Михаил АЛЬПЕРИН  Бесконечность историй

На афише единственного сольного концерта, который дал во вторник 18 апреля в Овальном зале антрепризы Союза музыкантов Михаил Альперин, значилось: "Истории для фортепиано solo". Единственного ≈...

На афише единственного сольного концерта, который дал во вторник 18 апреля в Овальном зале антрепризы Союза музыкантов Михаил Альперин, значилось: "Истории для фортепиано solo".
Единственного ≈ потому что созданное Альпериным 10 лет назад Moscow Art Trio, в которое входят также еще одна новоджазовая звезда ≈ валторнист Аркадий Шилклопер и кларнетист и фольклорист Сергей Старостин (известный по работе в группе Инны Желанной, а в последнее время ≈ по интереснейшему проекту "Волковтрио" + Старостин + Леонид Фёдоров"), успешно гастролирующее по всей Европе, не выступало в Москве вот уже 7 лет. Соответственно, не выступал в Москве и Альперин. Он давно уже живет в Норвегии и преподает в консерватории в Осло. Михаил перед концертом сказал: "Я не знаю, как называется то, что я играю. Я просто рассказываю истории. Истории для фортепиано соло. Истории бывают грустные и веселые, но это истории. По-видимому, я так и буду этим заниматься до пенсии. Просто истории со временем меняются".
Новые композиции Альперина ≈ это именно истории! Музыкант делится с нами пережитым, рассказывает о забавных и печальных случаях, вспоминает какие-то подробности, задумывается, останавливается, дополняет, перебивает сам себя. И все рождается это тут же, спонтанно, под пальцами, на наших глазах! Причем это не "саундтреки" к каким-то гипотетическим фильмам, а сами истории. В них есть все ≈ завязка, развитие, детали, финал. Поразительно, что длятся эти композиции порою не больше двух-трех минут, и паузы в них играют не меньшую роль, чем ноты. С чем можно сравнить новые вещи Михаила Альперина - разве что с десятиминутными импровизациями Роберта Фриппа. Но у Альперина даже в самых спокойных, медитативных композициях чувствуется куда более живой и непосредственный южный темперамент, чем у британского гитарного философа. Когда же Альперин играл свои старые пьесы, хорошо известные по альбому "The blue fiords", многочисленным записям Moscow Art Trio и дуэтам с Шилклопером, становилось видно: при всей своей уникальности, Альперин еще и выдающийся пианист в прямом смысле этого слова. Сложные размеры, бешенный ритм, плотная фактура и неожиданные синкопы, ≈ все это звучало легко и естественно. Даже когда рояль, не выдержав напора, неожиданно поехал (в самом что ни на есть прямом смысле слова ≈ ножками по полу), это было заметно только на глаз, а никак не на слух. Концерт закончился десятиминутной сюитой "Молдавская свадьба". Медленный тягучий блюз с жесточайшими акцентами неожиданно перешел в как бы еврейскую мелодию (эпитет "печальная" здесь явно будет излишним), та ≈ в быструю романскую плясовую, и закончилась сюита так, что стало понятно: для Альперина всё это ≈ далекое прошлое, которое сейчас приятно вспоминать.

24.04.2000, Михаил ВИЗЕЛЬ (ЗВУКИ РУ)

Михаил АЛЬПЕРИН