ФЕСТИВАЛЬ  Органическая химия

В рамках вечеринок "Private Ultimae Sessions" в Москве выступят эмбиент-проекты Carbon Based Lifeforms и Solar Fields.

Стремительный взлёт электроники в девяностые был одновременно и взлетом культуры леблов, продвигающих определенное звучание. Warp, Rephlex и Skam олицетворяли IDM, Fax и em:t – эмбиент, MFS – транс, R&S и Tresor – техно. В нулевые, вместе с приходом интернета и общим падением звукозаписывающей индустрии, казалось, ушла и культура жанровых лейблов. С одной стороны оказались танцевальные лейблы, производящие совершенно одинаковый и безликий функциональный продукт и саму идею скорее дискредитирующие, с другой – предельно диверсифицированные издатели вроде Planet Mu или Mexican Summer, где артистов объединяла скорее некая идеология (и то не всегда), а жанровая палитра менялась от фолка до IDM и диско. В ту же степь сместились со временем те же Warp и R&S. Но несколько важных лейблов, имеющих чётко очерченное музыкальное лицо и при этом не скатывающихся в производство диджейских однодневок, прошлое десятилетие все же породило.

Одним из них стал французский Ultimae, быстро застолбивший за собой статус главного форпоста psychill-музыки. Не то, чтобы Ultimae были единственными издателями этого самого сай-чилла (музыки, обитающей где-то на полпути между трансом и эмбиентом) – таких пластинок хватало и на трансовых TIP и Twisted, и на лейблах типа Interchill. Но французам удалось чрезвычайно грамотно спозиционировать себя как лейбл "не только для трансеров". При всей популярности многочисленных проектов Саймона Посфорда (Simon Posford), их главная аудитория – представители той самой трансовой субкультуры, любителей психоделик-арта и лесных опен-эйров. Ultimae в этом смысле обычный электронный лейбл без чёткой социальной ориентировки, что определенно добавляет им популярности.

Разумеется, дело не только в позиционировании но и в самой музыке. Пластинки с Ultimae звучат как смесь предельно лёгкого транса, даба, чиллаутной электроники девяностых и даже IDM – нет-нет, да и проскочит похрустывающая ритмическая сбивка. При этом с популярной в транс-тусовке этникой французы как раз не перебарщивают. Как следствие – та самая универсальность. Можно и поклонников Tangerine Dream зацепить, и старых любителей Уильяма Орбита (William Orbit) и Global Communication, и тех, в чьих айподах сейчас звучат Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss) и Port-Royal, и даже любителей саундтреков и "музыки для релаксации".

В ближайшее время в Москве ожидается сразу две вечеринки с участием артистов лейбла Ultimae и пройдут они обе, что характерно, в клубе "16 тонн". И хотя кое-кто из клиентов Ultimae Records в Москве уже играл, смотрится всё это как шумная премьера – ну в самом деле, в кои-то веки такая музыка звучит в формате цивилизованного вечернего концерта, а не 24-часового транс-марафона у чёрта на куличках.

На первом же мероприятии ожидаются главные звезды лейбла, шведский дуэт Carbon Based Lifeforms. Шведов отличает способность записывать хиты (что в принципе не слишком характерно для чиллаутной музыки), а также чрезвычайно высокий уровень материала. Издаются они не слишком часто, но проходных треков у шведов, кажется, нет вообще. В последнее время Carbon Based Lifeforms, кажется, окончательно расстались с приставкой "пси" и записывают глубокий, вдумчивый и гармоничный эмбиент, который вполне подошел бы по формату тому же Fax или Dynamophone. А релиз под названием "VLA" (не то самостоятельный альбом, не то часовой бонус-трек к диску "Twentythree") и вовсе напоминает классическую дроговую гуделку "Luciana" авторства Coil и лидера The Orb Алекса Паттерсона (Alex Patterson). Решатся ли шведы звучать так живьем – большой вопрос.

Вместе с CBL в Москву приезжает босс лейбла Ultimae, француз Венсан Виллю (Vincent Villuis). На собственном лейбле он издаётся сразу в нескольких ипостасях – он приложил руку и к Asura, и к HUVA Network, и к проекту Aes Dana, с которым и выступит в "тоннах". Помимо этого Венсан занят в киноиндустрии, на его счету есть пара саундтреков к научно-фантастическим фильмам. "Саундтрековость" частично перетекает и на альбомы Aes Dana, в результате получается довольно причудливый гибрид. С одной стороны, хорошо ощутимый бит, под который при желании можно подвигать телом, с другой – величественные текстуры, под которые так и ждешь увидеть на экране утро после атомной войны.

Продолжении "сессий" ожидается в апреле, и там нас ждут шведы. Магнус Биргерссон (Magnus Birgersson) более известен как Solar Fields, и если Carbon Based Lifeforms – главные звезды лейбла, то Solar Fields как минимум артист номер два. В середине девяностых Магнус записывал эталонный псайчилл (его пластинки "Extended" и "Leaving Home" подходят для знакомства с жанром почти идеально), затем увлекся танцевальным звучанием, а теперь, синхронно с земляками из CBL, подался в эмбиент. Тяга к саундтрекам есть и у него, только если Aes Dana подвизается в кино, то Solar Fields предпочитает игры, например швед поучаствовал в озвучке "Mirror's Edge". Не обойдется без участников Carbon Based Lifeforms и в этот раз, но теперь Даниэль Рингстрём (Daniel Ringström) привезет свой соло-проект Sync24.

Private Ultimae Sessions
Москва, клуб "16 тонн"
5 февраля: Carbon Based Lifeforms, Aes Dana
15 апреля: Solar Fields, Sync24

25.01.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: