17 апреля 2000 года состоялся брифинг, на котором Министр культуры РФ Михаил Швыдкой объявил о том, что всемирно известный дирижер Евгений Светланов специальным приказом уволен с поста главного дирижера Государственного Академического симфонического оркестра России.
Скандал вокруг ГАСО продолжается уже более года, и все это время не утихают споры о том, кто же прав √ Светланов или оркестр, и каков наилучший выход из сложившейся ситуации. Для того, чтобы разобраться в этом, прежде всего следует понять, в чем суть конфликта. Очевидно, что Светланов, формально сохраняя за собой должность худрука и главного дирижера, фактически перестал работать в ГАСО. Иными словами, он перестал проводить регулярные репетиции и концерты со своим коллективом. При этом его юридические полномочия позволяли ему полностью контролировать ситуацию в оркестре, например, конкурс на замещение вакантных должностей мог быть проведен только с его ведома и т.д. Более того, указом предыдущего Министра культуры Егорова, Светланов был даже наделен правом как брать музыкантов в оркестр без конкурса, так и увольнять их безо всяких причин. Надо заметить, что это беспрецедентный случай даже для российского музыкального коллектива.
Зарубежный опыт, на который в последнее время принято кивать по любому поводу, в данном случае, к несчастью, оказывается неприменим. Действительно, почти любой известный западный симфонический оркестр видит своего главного дирижера не так часто, обычно максимум два-три месяца в году. При этом главный дирижер западного оркестра действительно имеет возможность как осуществлять художественное руководство (например, задавать определенное репертуарное направление), так и в определенной степени влиять на то, кто встанет за пульт в его отсутствие. Однако основную роль в данном случае играет контракт, заключенный между оркестром (в лице его руководства, дирекции и т.п.) и дирижером. Обычно контракт заключается на несколько лет, и его можно как продлить, если сотрудничество с тем или иным дирижером представляется оркестру перспективным, так и √ в исключительных случаях √ прервать, если дирижер систематически не выполняет взятые на себя обязательства или для этого есть какие-то иные причины. Такие же контракты (разница чаще всего лишь в размере материального вознаграждения) заключают с руководством и сами артисты оркестра.
Современный оркестр, особенно высокого класса √ это крупное производство, и его остановка по любой причине √ скандал, ЧП, которое может повлечь за собой очень неприятные, в том числе и с финансовой точки зрения, последствия для всего коллектива. Разумеется, грамотное и заинтересованное в своей работе руководство (которое тоже имеет перед оркестром определенные обязательства, оговоренные опять же в контракте) по доброй воле не станет доводить до этого.
Вернемся в нашу страну и, имея приблизительное представление о ╚зарубежном опыте╩, сравним его с отечественным. Начать следует с того, что в большей части российских оркестров, по крайней мере государственных, главный (он же, по большей части, и единственный) дирижер фактически не имеет никаких обязательств перед коллективом, которым он руководит. Более того, даже если коллектив однозначно не удовлетворен качеством работы дирижера, поднятие вопроса о замене ╚главного╩ скорее приведет к увольнению вопрошавшего (по собственному желанию, само собой), чем к чему-то иному.
Что же касается оплаты труда, то ни для кого из музыкантов не секрет, что любой российский оркестр тем более ценен в качестве места работы, чем чаще он выезжает на гастроли за границу. При средней месячной зарплате группового музыканта на уровне 30-35 долларов в месяц, и средних гастрольных суточных на уровне 40-50 долларов (т.е. больше, чем месячный оклад), это вполне понятно. Гастрольные же поездки в большинстве случаев организовывают главный дирижер в сотрудничестве с директором оркестра (участие одного и другого в разных случаях может быть разным, однако факт остается фактом).
Позиция Светланова в данном случае представляется, по крайней мере, на взгляд со стороны, понятной, но почти по всем пунктам неприемлемой для оркестра. Евгений Федорович хотел, по всей видимости, оставаться главным дирижером оркестра как можно дольше, при этом сведя к минимуму реальное время работы с коллективом. Это вполне объяснимо, учитывая то, что Светланов отдал ГАСО почти 40 лет жизни и огромное количество сил. Именно он сделал этот оркестр одним из лучших симфонических коллективов мира, ведь не случайно он широко известен как ╚светлановский╩. Все это так. Однако, сейчас, когда Светланов по каким-то (неважно по каким) причинам не в состоянии уделять оркестру столько времени, сколько необходимо для полноценной работы, было бы логично уступить свою должность коллеге, который мог бы работать более активно.
Методы, хорошо зарекомендовавшие себя и широко применяемые в западном обиходе, не всегда удачно срабатывают в России. ГАСО не случайно назывался ╚светлановским╩ оркестром, точно так же, как ранее оркестр Ленинградской филармонии не случайно именовался ╚оркестром Мравинского╩. В наше время Российский национальный оркестр до сих пор известен как ╚плетневский╩. Специфика российских оркестров заключается в том, что они, за редким исключением, способны показывать самое высокое качество лишь при постоянной регулярной работе со своими главными дирижерами, в то время как большая часть западных оркестров способна ╚не терять лицо╩ даже под управлением не самого хорошего дирижера.
В последние несколько месяцев ГАСО почти не имел работы, поскольку принципиально не желал выступать со своим художественным руководителем, а возможность работы с другими дирижерами в известной степени ограничивалась властью и авторитетом Маэстро. Строить какие-либо планы на будущее также представлялось невозможным из-за того, что ╚главный╩ в любой момент мог наложить вето на любой прожект.
Позиция оркестра в этом смысле поначалу ограничивалась несколькими, вполне обоснованными, требованиями: все они являются профессионалами высокого класса и имеют вполне законное право работать по профессии в своем родном коллективе, которым они гордятся не меньше, чем их художественный руководитель. А мировая практика, на которую несколько раз ссылался Евгений Федорович, как мы уже поняли, вряд ли может сослужить хорошую службу ГАСО в этой ситуации.
Годовое противостояние между оркестром и художественным руководителем привело к тому, что на момент отставки Светланова коллектив со всемирной известностью уже успел превратиться из гордости России в самый настоящий ее позор. Мало того, что уровень игры снизился до невозможного. Многие артисты оркестра влачили просто нищенское существование, в отсутствие регулярного заработка люди были вынуждены искать самые разнообразные способы для того, чтобы прокормить себя и семью.
Сегодня многие хотят надеяться на то, что ╚черные дни╩ ГАСО позади. Другие, напротив, считают что увольнение Светланова √ факт, по меньшей мере, возмутительный. С ними можно согласиться, если не знать о голодных обмороках, случавшихся на протяжении прошедшего года у некоторых музыкантов ╚светлановского╩ оркестра. И первых, и вторых объединяет желание вновь услышать ГАСО таким, каким его еще многие помнят. И первые, и вторые считают, что потеря этого коллектива дорого обойдется российской культуре.
Так или иначе, над легендарным оркестром сегодня занимается утро новой эпохи.

28.04.2000, (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ЕВГЕНИЙ СВЕТЛАНОВ - свежие публикации:
  • Календарь - Умер Евгений Светланов , 30.03.2009
    Вечером 3 мая 2002 года на 74 году жизни скончался всемирно известный дирижер, Народный артист СССР, композитор и пианист Евгений Светланов »»
  • События - Евгений Светланов отправлен в отставку , 17.04.2000
    Сегодня утром было официально объявлено о том, что указом министра культуры Михаила Швыдкого дирижер Евгений Светланов освобожден от своей должности художественного руководителя »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 1 января 1928
Место рождения: Москва

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника23/09

1994 – Первый концерт группы «Чиж и Ко»  »»

Albert AMMONS

George MATTHEWS

John COLTRANE (1926)

Mighty Joe YOUNG (1927)

Ray CHARLES (1930)

Ben E. KING (1938)

Roy BUCHANAN (1939)

Earl TURBINTON (1941)

Jeremy STEIG (1942)

Julio IGLESIAS (1943)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить