ИЗ ЖИЗНИ  Дай переписать

Взлеты и падения музыки в 2011-м глазами обозревателя Звуков.

Главное музыкальное ощущение от года состояло в том, что музыка из чартов в 2011-м была просто ужасающая. Тактика максимального удешевления записи чтобы побольше осталось на промо-кампанию применяется уже не первый год, но в 2011-м дала на выходе жуткую формулу танцевального поп-трека – купить узнаваемый сэмпл из какой-нибудь клубной классики прошлых лет, и наложить на него качающий бит с бенасси-басом и визглявые лид-синтезаторы. Получается такой вот навязчивый агрессивный позитивчик – "Давай подвигай попой, давай! Двигай давай! Двигай, сволочь, чего не двигаешь-то?". Это даже и поп-музыкой назвать язык не поворачивается, в этом нет запоминающихся мелодических хуков, собственного узнаваемого лица. Только модный саунд и пресловутый кач.

LMFAO "Sexy And I Know It"

При этом ощущения того, что все вокруг этим мутантным электрохаусом наслаждаются, как-то не создаётся, скорее ситуация напоминает то, как индустрия перекармливала всех диско в семидесятые, хэйр-металлом в восьмидесятые и мальчиковыми и девчачьими группами в девяностые.

Все артисты, пытающиеся хоть как-то "противостоять кризису индустрии" и таки продать побольше, разумеется, стремятся сделать аранжировки под американский рынок. Но одно дело, когда в эту сторону дрейфует Давид Гетта (David Guetta), который расстаётся с французским сопродюсером и нанимает команду американских вместе с R&B-певицами и рэперами. Гетта – конъюнктурщик, ждать от него особенно нечего. Но вот R&B от Coldplay - это уже за гранью добра и зла. И опять же, нет ощущения, что аудитория группы от этого странного шага хоть как-то расширилась.

Coldplay feat. Rihanna "Princess of China"

Всё это происходит не первый год, но сейчас достигло таких масштабов, что пузырь вот-вот лопнет – доводы к этому не столько экономические (тут можно бы помахать перед вашим носом диаграммами с динамикой продаж и еще какими-нибудь умными цифрами), сколько сугубо эмоциональные – нет уже никаких сил это терпеть. Кажется, что следующим трендом должно стать что-то наивное и романтическое (не зря ведь в хит-парады вдруг пробрался проект Washed Out), но уж какая-то смена парадигмы произойдет точно.

Washed Out "Eyes Be Closed"

Даже заполонивший всё и вся бобстеп совершенно не выглядит чем-то новым, скорее это, извините, те же яйца, только в профиль. Именно поэтому, едва всплыв на поверхность, жанр превратился в самопародию.

Первым признаком будущей "смены караула" можно считать подъем кассетного подполья, что бы эти люди не играли – хоть попсу (Washed Out), хоть эмбиент (Oneohtrix Point Never). Внезапное возвращение моды на эмбиент (тут речь, естественно, о более узкой аудитории) – один из самых приятных и неожиданных трендов 2011-го. В какой топ ни заглянешь, везде будут мелькать эмбиент-пластинки – где-то уже упомянутый Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin), где-то Blanck Mass или Тим Хекер (Tim Hecker). При этом это только верхушка айсберга – под "поверхностью воды", на кассетах и CDR – еще больше хорошей музыки.

Blanck Mass "Chernobyl"

Взлёт самиздатного подполья связан еще и с тем, что у маленьких лейблов дела тоже идут крайне странно (тут я говорю уже практически исключительно о своей любимой электронике). Те внезапно взялись жестко соблюдать формат, что приводит к тому, что все пластинки звучат как треки одного артиста, а всяческий креатив решительно отметается. Если не верите – послушайте, что навыпускал в 2011-м уважаемый американский IDM-лейбл Tympanik Audio. Такое ощущение, будто набор барабанных сэмплов музыкантам выдают вместе с контрактом. Разумеется, в этом классе эквивалентности есть свои лидеры и альбом того же Stendeck прямо-таки прекрасен. Но какой смысл в еще дюжине релизов в жанре "то же, но чуть похуже" – вопрос без ответа.

Stendeck "Run Amok (Against The Rebels)"

Как результат, самые интересные релизы появляются буквально из ниоткуда, а лейбл года называется "Not On Label". Никому не известные люди выкладывают прекрасные альбомы на Bandcamp и без особого труда находят своих слушателей. И тут самые лучшие примеры – IDM-альбом австралийца Metaeaux, который разом уделал многочисленных "людей с контрактами" или синти-поп от американцев The New Division, который прекрасен во многом именно потому, что никаким трендам не следует и ни под какую конъюнктуру рынка не подстраивается.

The New Division "Sense"

Очень хочется завершить этот текст каким-нибудь пассионарным пассажем про то, что справедливость вот-вот восторжествует и свободные люди искусства победят рекламно-корпоративную машину. Но, честно сказать, уверенности в этом нет. По крайней мере, все "плывущие против течения" уже стали серьезными игроками на музыкальном поле, так что 2011-й, можно сказать, прожит не зря.

31.12.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: