РОМАРИО  "Зарплата папы была меньше гонорара этих артистов за один концерт"

Автор песен "Таня дура" и "Москва-Нева" рассказал о том, как пробивался в столице.

Пару лет назад Роман “Ромарио” Луговых стал известен в качестве автора песен для Евгения Маргулиса, Александра Иванова, Чижа, Валерия Сюткина и других маститых музыкантов. Ходили разные слухи о том, что или кто за этим стоит. На презентации первого сольного диска Ромарио “Счастье” Звуки.Ru расспросили молодое дарование об ухабах его карьеры и наполеоновских планах на будущее.

Звуки.Ru: Расскажи, как это простой парень из Екатеринбурга стал соавтором звезд русского рока Маргулиса, Макаревича, Чижа.
Ромарио: Постепенно. Я приехал в Москву не с пустыми руками, у меня было с собой песен 400. Первым “клиентом” стал Александр Иванов. Мы познакомились с его аранжировщиком Егором Жирновым. Егор предупредил, что Саня очень привередливый, ему может не понравится. В итоге Иванов выбрал песен 17, из них он оставил семь или восемь, которые вошли в его последнюю пластинку. Потихоньку заработало сарафанное радио, появились другие «заказчики». Меня познакомили с Евгением Маргулисом. Маргулису понравилась песня “Таня дура”, он подключил Чижа, и мы вместе выпустили пластинку “Имена”. С Сюткиным меня познакомил Маргулис – такая цепная реакция. Но это сейчас я так быстро перечисляю, на самом деле на всё это ушли годы.

Звуки.Ru: Пару лет назад известные артисты – Маргулис, Иванов, Александр Шевченко – не сговариваясь (а может быть, сговариваясь), начали рассказывать о своем новом талантливом авторе Ромарио. Было похоже на спланированную рекламную кампанию.
Ромарио: Флэшмоб такой получился? Конечно, это было случайно. Всё шло довольно тяжело. Я пять лет в Москве, и только сейчас вышла первая сольная пластинка “Счастье”, которую я задумал еще в Екатеринбурге.

Звуки.Ru: Тебе легче сочинять для себя или на заказ?
Ромарио: В основном я пишу для себя, а потом, бывает, кому-то отдаю. Конкретно на заказ сочиняю редко. Хотя однажды Сюткин позвонил и попросил написать песню специально для него – так появилась “Москва-Нева”. Но все песни, которые я написал для других, я исполняю на своих концертах. Мне ни за одну из них не стыдно.

Звуки.Ru: Говорят, твой отец – большой медиа-магнат в Екатеринбурге. Это правда?
Ромарио: Нет. Папа работал директором екатеринбургской телекомпании. Директор – это не хозяин, не магнат, а наемный работник, получающий зарплату. Сейчас он уже там не работает. Было очень смешно, когда начали говорить, что медиа-менеджер из Екатеринбурга купил сыну Макаревича, Маргулиса и Чижа. Зарплата папы была меньше гонорара любого из этих артистов за один концерт. Но, естественно, в переходах я не пел. У нас хорошая семья: папа журналист, мама – филолог. Мы могли себе позволить раз в неделю пойти в ресторан, но, например, собственного автомобиля у нас не было. Я сам езжу на метро, и сайт для группы “Ромарио” мы сделали буквально сегодня. Обидно, когда люди не анализируют творчество, а пытаются выяснить, благодаря какому блату появился артист.

Звуки.Ru: Почему ты выбрал такой немодный жанр, как поп-рок?
Ромарио: Я стараюсь сочинять песни, в основе которых лежат стихи, а не тексты, и красивые мелодии и гармонии. Не знаю, как назвать этот жанр. Можно поп-роком, можно бард-роком или рок-н-роллом. Мне больше нравится слово “рок-н-ролл”. А вообще это просто песня – такой немножечко забытый жанр. Я всегда слушал композиции с красивыми мелодиями и хорошими стихами, любил Пола Маккартни (Paul McCartney) и Андрея Макаревича.

Звуки.Ru: Как ты думаешь, твоя музыка сможет освежить эфир “Нашего радио”, превращающегося в ретро-станцию, которую слушают ради старых песен?
Ромарио: Думаю, что нет. Мои песни они почему-то не крутят, хотя на их мероприятиях я выступал. Многие программные директора боятся новых голосов: им даже не важно качество песни, главный критерий – узнаваемость голоса. Моих песен в радиоэфирах нет, потому что мой голос им не кажется узнаваемым. При этом ”Секс в большом городе” с 2004 года всегда поет хором весь зал, хотя ни одного радиоэфира у песни не было. Я абсолютно уверен, что это хит, но его не крутят! Хорошо, что крутят мои песни, исполненные другими исполнителями. У “Москвы-Невы” с Сюткиным есть два варианта: дуэтный и его сольный. Крутят только сольную версию Валерия.

Звуки.Ru: А с концертами как?
Ромарио: По-всякому. Надеюсь, что после выхода альбома “Счастье” их будет побольше. Я всегда занимался делами сам, но наконец-то нашел директора. Два года уговаривал своего друга, которого считал потенциально идеальным директором. Он долго не соглашался, но наконец сломался. Два года назад мы не сделали презентацию альбома “Имена”, потому что я не смог это потянуть организационно. А на этот раз мы разделили обязанности – и получилось собрать друзей, пригласить правильных журналистов, готовых прийти не на фуршет, а послушать концерт.

Звуки.Ru: Важную роль в группе “Ромарио” играет гитарист Колямба. Вы с ним, как Джаггер и Ричардс?
Ромарио: Да, как-то так. Как Саймон и Гарфанкел (смеется). Мы с ним вместе работаем уже лет восемь, много пишем совместно. Почти что все песни аранжированы Колей, на этой пластинке он сыграл на всем, кроме клавиш. На пластинке есть две песни его авторства и в его исполнении. Причем он написал и слова, чего за ним раньше не наблюдалось. А меня он натаскивает по музыкальной части: во мне больше бардовского начала, а он рок-н-ролльный парень, пел «битлов» в екатеринбургских барах. В итоге он стал сочинять недурные стихи, а я подтянулся по мелодиям.

Звуки.Ru: Выпуск альбома на CD – по нынешним временам это так старомодно…
Ромарио: Но до этого у меня альбомов не было и, как знать, может, больше и не будет. Хотя бы один сольный нужно же было выпустить! Для меня это принципиальный эзотерический момент: нужно себя как-то увековечить. К тому же до сих пор кое-кто слушает диски. Надеюсь, что до них пластинка дойдет. А если кто в интернете скачает, я не буду сильно переживать. И мне не жалко, что песни становятся популярными в другом исполнении: гораздо приятнее, когда тебя не знают, но знают песни, чем когда тебя все знают, но не знают, что ты поешь.

Звуки.Ru: В поисковых сетях ты плохо индексируешься – первые ссылки на бразильского футболиста Ромарио. Ты об этом не думал, когда выбирал псевдоним?
Ромарио: А я его не выбирал, он сам ко мне прилепился. Я с детства люблю играть в футбол. Естественно, в 1994 году, когда Бразилия стала чемпионом мира, а Ромарио был лидером той команды, Рому, игравшего в футбол, все называли Ромарио. И с тех пор иначе меня и не звали. Я даже пытался назвать группу по-другому, но народ это не воспринимал. Вообще в Екатеринбурге все Романы – Ромарио, а все Коли – Колямбы. В Москве люди иногда удивляются, когда слышат такие «кликухи», а для меня это совершенно естественно. За Николая на Уралмаше можно по роже получить, а Колямба – это такой свой парень. Ну, а с бразильским Ромарио будем бороться: он-то уже не играет, а мы вовсю.

Звуки.Ru: Ты планируешь становиться большой рок-н-ролльной звездой?
Ромарио: Да, если отвечать односложно. Не обязательно звездой, но человеком, которому удалось внести какой-то вклад и оставить культурное наследие. Пусть это произойдет не сегодня и не завтра – у меня есть 15-20 лет в запасе. К 50-ти годам хотелось бы уже быть авторитетным музыкантом.

25.04.2012, Алексей МАЖАЕВ (ЗВУКИ РУ)