ФЕСТИВАЛЬ  Стереолето: прогнозы оправдались

Вторая серия Стереолета-2012 уравняла западных хедлайнеров с местными исполнителями.

Второе мероприятия в рамках фестиваля Стереолето было единственным в традиционном для его формате - то есть ночным. В летнем проекте "Воздух" после шторма в первый день решили перестраховаться и переставили хедлайнеров в закрытое помещение, выставив на побережье площадку поменьше. Дождь шел, но всего минут десять, потом обошлось.

Пока публика только начинала проходить по территории, на пляже заиграл Long Arm. Вечерний приджазованный IDM Георгия Котунова ощутимо выигрывал благодаря аккомпанементу барабанщика Руслана Гаджимурадова, который раньше был известен по работе с поп-группой Марсель и рэпером Ассаи, а сейчас переключился на более независимую нишу. Ударник остался на сцене во время короткого сета певицы по имени Manizha. Яркая восточная внешность, ориентальный вокал, из инструментов хочется отметить виолончель, необычную для r'n'b. Интересно, что в афишах ее выступление анонсировалось как сольное, хотя в конце сета девушка заявила, что проект называется Krip de shin.

D-Pulse буквально за час до этого играла на Елагином острове, на "Усадьбе. Джаз", вне основной программы, на сцене компьютерного спонсора. И вот они, в виде трио, уже здесь, дают космического электро под живой бас (Антон Кочнев порой перевоплощается в гитариста). Когда они начинают петь, публику впервые накрывает, а люди начинают двигаться плотную к сцену.

Сразу же скажем все новости про малую сцену. Финская группа LCMDF настолько же профессионально звучит на альбоме, насколько сумбурно вживую. Но очень весело. Много звуков 80-х в подложке, апатичная барабанщица бьет точно в каждую долю, девочка с микрофоном, как положено финке, задорна и белобрыса, застенчивая гитаристка аккуратно выдает все риффы, но либо тихо поет, либо ее плохо выводят на пульте. Однако общий вид барышень с соседнего двора и разубахистые аранжировки приводят пляж в восторг.

Еще больше веселья и куража - во время сета группы Jack Wood из Томска. Барабанщик и гитарист - словно из какой-то стоунер-группы. И худющая, завернутая в шубу и колготки певица Саша Клокова, которая извивается, кричит, пинает гитариста, лезет на колонки. Толпа в экстазе. Абсолютный рок-н-ролл без какой-либо позы (60-е в Сибири как-то лучше прижились). Уходят они потом большой толпой, превышающей основной состава раза в три, в руках у фронтгерл - внушительная бутылка вискаря. Мерещится Сансет-стрип.

Tory Y Moi любят многочисленные студентки, которым постоянно звонят родителями, судя по их переполненным матом речам. Чезвик Бандик (Chazwick Bundick), скромно размещается с синтезаторами в левом краю сцены, рядом с ними - гитарист-клавишник в образе тедди-боя, басист и барабанщик. Никакого фронтменства, просто расслабленные фанковые разработки альбомных треков, один за другим, от "New Beat" до "Light Black". Возможно, на берегу они слушались бы несколько иначе.

Зато New Young Pony Club устраивают подлинный мини-фест дружбы. Гордость Трининада и Англии Таита Балмер (Tahita Bulmer) с ходу, с тропической "Hiding on the Staircase", задает тон выступлению, двигает телом, как афро-латин-дива, Предлагает устроить мошпит, а группа приумножает альбомный грув (особенно старается патлатый басист). В частности, они играют вышедший в мае сингл "You Used to Be a Man" - заметно, что сейчас их заботит более пространственная музыка, практически в духе Human League. Зал взрывается на предельной простой по припеву "Get Go". Время летит удивительно незаметно.

On-The-Go играют короткую программу, но и выглядят и звучат уже как признанные герои - каждый трек с первых нот признается верными слушателями. После сета вокалист Юрий Макарычев говорит, что чекались они с утра под свадьбу (пьяные подружки невесты отвисают в баре): «Днем, наверное, даже приятней было, жалко, что площадка крытая. На нас пока не так много людей в Питере ходит. Это большой бонус для нас. Мы довольны, единственное, что фестивальная программа выстроена более сжата, таким шотом, в отличии от сольного лонг-дринка».

Тем временем наступает утро, но публики достаточно, хвала мостам и алкоголю — одни пляшут у сцены, другие дремлют на диванах, третьи громко оценивают проходящих мимо девушек, развалившись на стульях у бассейна, в который так никто и не прыгнул. Завершают StereoНочь москвичи Beat-Off-Silence — без бас-гитары, зато с двумя ребятами, отвечающими за синтезированные звуки. Гедонистические треки, исключительно для танцевания и проливания напитков на пол — парни явно метят в ростер к какому-нибудь электропоп-лейблу, видимо, тогда и будут играть не так близко к открытию метро. Но на фоне неприглядной атмосферы ранних часов, которые можно наблюдать на любом фестивале, четко понимаешь — вот мы уже научились делать так, что разница между российским и заграничным чувствуется только на уровне паспортов. И американский хедлайнер уже — просто строчка в расписании, по крайней мере, для среднестатистического потребителя. К чему же это приведет?

Характерно, что заросший за время подготовки директор фестиваля Илья Бортнюк доволен именно местными командами: «Я рад, что Jack Wood впервые выступили в Петербурге у нас, это абсолютно тот самый рок-н-ролл. On-The-Go приятно удивили, я не думал, что они так хорошо звучат», - а потом уже привозными: «Toro Y Moi отыграли так, как я ожидал от команд такого уровня. И, конечно, LCMDF оказались еще более горячими и задорными». Оно и верно — точно знаешь, чего ожидать от людей с многолетним опытом гастролей и интервью, но гораздо интереснее открывать что-то домашнее.

06.07.2012, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: