Sony Music Entertainment (Japan), Inc.  Дань начнут собирать уже в апреле

К концу апреля 2000 года фирма "Сони" начнет собирать долларовую дань с любителей музыки, продавая через Интернет музыку своих артистов в розницу - по $2.49. Это, по мнению специалистов по...

К концу апреля 2000 года фирма "Сони" начнет собирать долларовую дань с любителей музыки, продавая через Интернет музыку своих артистов в розницу - по $2.49. Это, по мнению специалистов по продажам, дешево - вначале было предложено установить цену по $3.49 за единицу творческой продукции.
Однако, у будущих потребителей - другое мнение. Они считают, что это - дорого. Особенно несправедливой они считают такую цену за песни, которые на слуху уже лет пять. Конечно, на продажу выставлен не сомнительный и не второсортный товар; среди продаваемых исполнителей - Pearl Jam, Jennifer Lopez, Laurin Hill, Bob Dylan, Bruce Springsteen, Rage Against the Machine... Но "Сони" выставит на продажу весь свой внушительный архив, абсолютное большинство песен из которого уже пылятся у потенциальных покупателей на традиционных носителях - аудиокассетах, CD и даже виниле.
Поскольку компания с такой репутацией, как "Сони" не может себе позволить не угодить потребителю - не только по соображениям возможного финансового провала, но, что гораздо важнее, из-за риска потерять репутацию "вечного новатора", чьи сумасшедшие идеи, как у фокусника, всегда становятся золотыми, она продолжает обсуждать технические проблемы как с потребителями, так и с продавцами сопутствующего оборудования. Выход напрашивается сам собой - выпустить в Интернет-продажу неиздававшиеся ранее варианты известных песен, ремиксы и по какой-то причине не вышедшие песни. По крайней мере, сделать акцент на них.
От подобной продажи выигрывают многие: во-первых, любое внимание (а все, что связано с шоу-бизнесом, привлекает внимание в первую очередь) к Интернет-бизнес-технологиям. Это сразу повышает доверие массового потребителя к продажам через Интернет и стимулирует этот вид шоппинга. То есть, это - реклама всей системы Интернет-продаж. Так говорят не только специалисты "Сони", но и многие работники Интернет-прилавка, и даже обозреватели таких авторитетных изданий, как "Wall Street Journal".
Во-вторых, это стимулирует создание новых средств воспроизведения и новых видов популярных носителей музыкальной информации.
В-третьих, это, как ожидается, вызовет оживление в застойном сейчас шоу-бизнесе. Отсутствие новых направлений, то есть серьезно выделяющихся на общем фоне артистов, пресыщенность потребителя однотипной музыкой, которую уже можно не слушать - она является, скорее, фоном, - привело в 1995-97 годах к краху большой части звукозаписывающей индустрии. Альбомы не продаются так, как хотелось бы, интерес публики падает, вместо покупки альбомов на CD и кассетах, слушатели довольствуются радиоверсиями. Новые стили не отличаются от старых настолько, чтобы стимулировать и возрождать интерес к музыке, как к событию.
И наконец - MP3. Молодые зубастые непризнанные гигантами шоу-бизнеса гении, купив вскладчину оборудования для домашней студии на $5000 или меньше, размещают плоды своего таланта в Интернете. Расходы на рекламу, хранение, обслуживание - символические, по сравнению с обычными способами. Но: эту музыку можно продавать. Так же, как это было с роком, затем с панком, формируются группы и пласты почитателей и покупателей новых, пока неизвестных видов музыки (а они, по расчетам специалистов, должны обязательно проявиться). Но если современный рок - порождение хиппи - формировался на уличных концертах и фестивалях, то панк средством общения и распространения музыки уже имел мелкие дешевенькие клубы и самиздатовские журналы - "Zines". В киберпространстве, где аудитория не имеет ни границ, все происходит еще быстрее. Так говорят специалисты.
К несчастью, и специалисты обладают способностью ошибаться. Первые ошибки уже налицо. Связаны они как с технической стороной дела, так и с юридической.
Технически - существующие на данный момент плееры для воспроизведения скачанной с Интернета в формате MP3 музыки - сониевские Music Clip и Memory Stick Walkman, особенно последний, имеют множество нареканий. Претензии простые: не работают.
Но это вполне поправимо. Более того, "Сони" уже предлагает новый, улучшенный формат ATRAC3, который будет по зубам новой версии Windows Media Player, а также уже упомянутым плеерам. Это еще что! Кроме "Сони" на лакомый кусок пирога уже нацеливаются другие компании. Английская фирма Vestax Co предложила домашнее устройство VRX-2000 Vinyl Recorder, которое, как следует из названия, пишет из Интернета через компьютер прямо на ... виниловый диск - как во времена родителей основных потребителей Интернет-музыки. Как ни смешно это слышать в цифровую эру, но ни на одном CD скрэтча не сделаешь. Пилить в клубах можно, к сожалению или к счастью, только винил.
Вторая, более серьезная проблема - пиратство. Зачем платить "Сони" по два с полтиной за песню, когда с пиратских сайтов - сайтов, "отстаивающих свободу распространения информации", то же самое можно скачать бесплатно. Можно и друг у друга переписать. RIAA - американская ассоциация звукозаписывающей индустрии устраивает форумы и конференции, чтобы решить эту проблему.
Но несмотря ни на что, продажа музыки по песням начнется уже в конце этого месяца. Мы вступаем в новую эру.

27.04.2000, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)