по-прежнему есть, что сказать публике.

Около «Стадиума» ажиотаж. Картина чем-то напоминает атмосферу на старой «Горбушке» - народ толпится, одни что-то спрашивают, другие что-то предлагают, при этом шевеления куда больше, чем собственно операций купли-продажи. Немалая часть народа стоит в очереди с распечатками в руках. Суть происходящего проясняется быстро – билетов продалось мало, и непосредственно перед концертом их начали активно сливать по всякого рода купонам и акциям типа «закажи два, получи третий бесплатно». Спекулянты и обладатели лишних билетов пытаются сбить товар. По мере приближения концерта цена падает и достигает уж совсем демпинговых величин – при номинале в 1500, билет спокойно можно получить за треть этой цены, но и это уже никому не нужно.

Народу внутри примерно на ползала – не знаю, как для устроителей, а для зрителей наполняемость оптимальная. Не тесно, можно подойти поближе к сцене, воздуха более чем хватает, кондиционер шпарит на полную. В девять с небольшим, когда мы проникаем внутрь, группа Обе две (из обеих двух осталась всего одна – везде обман) уже исполняет «Милого». Звук так себе, но я ожидал худшего. Время начала соблюдается тоже практически вовремя – The Cardigans появляются на сцене в 21:40, то есть через час с небольшим после официального начала. С учетом разогрева это для Москвы почти рекорд.

Открывающая концерт “Paralyzed” с перегруженным битом неожиданно звучит практически как Nine Inch Nails. Группа играет резко и шумно – бас гудит, барабаны скрежещут, гитара ревет. Разобрать, что творится на сцене, шансов ноль – прожектора светят чётко в лицо зрителям, чтобы не одна сволочь ничего не увидела. «Кардиганы», тем временем, резко меняют темп и переходят к «Erase And Rewind». Народ немедленно оживляется и даже пускается в пляс. Не люблю слышать любимые вещи в начале, но выбирать не приходится. Играют шведы хорошо, да и Нина Персон (Nina Persson), чей голос на первой песне слегка «гулял», успела войти в тонус. Даже операторы света меняют гнев на милость, глушат прожектора и включают мягкие зеленые огни. Зал хором подхватывает припев.

Если музыканты группы все же выглядят как солидные дядьки (хотя им нет и сорока), то Нина всё так же хороша собой, щеголяет в накидке с тетрисом и даже цвет волос на этот раз предпочла естественный. Не обошлось на сцене и без новичков – в живом составе The Cardigans теперь играет Оскар Хумлебё (Oskar Humlebo), известный многим как бард Moto Boy. Несколько лет назад он даже выступал в «Икре» вместе с Хосе Гонсалесом (Jose Gonzalez). Оскар играет на гитаре и подпевает Нине высокими бэками.

Сетлист пока строго канонический, группа играет «Gran Turismo» песню за песней. Меланхоличная «Explode» и чуть более живая, но всё равно неторопливая «Starter» звучат практически как трип-хоп, что вполне можно было ожидать из студийной аранжировки, но всё равно приятно – жанр этот нынче незаслуженно забыт. Первые же аккорды «Hanging Around» народ встречает дружным визгом – женские голоса в зале определенно преобладают. Вот и рок – тут, конечно, слишком заметно сходство Cardigans с Garbage (и те звучали поувереннее), но чёрт, это не соревнование, шведы давят не на технику, а на эмоции. Получается в самом деле очень душевно, контакт с публикой у группы отменный несмотря на то, что Cardigans с залом почти не разговаривают, ограничиваясь дежурными «Spazeebo» и «You’re fantastic».

Еще один пик – естественно, “My Favorite Game”. «Кардиганов» тут знают и любят именно как альтернативную группу из девяностых. А завершается первое отделение стадионным гимном «Junk Of The Hearts», под который народ в зале обнимается, поёт хором и машет зажигалками как в тех самых девяностых.

Как и полагается фронтвуман, Нина несколько раз за концерт бегает переодеваться, оставляя парням доигрывать длинные инструментальные финалы. Те делают это с удовольствием, то выдавая что-то блюзовое, то глуша зал почти пост-роковой стеной звука. Второе отделение, компактный «Greatest Hits» с акцентом в сторону двух последних дисков, открывается неожиданным номером. Нина под акустику исполняет «Подмосковные вечера» на шведском. Это, конечно, ужасающая развесистая клюква, но на шведском можно стерпеть многое. Звучит всё равно дико смешно, почти как финские каверы на мировые шлягеры, что крутят на сцене «We Love Helsinki» фестиваля Flow.

Дальше всё же идут обещанные хиты, мягенькая поп-роковая «For What It’s Worth» и «Lovefool», которую Нина представляет как «песню из восьмидесятых». Ностальгической подачи шведы совсем не стесняются, в отличие от тех же Garbage или Skunk Anansie, которые ведут себя так, будто и не было в их карьере длинных перерывов. Диско-номер Cardigans удаётся на славу, даже звук как будто исправился, противное эхо сзади почти не доходит. На контрасте с танцульками - пафосная эпическая «Hold Me» с длинным финалом, который Нина выпевает практически акапелла, жестами попросив зал не аплодировать раньше времени. А вот «Live And Learn» напротив звучит бодрее, чем в записи, и вообще попахивает «Аббой», эти гармонии у шведов видимо в крови.

Свою самую любимую песню я получаю почти под самый конец. «You’re The Storm» это гимн, сочинять которые – редкий дар (и да, его редкие обладатели – нелюбимые многими в России U2 и Oasis). Удивительно, что Cardigans записали его уже на такой фазе, когда хорошо удаются скорее сложные вещи, построенные на какой-то рефлексии. Исполнение – блеск. Ощущаю себя так, будто любимая команда только что выиграла лигу чемпионов, забив гол на последней минуте.

Следующие за «Штормом» две песни, между которыми группа успевает уйти за кулисы и вернуться, я слушаю будто на автопилоте. Сознание включается к финальной «Communication», которую народ уже настойчиво просит. Здесь всё вместе – и сентиментальность «зажигалочных медляков», и та самая рефлексия, и пафос гимна. Отличная вещь, чтобы исполнять последней, вот только неясно, как же она угодила в открывающий номер на альбоме. Впрочем, черта видимо опять же скандинавская, кое-кто в своё время умудрился поставить первой на альбом «Stay On These Roads».

Жалко, что за рамками остались ранние альбомы – ту же «Rise and Shine» очень хотелось услышать. Да и «Burning Down The House» (пусть Cardigans там и выступили в скромной роли гостей Тома Джонса (Tom Jones)), огоньку бы добавила. Но всё равно получалось хорошо. Несмотря на очевидный упор на ностальгию, Cardigans по-прежнему в порядке. Неясно, означает ли этот реюнион полноценное возрождение группы, или, откатав тур, они снова разбегутся каждый по своим делам, но очень хотелось бы продолжения. Группе очевидно есть, что сказать, а такая вот простая, гармоничная и душевная музыка в окружении пластикового поп-мейстнима слушается сейчас как откровение.

12.07.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

The CARDIGANS - свежие публикации: