ИЗ ЖИЗНИ  Лучшие женщины планеты

Рассказы о женщинах, которые способны заткнуть за пояс любого мужчину - и доказывают это как своим собственным творчеством, так и великолепными кавер-версиями.

Современная музыка - одна из немногих областей, где мужчины добиваются куда большего признания, нежели женщины. Тем ценнее появление талантливых сонграйтеров и исполнителей-женщин на вершинах чартов, которые традиционно считаются "мужскими" - рок, панк, грандж, рэп. Мужчины зачастую относятся к женскому творчеству без особого почтения: они с удовольствием делают каверы на хиты друг друга, а женские песни реаранжируют крайне неохотно. Но когда за дело берутся женщины, они делают это ярко, самобытно и ничуть не хуже исполнителей-мужчин! В честь главного феминистического праздника мира Звуки подобрали для вас несколько рассказов о женщинах, которые способны заткнуть за пояс любого - и доказывают это как своим собственным творчеством, так и великолепными кавер-версиями.


Patti Smith

Первой в списке, разумеется, идет легенда: Патти Смит – гранд-дама «протестного» рока, чей мощный поэтический дар принес ей мировую славу еще в 70-х. В 1974 году была образована The Patti Smith Group, и в ее первый альбом ”Horses”, который продюсировал Джон Кейл (John Cale), вошла, наряду с собственными песнями Патти, жесткая кавер-версия песни Ван Моррисона (Van Morrison) "Gloria", открывавшаяся словами: «Иисус Христос умер за чьи-то чужие грехи, не за мои».
С тех пор Патти продолжает жить и грешить на полную катушку, но эта песня до сих пор остается ее визитной карточкой.

Как говорит сама Патти, она не считает женщину в роке феноменом: «Есть просто песня, и она может быть исполнена кем угодно. В этом состоит смысл творчества. Я не пытаюсь превратить песню в «женскую», я пытаюсь осмыслить для себя ее значение и тот посыл, который она несет. По сути, все мы формируем этой музыкой мир вокруг себя.”
В 2007 году Патти выпустила альбом авторских обработок известных песен, популяризированных Бобом Диланом, Джими Хендриксом, Jefferson Airplane, Nirvana, Нилом Янгом и другими. А в конце 2011 года вместе с Nine Inch Nails, Джеком Уайтом и более молодыми коллегами записала кавер-альбом песен U2. На этом альбоме певица исполнила песню ” Until The End Of The World”.


Nina Hagen

Мало кто сравнится по мощи воздействия на сознание с немецкой панк-звездой Ниной Хаген. Будучи юной оторвой, в 1979 году она собрала Nina Hagen Band и выпустила первый альбом, в который вошли два знаковых кавера: "White Punks on Dope" группы Tubes и адская версия песни Нормана Гринбаума (Norman Greenbaum) "Spirit in the Sky" с немецким текстом. Позже по этой дорожке начали ходить Laibach, а тогда новую группу немедленно окрестили «немецкими Sex Pistols» и прокляли в телеэфире. Правда, игнорировать такое явление, как Нина, - себе дороже: она способна любую, даже самую заезженную песню, превратить в жесткий перформанс с рубиловом, да и вокалом ее бог не обидел.

” Я с детства помню, что мама играет на гитаре и поет песни о том, что думает. Я - ее дочь”, - говорит Нина, подразумевая, что музыка – такая же естественная часть ее жизни, как участие в демонстрациях протеста и буддизм. Она записывается с Rammstein, OOMPH! и Apocalyptica, дружит со звездой нью-вейва Лене Лович и дизайнером Полем Готье, посвящает рэп Горбачеву и может без тени сомнения исполнить его в одной программе с "Ave Maria" Шуберта. "То, что артистка уровня Нины Хаген записала нашу песню, для нас дороже десяти премий "Grammy",- говорит клавишник Rammstein Кристиан Лоренц (Christian Lorenz), и он прав.

В конце 2011 года Нина выпустила кавер-альбом "Volksbeat" ("Народный бит"). На нем она исполнила "народные" рок-хиты авторства Боба Дилана, Кёртиса Мэйфилда и своего отчима, барда Вольфа Бирмана (Wolf Biermann).
Нина считает, что песни протеста ничуть не утратили своей актуальности. ”Один симпатичный телеведущий недавно сказал мне, что когда я пою - я проповедую. Что же, отлично, я этим горжусь! Это значит, что молодые люди услышат хоть одну приличную проповедь… Я хочу правды - и ничего, кроме правды. Я хочу мира - и ничего, кроме мира. Мои песни о том же, о чем и "Просьбы детей" Брехта, скажем. Или "Солдат, солдат" Бирмана. Это объявление войны, крик и молитва, призыв защищать права человека. Каждое правозащитное движение - как в моем детстве в ГДР - становится сильнее благодаря песням”, - говорит певица.


Tori Amos

Рыжеволосая колдунья Тори Эймос примеряет на себя чужие личины с ловкостью фокусника. Она не только мощная инструменталистка - ее драматический талант очевиден всем, кто хоть раз наблюдал "перевоплощения" Тори на сцене либо в клипах. Тори обожает исполнять песни от чужого лица, придумывая себе "героинь" и наделяя их самостоятельными образами и историями. В 2001 году Тори Эймос решилась на необычный эксперимент: она выпустила сборник кавер-версий "Strange Little Girls", названный так по одной из песен The Stranglers. На альбоме собраны песни написанные мужчинами о женщинах, которые Тори буквально "перевернула с ног на голову": все сюжеты песен исполнены с женской точки зрения. Многие слушатели отмечают, что в ее исполнении песни “Whole Lotta Love” Led Zeppelin и “Smells Like Teen Spirit” Nirvana приобрели кардинально другой смысл. А в песне "97 Bonnie & Clyde" Эминема Тори не читает рэп, а зловеще шепчет от лица... утопленницы, убитой собственным мужем.

При этом Тори тщательно подчеркивает свою независимость и цельность как артиста: "Я предпочитаю сосредотачиваться на том, что делаю, и делать именно это, потому что творчество - мое самое сильное место. Вы не нуждаетесь ни в чем, что исходит от внешнего мира, Вы не можете нуждаться в этом. Как музыкант Вы должны знать, в чем ваша собственная сила.".


Annie Lennox

"Половинка" шотландского дуэта Eurythmics, стальная блондинка Энни Леннокс, сама может похвастаться тем, что на ее песни записывают огромное количество кавер-версий. Однако певица, не чинясь, с удовольствием принимает участие в разнообразных дуэтах, да и карьеру свою начинала с кавера: в 1988 году ее версия песни Джеки ДиШеннон *(Jackie DeShannon) "Put a Little Love in Your Heart" , исполненная при участии Эла Грина (Al Green), стала началом долгого сотрудничества Энни с Дейвом Стюартом (Dave Stewart). До сих пор в активе Леннокс - бессмертный хит джазмена Кола Портера (Cole Porter) "Ev'ry Time We Say Goodbye".

И, конечно же, все с восторгом вспоминают, как в 1992 году Энни Леннокс появилась с Дэвидом Боуи (David Bowie) и оставшимися в живых членами Queen на трибьют-концерте Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) и блестяще исполнила "Under Pressure".

В 1995 году Энни Леннокс выпустила альбом "Medusa', состоявший из кавер-версий знаменитых песен прошлого. Лучшего результата в чартах добилась "No more I love you’s", а критиками была отмечена версия песни Procol Harum "A Whiter Shade of Pale".


Cyndi Lauper

Не так много в истории музыки случаев, когда название дебютного альбома так точно характеризовало исполнителя, как "She's So Unusual" Синди Лопер. Появившись в эпоху "раннего MTV", она выделялась из ряда барби-видных певичек тонким, девчасьим голоском, расхристанным полукарнавальным нарядом ("кто-то пожаловался мне - мол, мои наряды настолько громкие, что заглушают мое пение", - говорила Синди) и демонстративно эклектичным репертуаром. Смесь новой волны, пост-панка, регги, попа и фанка в ее подаче помогала MTV популяризировать - и очищать - имидж панка и новой волны в глазах среднего американца. Миллионы девчонок, по примеру Синди, рядились в яркие тряпки и распевали "Girls Just Wanna to Have Fun".

"Когда поешь - это совершенно нереальное чувство; как будто твои ноги вросли в Землю, энергия, которая исходит оттуда, проходит через твое тело, а руками ты касаешься ангелов или звезд", - говорит певица. Жаль, что ангелы не подсказали Синди; самое главное и лучшее, что в ней есть - это ее необычность. Следующие три года она потратила на то, чтобы притушить ее, встроить в мейнстрим. И альбом "True Colors" получился более цельным изящным и утонченным... но менее интересным, чем первый.
Синди так и не смогла вновь покорить ту планку, которую так высоко поставила в 1983-м. Но она продолжает цвести диковинным, экзотическим цветком в мире продающихся на вес тюльпанов. И иногда ей удается вновь коснуться холодных пальцев ангела - ее альбом "Memphis Blues" в 2010-м возглавлял блюзовые чарты Billboard на протяжении 14 недель.


Kittie

Молодое поколение тоже не сдает позиции. Канадки Kittie в свое время свели с ума самого Оззи Осборна (Ozzie Osbourne). С детства сестрички Морган и Мерседес Лендер (Morgan & Mercedes Lander) сходили с ума от тяжелого рока, а в 18 лет решили попробовать что-то поиграть и сами. Молодняку закон не писан: дебютный альбом "Spit" оказался настолько тяжелым, что шокировал даже грандов хэви и ню-металла, а великий и ужасный Оззи немедленно пригласил девчонок к себе на Ozzfest. "Не понимаю, как такие малявки могут так громко звучать!" - воскликнул Принц Тьмы. а в ответ получил от Морган: "Да мы эти песни написали, когда нам было по 14 лет. Сейчас мы сочиняем еще круче!".

Девчонки не обманули: следующая пластинка "Oracle" получилась еще более злобной и провокационной. "Мы всегда хотели показать, что девки могут рубить металл не хуже мужиков - и у нас получилось! В мире нет более брутальной банды, чем мы!" - хвастались сестренки Лендер. Правда, все время рубить мясо даже для металлисток тяжеловато, поэтому на поздних альбомах в песнях Kittie, помимо агрессии и жетких риффов нет-нет да и проскакивали хорошие мелодии и даже - о ужас! - подобия баллад. Но в 2011 году группа решила-таки вернуться к истокам: их последняя на данный момент работа "I've Failed You" оказалась ничуть не менее агрессивной, чем первые альбомы. Публика только обрадовалась: альбом сразу же попал в Billboard Top 200 и отлично продается и по сей день.


Peaches

Плевать на все установленные имиджевые каноны хотела гражданка Меррил Бет Нискер (Merrill Beth Nisker), известная как Peaches. Чего стоит одна из ее первых нойз-групп, которую Пичис назвала без стеснения Shit (группа примерно так и звучала). Провокационный имидж (небритые подмышки певицы стали притчей во языцех), дикие и абсурдные тексты с явным сексуальным подтекстом, сумасшедшие костюмы - все это сделало Пичис некоронованной королевой альтернативной музыки.

Пичис восторгался сам Игги Поп - с ним она в 2003 году записала песню "Kick It", вошедшую в альбом "Fartherfucker'. "Эта девка творит такое, что даже я себе в молодости не позволял!" - восклицал пораженный Игги после того, как пообщался с Меррилл. А девушка тем временем уже вышла в открытое море большого шоу-бизнеса: с ней задружились и Джош Омм (Josh Homme), и Кристина Агилера (Christina Aguilera), и даже R.E.M. позвали ее спеть дуэетом на альбоме "Collapse Into Now". Единственная мечта Пичис, которая пока не исполнилась - онапока так и не может записать собственную версию рок-оперы "Jesus Christ Superstar", но Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber) не разрешает. Певица получила разрешение на сценическую постановку, но вот записать ее и издать пока не может. "Он (Уэббер) говорит, что я "недостаточно благообразна" для этого! Ха! Он свою-то музыку давно переслушивал?" - язвит певица по этому поводу и сдаваться не собирается. Звуки, со своей стороны, призывают сэра Эндрю поскорее одуматься - и в самом деле, грех упускать такой шанс!

08.03.2012, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)