МУЗЫКА  Tallinn Music Week: имена

10 эстонских исполнителей, которых стоит увидеть живьем.

От общих впечатлений о Tallinn Music Week перейдем к частным. Звуки выбирают 10 эстонских исполнителей, которых стоит увидеть живьем.

Сразу сделаю пару важных оговорок. Первая: этим куцым списком местная сцена, а точнее множество сцен (от сильной академической школы и наследников Арво Пярта до русскоязычного хип-хопа), далеко не ограничивается. Это те, кого мне довелось увидеть живьем и за кого я могу в определенной степени поручиться. Оговорка вторая сводится к тому, что у эстонских новичков - а в списке немало тех, кто едва успел выпустить дебютный альбом - все те же проблемы с самопрезентацией в сети, что и у их российских коллег. Поэтому прицепленные к отзывам студийные записи иногда дают слабое представление о том, как их авторы звучат живьем. Знаю, к этой сомнительной отмазке ("Но слышали бы вы их на концерте!") традиционно прибегают плохие менеджеры. И тем не менее это правда.

Orelipoiss
Видный эстонский писатель и песенник Яан Пехк (Jaan Pehk), пандообразный мужчина с трогательным голосом (интонациями иногда напоминающий Моррисси), сочиняет короткие грустно-иронические зарисовки. В 2011 году выпустил альбом комических куплетов "99", состоящий, по аналогии с "69 Love Songs" The Magnetic Fields, из 99 песен и беззлобно обыгрывающий жанровые штампы (а Пехк берется буквально за все - от оперы до дискиленда). Чувство юмора у толстяка тоже под стать Стивену Мерритту (Stephin Merritt), но в этой оценке придется довериться носителям языка: поет Пехк почти исключительно на эстонском.

Iiris
Надежда финского отделения EMI Music, довольно бесстыдно сочетающая амбиции стать местной Флоренс Уэлч (Florence Welch) с кукольным голосом и имиджем японской поп-старлетки. Энергичный, порой бесноватый электропоп Иирис Весик (Iiris Vesik) разбавляет сольными мелодраматическими номерами для фортепиано. С визуализацией полный порядок, с музыкой все не так однозначно.

Elephants from Neptune
Рок-банда, промышляющая музыкой, которая, кажется, давно вышла из моды, но на самом деле никогда не теряет актуальности: немного буги, немного стоунера, немного зубастой дейв-гроловщины - на выходе драйв и профит. Фронтмен-гитарист определенно поглядывает через плечо Джошу Хомму (Josh Homme), но когда это было чем-то постыдным? Если москвичи Stone Cold Boys решат нагрянуть с концертами в Эстонию, единомышленники на местах у них найдутся.

Mari Kalkun
Эстонский лесной. Проникновенный акустический фолк на каннеле (местной разновидности гуслей) и гитаре, навеянный образами природы и забытой поэзией эстонских авторов 20-х - 60-х годов прошлого века. Тот самый случай, когда фонетика северного языка говорит куда больше, чем собственно слова. Перевод, впрочем, тоже бывает не лишним: одну из песен Мари посвятила своему дедушке, который накануне своей кончины одел парадный костюм и собрал в аккуратные стопки газеты, потому что понял, что они ему больше не понадобятся.

Kosmofon
Трио не слишком презентабельно выглядящих мужчин выгодно осовременивают советский "космический" синт-прог 70-х и 80-х. К студийному ядру из двух клавишников на концерте присоединяется басист, притом бас в Kosmofon выполняет не только опорные функции - фанковые соляки в бессловесных пьесах группы не редкость. В марте презентовали свой первый альбом.

Silver Sepp
Длинноволосый, толкиенистического вида фолкер с радикальным подходом к звукоизвлечению: чаще всего играет на обвешенном датчиками колесе; одну из песен исполнил на деревяхе, название которой я не решусь даже нагуглить. Нередко аккомпанирует другим академическим авангардистам, включая упомянутую выше Мари Калкун.

Estonian Voices
Акапельный джазовый секстет, трое мужчин и трое женщин, числом и умением покрывающие почти весь голосовой диапазон. Не утомляют уши перепевкой попсовых стандартов (на которых акапельные группы почему-то любят паразитировать), легко и свободно импровизируют. На родине собирают аншлаги, и хотя трудно представить, что кто-то в России будет устраивать им сольное шоу, на традиционных джазовых междусобойчиках, будь то "Усадьба Джаз" или "Музэнерго", "Голоса Эстонии" обедню точно не испортили бы.

Candy Empire
Бруклинcкий инди-поп на выезде. Буквально пару месяцев назад созданный по распространенной схеме "boy meets girl" сайд-проект мультиинструменталиста Эрвина Трофимова (Ervin Trofimov). Организаторы TMW впопыхах наклеили на группу ярлык "Blondie под гитару Нила Янга", но это не совсем правда: Дебби Харри не пела со сладостным придыханием и на мелодике не играла. Акустический сет Candy Empire заканчивали версией "Toxic" Бритни Спирс (Britney Spears), и это было почти так же хорошо, как когда Travis в схожей манере перепевали "Baby One More Time".

Jagaspace
Вавилонский эфирный дрим-поп на аналоговых синтезаторах, мудрено аранжированные песни на французском, старорусском и санскрите, северный эмбиент, состыкованный с восточной этникой. По факту одна из самых интересных эстонских групп на сегодня, даром что собралась не так давно, в 2010-ом.

Estoner
Группа, название которой в лучшем из миров дало бы имя целому поджанру, действительно играет тягучий, многочастный стоунер с кратковременными заездами в death metal и doom. Ближайший ориентир - американцы Down и Minsk, местами проклевываются и Melvins образца прошлогоднего концертника.

10.04.2012, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: