ИЗ ЖИЗНИ  Мюзиклы в России: трудная судьба жанра

Проблемы современного театра и театральной педагогики

Современный музыкальный театр и театральная педагогика переживают далеко не лучшие времена. Связано это с тем, что музыка в театре всегда занимала периферийную позицию. "Высокое" искусство оперы поддерживается на должном уровне, а вот развлекательные жанры - мюзиклы, водевиль, оперетты, - развиваются как стихийные инициативы. Замечали ли вы, что оперетта практически забыта и почти не развивается, а все громкие премьеры - и столь же громкие провалы - приходятся на долю мюзиклов? Этому есть несколько причин.


Рождение оперетты: Европа

Конец 19 века ознаменовался появлением нового жанра - оперетты: в это время в Австрии, Венгрии и Франции публика сходила с ума по произведениям Жака Оффенбаха - "Парижская жизнь" (1866), "Орфей в аду" (1858), "Перикола" (1868) и другие постановки неизменно проходили при полном аншлаге во всех европейских столицах. Не меньше внимания слушатели отдавали и работам коллег Оффенбаха - "Мадемуазель Нитуш" Флоримона Эрве (1883) "Летучая мышь" и "Цыганский барон" Иоганна Штрауса (1874, 1885) надолго воцарились на подмостках.
Наконец, в оперетту пришел Имре Кальман - виртуозный композитор, тонкий лирик, умеющий сочетать праздничную буффонаду с нежной грустью и трагедией. Его оперетты ставили не только евопейские постановщики, но и советские деятели культуры.

Лучшие оперетты Кальмана - "Осенние манёвры" (1908), "Цыган-премьер" (1912), "Королева чардаша (Сильва)" (1915), "Баядера" (1921), ""Марица"" (1924), "Принцесса цирка" (1926), "Герцогиня из Чикаго" (1928), "Фиалка Монмартра" (1930) и "Дьявольский наездник" (1932) - объединены одной темой: любви и конфликта положений. Побеждает всегда любовь - и торжествует победу.


Музыкальный театр в США: как мюзикл заменил оперетту

В ходе Первой мировой войны многие композиторы оперетты эмигрировали в США и стали работать в этой стране, где уже существовала своя традиция музыкальной комедии (несколько более приземлённая по сравнению с опереттой). Сплав этих жанров с музыкой появившегося в те годы джаза, а со второй половины XX века — рок-музыки, привёл к появлению новой разновидности музыкального театра — мюзикла. Считать ли его отдельным жанром — вопрос спорный, но одно мы знаем точно: расцвет мюзикла был связан с появлением этого жанра в кино.

Первыми классиками мюзикла стали Рудольф Фримль и Джером Керн.
Фримль создал блестящие оперетты, вполне оригинальные как в музыкальном, так и в литературном отношении: "Светлячок" (The Firefly, 1912), "Роз-Мари" (Rose Marie, 1924), "Король бродяг" (The Vagabond King, 1925), "Три мушкетёра" (The Three Musketeers, 1928).
У Керна лучшими считаются оперетты "Плавучий театр" (Show Boat, 1927), "Роберта" (Roberta, 1933) с популярнейшей песней "Smoke In Your Eyes".
В дальнейшем мюзиклы создавали Джордж Гершвин, Кол Портер, Виктор Герберт, Зигмунд Ромберг, Ричард Роджерс (именно его перу принадлежит бессмертный мюзикл "Звуки музыки") и другие.

После Второй мировой войны появились новые популярные театральные мюзиклы и киномюзиклы: Фредерик Лоу - "Моя прекрасная леди" (My Fair Lady, 1956) по пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион", Леонард Бернстайн - "Вестсайдская история" (West Side Story, 1957).

Советское искусство

Советский мюзикл - это Дунаевский и Александров: "Веселые ребята" были в СССР абсолютным хитом. Причем, они сразу выходили в киноверсии, поэтому оперетта сразу начала сдавать позиции в театре. Даже участие мэтров - Дмитрия Шостаковича и Василия Соловьева-Седого - не спасло жанр.

Но настоящий расцвет мюзиклы получили в нашей стране в конце 90-х годов. Целая плеяда блестящих исполнителей, переводчиков и режиссеров сделала возможным появление на российской сцене легендарных американских мюзиклов: "42 улица", "Волосы", "Notre Dame de Paris", "Чикаго", "Pola Negri", "Ромео и Джульетта", "Продюсеры" и другие.
Однако собственных успешных музыкальных произведений этом жанре в России почти нет - если не считать "Норд-Оста", который навсегда останется в памяти людей как трагическая история.


Мюзикл в России: причина провала

Проблема не только в запросах публики, но и в том, что музыкальный театр не в состоянии корректно на них ответить: ведь в театре накопилось огромное количество проблем, которые лежат как в области базового музыкального образования, так и в области театрального искусства. Поскольку мюзикл - сплав этих двух жанров, артисту мюзикла необходимо обладать подготовкой в обеих областях. Мюзиклы более, чем какой-либо другой театральный жанр, требуют кардинальной перестройки сложившейся системы обучения артистов, нового подхода к постановке.

Без существенной реформы сегодня невозможно осуществление перемен, ведь даже самый отъявленный консерватор должен осознавать, что даже такой универсальной схеме, как система Станиславского, давно нужно придать новое качество, скорректированное по меркам современного мира. В 19 веке в школе актерского мастерства преобладал "аристократический принцип", основанный на экономии чувств. В итоге это привело к формированию личности, которая жестко контролирует себя как на эмоциональном, так и на физическом уровне. Но ведь каждый согласится, что в сегодняшнем открытом и динамичном мире ждать от человека эмоционально-чувственной закрепощенности означает навсегда утратить живое и активное начало, движущее всем современным искусством, в том числе и музыкальным театром. Из такой "закрытой" системы практически невозможно ничего вытащить.
В то же время, сокращение музыкальных ВУЗов и падение уровня музыкального образования привело к тому, что найти артиста-универсала на роль в мюзикле крайне проблематично. Ведь оплачивается эта работа по той же ставке. что и ставка актера. В итоге часть режиссеров стала экономить усилия, заменяя "живое" пение на сцене фонограммой. Зритель чувствует себя разочарованным и уходит.

Ещё одной существенной проблемой стало превалирование режиссерского театра. Но ведь любой театр базируется на актёрском искусстве, которое нередко оказывается задавленным не оригинальностью режиссерских решений и стандартными подходами к работе с актёрами. В итоге оказывается, что достаточно талантливый актёр становится заложником непрофессиональной работы режиссёра, а его возможности так и остаются нераскрытыми.

Одной из важнейших проблем не только российского театра, но и всего российского современного искусства, является отсутствие должным образом подготовленных кадров. Подготовка таких кадров, конечно же, должна начинаться с реформы всей системы театрального образования.

Есть ли спрос на русскоязычные мюзиклы у публики? - безусловно! Однако для того, чтобы этот жанр развивался, ему необходимо перейти из любительской "лиги" в категорию по-настоящему респектабельных шоу.

24.01.2012, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: