ИЗ ЖИЗНИ  Урри, где у него кнопка?

Пятерка интересных и многообещающих электронщиков от Звуков.

Затевая разговор о том, что нового и интересного появилось за последнее время в электронике, сразу оговорим некоторые допущения. Во-первых, электронику мы трактуем достаточно широко, укладывая в это отделение музыкального шкафчика в том числе и электропоп. Во-вторых, мы не пытаемся гадать и выбирать кандидатов лишь среди тех, чья дискография ограничивается парой синглов. Причина этого в том, что электроника – жанр довольно специфический. Запись здесь, как в смысле усилий, так и в плане затрат финансовых, стоит дешевле. Записать пару треков и выложить их в сеть может даже семиклассник, поэтому за плечами тех, чьи имена вдруг начинают мелькать в прессе и блогах, запросто могут оказаться длинные дискографии, состоящие из десятков подпольных релизов, изданных штучными тиражами. Поэтому в нашем списке – не столько абсолютные новички, сколько свежие имена, на которые стоит обратить внимание. Те, кто уже успел отметиться интересными записями, но чьи перспективы сулят много большее. Итак, перед вами пятерка электронщиков, попадающих под этот критерий.

Sun Glitters

Уроженец Люксембурга Виктор Феррейра (Victor Ferreira) занимается электронной музыкой далеко не первый год. В предыдущей жизни он звался Sug(r)cane и исполнял нечто, похожее на гаражную версию Boards of Canada. Однако хоть дискография этого проекта и насчитывает несколько самопальных CDr, о существовании Sug(r)cane знали единицы. Около года назад Феррейра презентовал свой новый проект Sun Glitters и ребрендинг оказался во всех отношениях удачным. Идеологически Виктор позиционировал себя как убежденный лоуфайщик – его дебютный альбом «Everything Could Be Fine» был издан на кассете (за которой, впрочем, вскоре последовали CD и сетевое переиздание), а визуальной темой ко всем его релизам и любительским видеоклипам были размытые образы, снятые на телефон и обработанные модным фильтром Instagram. В своей музыке Sun Glitters ловко ухватывает сразу несколько модных течений. С одной стороны – неспешные хромые ритмы и перкуссия, напоминающая удар связки ключей по столу (тут при всем желании не обойтись без термина «вонки»), с другой – коллаж из пущенных на разных скоростях вокальных сэмплов. На ум немедленно приходит сравнение с Burial, но сам Феррейра предпочитает ассоциироваться с коллегами по лоуфай-тусовке вроде Balam Acab. Но содержательная начинка и настроение разительно выделяет Sun Glitters из сонма музыкантов подобного жанра. Вместо популярной в этой компании печальной мистики, в треках Феррейры то и дело проскальзывали свет, умиротворение и даже эйфория, казалось бы, окончательно забытая где-то в середине девяностых.

Взлёт проекта вышел стремительным – в конце года Виктор стрельнул несколькими самопальными релизами, альбом сдержанно похвалили в прессе (неплохие оценки выдали BBC, Sputnikmusic, а также Silent Ballet, сравнивавшие Sun Glitters то с Baths, то с Bibio, то Burialи Boards of Canada). Еще прошлой осенью выступление Феррейры в Берлине проходило в баре «Intersoup», вместительность которого от силы составит тридцать человек. Однако уже к концу года кривая резко пошла вверх. Счетчик прослушиваний на Last.FM стал стремительно приближаться к полумиллионной отметке (Виктор даже попал в сводный список лучших новичков года), а ссылки на его треки стали появляться в каждом втором музыкальном блоге.

Vondelpark

Британский коллектив Vondelpark, названный в честь парка в Амстердаме – одни из самых перспективных клиентов лейбла R&S, который после повторного открытия в конце нулевых прочно держит позиции «кузницы кадров». Именно тут впервые появились Delphic и Джеймс Блейк (James Blake), и пробились в дамки Lone и Space Dimension Controller. По закрытости Vondelpark могли бы составить конкуренцию уже упомянутыми тут Boards of Canada или Burial – интервью практически не дают и даже краткой официальной биографии нигде не публикуют. В результате, коллектив из четырех человек (в состав Vondelpark входят Льюис, Бэйли и Мэтт плюс сессионный барабанщик Уилл) нередко называют «таинственным лондонским продюсером». В последнее время, правда, скрываться стало труднее – в отличие от коллег-анонимов, они не чураются выступлений на публике, и отлично чувствуют себя на сцене.

В прошлой жизни участники Vondelpark были арт-рок группой, ныне исполняют довольно своеобразную музыку, которую с одинаковым успехом относят то к трип-хопу, то к индитронике, то даже к дабстепу. В лондонском зале HMV Forum Vondelpark выступали вместе с Mount Kimbie и Джеймсом Блейком и это соседство, пожалуй, более точно определяет их положение на музыкальной карте, нежели любые жанры. В основе их музыки – лёгкая, нарочито разреженная и при этом слегка хромающая ритм-секция, отрешенный вокал попахивает дрим-попом и потусторонним соулом, а над синтезаторными подложками воспаряют звонкие гитары. Это, вкупе с арт-роковым бэкграундом, делает Vondelpark одинаково понятными и для завсегдатаев дабстеп-вечеринок, и для посетителей инди-концертов. Сегодня их дискография насчитывает две ЕР, однако есть ощущение, что по-настоящему раскроется эта команда именно в альбомном формате.

Salva

Уроженец Чикаго Пол Салва (Paul Salva) – архетип музыканта-электронщика конца нулевых – начала десятых. В бэкграунде у него хип-хоп и фанк, однако жанры эти он трактует по-новому. Как и подобает современному битмейкеру, ему уже не нужны рэперы, он преспокойно обходится инструментальной музыкой. Его орудия труда – барабанный контроллер Akai и программа Ableton Live, заменяющие ему сэмплер и вертушки. Из родного Чикаго Пол давно перебрался в Лос-Анджелес, но от местной «L.A. Beat»-сцены, где заправляет Flying Lotus, дистанцируется. В его музыке меньше модной хромоты и больше фанкового грува и жирных синтезаторных запилов. Слушая его треки, невольно думаешь, что именно так и должен был звучать «новый фанк», пропагандировать который взялись Roska и Joy Orbison. Только те, будучи британцами, преуспели в программировании перкуссионных рисунков, а Салва - американец, отлично понимающий нутро фанка, стартовав из той же точки, противопоставил английскому UK-funky собственную, более музыкальную версию.

Дискография Salva пока предельно коротка – изданные дружественными калифорнийскими лейблами двенадцатидюймовая пластинка, да полнометражный альбом, который, правда, уже успели перепечатать аж в Японии. Помимо этого, у Пола есть свой собственный мини-лейбл Frite Nite, среди немногочисленных клиентов которого некоторыми успехами может похвастаться B Bravo, успевший в прошлом году засветиться на фестивале Sonar. Если дела у Salva и его приятелей пойдут на лад, в Калифорнии наконец сформируется весомая альтернатива «лос-анджелесским битмейкерам», что общему делу непременно пойдет на пользу.

The New Division

Американцы The New Division родом как будто бы совсем из других времен – недалеких, но ушедших безвозвратно. Ни их музыка, ни история в современный контекст не вписываются. The New Division – классическая колледж-группа, которая началась с того, что приехавший учиться в штаты уругваец Джон Кюнкель (John Kunkel) показал однокурсникам несколько песен. Записывать или даже исполнять их Джон не планировал, но приятели настояли на том, что держать такие шедевры в столе - преступление. За следующие несколько лет группа прошла все стадии развития инди-коллектива, включая концерты в холле общежития и в кофейне университетского городка. К концу нулевых, The New Division уже разрослись до квинтета с гитарой, барабанами, вокалом и двумя клавишниками, а также решились, наконец, сделать первую запись.

Несмотря на влияния New Order и Joy Division (которые нетрудно было заметить уже в названии), а также Depeche Mode, поначалу группа скорее напоминала Cut Copy. Однако когда New Division приступили к записи альбома, их музыкальная палитра стала заметно шире – появились и быстрые вещицы в духе этаких не в меру оптимистичных Editors , и среднетемповые номера, в которых можно расслышать Enigma. Сравнение, казалось бы, не слишком лестное, но пугаться не стоит - американцы умудряются сделать из банальных ингредиентов нечто оригинальное.

Всевозможные инди-локаторы вроде Pitchfork группу не игнорировали, но и хвалить не спешили. В результате, самиздатный сетевой альбом “Shadows” разошелся практически без помощи прессы и модных вебзинов. Это в чистом виде был успех «снизу» - группу хвалили рядовые блоггеры, а распространялись их песни в основном при помощи сарафанного радио. Удастся ли парням вырваться в мейнстрим, пока неясно, все же трендам их нынешнее творчество отчаянно противоречит. Но мы же верим успех, не созданный руками маркетологов, правда? В конце концов, шаги в этом направлении уже есть – в нынешнем году их альбом переиздаст шведский синти-поп лейбл Progress Productions.

The Good Natured

Если артистам Sun Glitters или Vondelpark светит будущее модников-трендсеттеров, но едва ли кумиров масс, то у команды The Good Natured есть все шансы порвать чарты. Лицо и главная движущая сила этой банды – 21-летняя Сара Макинтош (Sarah McIntosh), которая поёт, сочиняет песни и играет на клавишах. Электронику и вокал Сары поддерживает мощнейшая ритм-секция в виде её брата Хэмиша на басу, а также барабанщика Джорджа Хинтона (George Hinton). Пару лет троица потратила на поиски себя, пробуя разные варианты девичьей (все же лицо и характер у группы явно женские, все акценты здесь, как в случае с Goldfrapp, смещены в сторону вокалистки) поп-музыки, пока наконец не остановились на быстром и уверенном танцевальном драйве в лухе Ladytron или Ladyhawke.

В 2010-м группу заприметили патентованные ловцы восходящих звезд с лейбла Kitsune (песня «Your Body Is A Machine» попала в одну из компиляций серии «Kitsune Maison»), а нынче в руках у Good Natured контракт с мейджором Parlophone. Сейчас группа, что называется, стоит на взлётной полосе. Все приготовления для того, чтобы взмыть ввысь, уже сделаны – их песни звучат в рекламе и телесериалах, а издания вроде Popjustice, Q и Guardian наперебой рассыпаются в восторгах. Дело за малым – записать уже наконец альбом.

13.03.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: