ЧУГУННЫЙ СКОРОХОД  Есть только одна вещь, которую мы делаем медленно

Недавно редакцию Звуков посетила популярная питерская группа Чугунный скороход в лице двух ее участников и авторов всех композиций - Антона Ньюмарка и ПавлиГа Коха. Беседа с ними получилась довольно продолжительной и занимательной, поскольку в чувстве юмора авторам "Шамиля Басаева", "Быстрой походки" и "Слова из трех букв" отказать трудно. А байки, которые они рассказывают, вполне могли бы фигурировать на сайте HUMOR.RU. Тем не менее, если не особо обращать внимание на постоянные шуточки, можно заметить, что оба члена группы являются вдумчивыми и образованными музыкантами.

Недавно редакцию Звуков посетила популярная питерская группа Чугунный скороход в лице двух ее участников и авторов всех композиций - Антона Ньюмарка и ПавлиГа Коха. Беседа с ними получилась довольно продолжительной и занимательной, поскольку в чувстве юмора авторам "Шамиля Басаева", "Быстрой походки" и "Слова из трех букв" отказать трудно. А байки, которые они рассказывают, вполне могли бы фигурировать на сайте HUMOR.RU. Тем не менее, если не особо обращать внимание на постоянные шуточки, можно заметить, что оба члена группы являются вдумчивыми и образованными музыкантами.

Звуки.Ru: Как вы встретились?

ПавлиГ Кох: Мы никогда с Антоном не встречались, мы сначала разошлись, и с этого все началось. Разошлись во мнениях, и поэтому решили начать работать вместе.
Антон Ньюмарк: Мы жили в разных районах, которые ходили "стенка на стенку". Драки были после школы регулярно.
П: Я был с цепью, а Антон - с бревном. Так мы дрались-дрались, а потом замирились и подружились.
А: Это было 52 года тому назад.
П: Оказалось, что мы слушаем одинаковую музыку, но больше ничего одинакового у нас нет.

Звуки.Ru: Вы сразу решили играть именно такую музыку?
А: За эти 52 года каждый из нас имеет за плечами огромное количество проектов, но это по отдельности. Я читал рэп, потом я записывал такую музыку в стиле "новой волны".
П: У меня сначала было увлечение арт-роком, потом джаз-роком, а потом я встретил нормальных парней, и мы стали играть рэп-кор. Рэпа там было меньше, было больше кора. Я тогда первый раз попал на закрытую вечеринку на Фонтанке, там был такой известный дом, с которого вообще все в этой стране пошло, с точки зрения электронной музыки и клубной культуры. Этот ╚сквот╩ устраивал такой известный персонаж, Юрий Слесник. Сейчас он делает какие-то игрушки из полимеров, которые раскладываются и складываются в квадратики.
Потом меня, естественно, увлекла ╚новая волна╩ и мелодика. А Антон меня заразил "битом" и "басом". Мы слышали это постоянно от многих, то, что люди ищут ритм и ищут бас. В основном, мы утвердились в этом мнении, когда прочитали интервью с ╚Ритм Мастерз╩ - это два известных музыканта из Нью-Йорка...
А: ...которые пишут о том, что они "подошли к тому этапу, когда решили начать все сначала". И мы стали играть ритм-энд-бас.
"Чугунный скороход" был популярен в 96-м году. В 97-м вышел новый альбом, а потом "Чугунный скороход" на два года исчез из поля зрения. В это время мы с ПавлиГом сидели в студии, заперлись там, экспериментировали и, фактически, учились.
П: Все это происходило в дурацкой атмосфере полного идиотизма, постоянного понимания друг друга, что даже стошнило. Большего единомышленника в музыке я не видел. Первый раз я тебе, Антон, признаюсь в том, что ты единственный человек, с которым музыку делать приятно!

После этого ПавлиГ очень красочно (слава Богу, в шутку) описал возможную реакцию Антона на последнюю фразу. Все это очень сложно пересказать, поскольку практически - это сценарий нормального "гонконговского" зубодробительного боевика.

П: Предвкушая очередной вопрос, сразу скажу, что в следующем альбоме и Антона и меня занимает, в первую очередь, мелодика и гармония - то, чего на последней пластинке не очень много. Это все-таки больше бас. Но, естественно, останется тот дух, настоящий жизненный дух "Чугунного скорохода", которому мы поклоняемся, и который является нашим богом.

Звуки.Ru: Как-то визуально он представляется?
П: Конечно, он изобра жен.
А: И тут он вдруг замаячил перед нашими рожами!...
П: Вообще-то, о боге не говорят вслух. Главное, что "Чугунный скороход" будет продолжаться.

Звуки.Ru: Что можете рассказать по поводу своих необычных клипов?
П: Когда мы записывали наш последний альбом, "Нашу быструю походку", мы чуть не стали психами из-за того, что мы никак не могли придумать, что же и как нам снимать. А потом мы подумали, зачем же нам психовать, если вот оно! Прямо тут и есть!
А: Мы поняли, что нашей самой главной целью являются люди. Например, когда у человека чешется попа, что он делает? Он оглядывается по сторонам сначала, чтобы ее незаметно почесать. Вот именно это нас интересует, чтобы это снять на камеру и показать!
П: На это я могу рассказать одну историю, такую типичную "чугунную" историю. Едет один человек в троллейбусе, а рядом с ним сидит "синяк", алкоголик жуткий...
А: На самом деле, он это видел своими глазами.
П: И тут заходит некая личность, субстанция с портфелем, запаянная и в очках, такой некий инженерный элемент в потертом пиджаке. Он искал свой билет и при этом выронил всю мелочь. Начал ее собирать и при этом очень громко запердел. Очень сильно и очень громко! В троллейбусе было, действительно, очень много народу, и, естественно, все сделали вид, что ничего не заметили. И только тот самый алькоголик сказал такую фразу: "Ну!.. Эй, пердун, вот там еще 15 копеек!" Именно это и является настоящей жизнью. То, что все называют "Home-video", это и есть то мгновение истины, которое интересует.
А: Мне лично надоело смотреть по всем телевизионным музыкальным каналам эти "понтовые" ролики, где колышатся занавески, людей обливают водой... Какие еще есть стандартные ходы? Ветром обдувает, водят под уздцы животных и ездят на очень-очень дорогих блестящих автомобилях.
П: А еще обязательно должен быть вертолет!
А: На это просто неинтересно смотреть, а нам захотелось сделать что-то, чтобы было интересно.
П: Тем более, когда нас встретят на улице, или мы с Антоном едем в троллейбусе, а у нас в клипе вертолет! И нас спросят: а где ваш вертолет? Что о нас подумают?
А: Первый клип мы сняли там же на студии, где мы записывались. Единственное, мы повесили синий фон.
П: Потому что все зачем-то вешают синий фон! У нас даже на обложке диска синий фон.
А: Со вторым роликом получилась совсем занятная история...

<Звуки.Ru: В принципе, эту историю уже несколько раз прокрутили по MTV, думаю, нет смысла повторяться. Единственный вопрос: долго ли ребята репетировали этот танец?
А: Около месяца. Нет, они очень быстрые, потому что у них друзья - "чугунные скороходы", которые тоже очень быстрые.
П: Есть только одна вещь, которую мы делаем медленно...
А: И тут ПавлиГ покраснел.
П: Это на заметку девушкам, чтоб они хором закричали: "Да здравствует тантрический секс!"

Звуки.Ru: Вы упоминали, что третий ролик вам предложили снять бесплатно.

А: Нет, снимаем мы сами. Нам предлагали помощь в организации, в нахождении монтажных. Но все равно во всех этих процессах мы принимаем участие сами.
П: Это уникальный материал, когда камера находится в наших руках. Это все, что я могу сказать о наших клипах.
А: Последний ролик уникален в том смысле, сколько людей нам предложили и помогли его снять. Это наши московские и питерские друзья. Очень здорово!

Звуки.Ru: А какие-то проблемы у вас существуют?

П: Проблем у нас нет вообще! Самая главная проблема, когда мы сидим с Антоном, и я на него злюсь. Вот это проблема! Или он на меня злится. Это случается практически постоянно, и всегда заканчивается мордобоем, причем с моей стороны. А с его стороны - удушением болевыми приемами на руки, на ноги и шейные позвонки, которые у меня от его удуший уже хрустят.

Следующие несколько минут были посвящены демострации шрамов, синяков и рубцов, полученных в дружеских беседах. И все-таки беседу удалось перевести в немного более серьезное русло, задав вопрос о традиционном питерском роке. Правда, упоминать каки-либо имена ребята категорически отказались.

П: Нам не нравится питерский рок. Это псевдо-ренессанс. То, что они делают, называется бардовской песней. Это вообще не рок! Я понимаю рок - это Игги Поп..., опять же ритм и бас, и никто не поет в первую долю! Даже Том Петти - это рок. Бардовская песня нас интересует гораздо в меньшей степени.
Хотя был такой период, когда я был маленький, я слушал бардов. Мы ходили в горы, плавали на плотах, я это слушал и даже чего-то писал, но это быстро прошло. Для детства это нормально!
Романтика такая, неоромантический период - это было в 80-х годах, а потом стало просто неприлично так романтизировать ситуацию. Но, если назвать романтиков той же "волны" - вот это действительно настоящая романтика.
А: Дело не в возрасте и не в том, что модно или не модно.
П: Мы говорим сейчас о сугубо музыкальных вещах. Это движение времени, это не мода! Это движение сознания человека на протяжении времени.
Например, тот же самый Моцарт, когда писал, - это была вечериночная музыка, то есть фактически была создана для публичных домов, музыка вертепа! А сейчас мы слушаем и думаем, как это просто и гениально, мелодично и здорово! А в то время это было музыкой для вечеринок. Или наоборот. Музыка Баха была сугубо религиозной, это вообще считалось божественным явлением: и фамилия его, и гармония, которую он использовал - это все имеет под собой музыку. А сейчас к чему мы пришли? Мы говорим, что это вечная музыка. Но, если закачать Баха на mp3, его никто не будет скачивать. О чем это говорит? О том, что это не вечная музыка. Музыка и идеология под музыкой - это явления кратковременные. Что-то живет дольше, что-то меньше.
А: Что же касается современной музыки, как рок, так и поп, то, в основном, это детсадовская песня. Люди, которые выросли на песнях "Пусть бегут неуклюже..." и "Голубой вагон", теперь поют весьма примитивно.
П: Нам часто говорят, что у нас примитивная музыка. Хорошо, примитивная. Просто попробуйте сделать только барабаны и бас, и чтобы под это хотелось танцевать. Никто не может этого сделать! А мы делаем. У нас звучат те же самые инструменты, но они играют немножко по-другому. Не будем раскрывать секрет, просто надо взять небольшие книжки по программированию или почитать книгу KLF "Как сделать хит".
А: Нужно прочувствовать не только музыкально, но и идеологически, как это должно звучать и что нужно делать. А то, что делается с ленинградским рок-клубом, для меня просто непонятная ситуация. Как это вообще еще живо?

27.04.2000, А-лена (ЗВУКИ РУ)