Главное музыкальное ощущение от года состояло в том, что музыка из чартов в 2011-м была просто ужасающая. Тактика максимального удешевления записи чтобы побольше осталось на промо-кампанию применяется уже не первый год, но в 2011-м дала на выходе жуткую формулу танцевального поп-трека – купить узнаваемый сэмпл из какой-нибудь клубной классики прошлых лет, и наложить на него качающий бит с бенасси-басом и визглявые лид-синтезаторы. Получается такой вот навязчивый агрессивный позитивчик – "Давай подвигай попой, давай! Двигай давай! Двигай, сволочь, чего не двигаешь-то?". Это даже и поп-музыкой назвать язык не поворачивается, в этом нет запоминающихся мелодических хуков, собственного узнаваемого лица. Только модный саунд и пресловутый кач.
LMFAO "Sexy And I Know It"
При этом ощущения того, что все вокруг этим мутантным электрохаусом наслаждаются, как-то не создаётся, скорее ситуация напоминает то, как индустрия перекармливала всех диско в семидесятые, хэйр-металлом в восьмидесятые и мальчиковыми и девчачьими группами в девяностые.
Все артисты, пытающиеся хоть как-то "противостоять кризису индустрии" и таки продать побольше, разумеется, стремятся сделать аранжировки под американский рынок. Но одно дело, когда в эту сторону дрейфует Давид Гетта (David Guetta), который расстаётся с французским сопродюсером и нанимает команду американских вместе с R&B-певицами и рэперами. Гетта – конъюнктурщик, ждать от него особенно нечего. Но вот R&B от Coldplay - это уже за гранью добра и зла. И опять же, нет ощущения, что аудитория группы от этого странного шага хоть как-то расширилась.
Coldplay feat. Rihanna "Princess of China"
Всё это происходит не первый год, но сейчас достигло таких масштабов, что пузырь вот-вот лопнет – доводы к этому не столько экономические (тут можно бы помахать перед вашим носом диаграммами с динамикой продаж и еще какими-нибудь умными цифрами), сколько сугубо эмоциональные – нет уже никаких сил это терпеть. Кажется, что следующим трендом должно стать что-то наивное и романтическое (не зря ведь в хит-парады вдруг пробрался проект Washed Out), но уж какая-то смена парадигмы произойдет точно.
Washed Out "Eyes Be Closed"
Даже заполонивший всё и вся бобстеп совершенно не выглядит чем-то новым, скорее это, извините, те же яйца, только в профиль. Именно поэтому, едва всплыв на поверхность, жанр превратился в самопародию.
Первым признаком будущей "смены караула" можно считать подъем кассетного подполья, что бы эти люди не играли – хоть попсу (Washed Out), хоть эмбиент (Oneohtrix Point Never). Внезапное возвращение моды на эмбиент (тут речь, естественно, о более узкой аудитории) – один из самых приятных и неожиданных трендов 2011-го. В какой топ ни заглянешь, везде будут мелькать эмбиент-пластинки – где-то уже упомянутый Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin), где-то Blanck Mass или Тим Хекер (Tim Hecker). При этом это только верхушка айсберга – под "поверхностью воды", на кассетах и CDR – еще больше хорошей музыки.
Blanck Mass "Chernobyl"
Взлёт самиздатного подполья связан еще и с тем, что у маленьких лейблов дела тоже идут крайне странно (тут я говорю уже практически исключительно о своей любимой электронике). Те внезапно взялись жестко соблюдать формат, что приводит к тому, что все пластинки звучат как треки одного артиста, а всяческий креатив решительно отметается. Если не верите – послушайте, что навыпускал в 2011-м уважаемый американский IDM-лейбл Tympanik Audio. Такое ощущение, будто набор барабанных сэмплов музыкантам выдают вместе с контрактом. Разумеется, в этом классе эквивалентности есть свои лидеры и альбом того же Stendeck прямо-таки прекрасен. Но какой смысл в еще дюжине релизов в жанре "то же, но чуть похуже" – вопрос без ответа.
Stendeck "Run Amok (Against The Rebels)"
Как результат, самые интересные релизы появляются буквально из ниоткуда, а лейбл года называется "Not On Label". Никому не известные люди выкладывают прекрасные альбомы на Bandcamp и без особого труда находят своих слушателей. И тут самые лучшие примеры – IDM-альбом австралийца Metaeaux, который разом уделал многочисленных "людей с контрактами" или синти-поп от американцев The New Division, который прекрасен во многом именно потому, что никаким трендам не следует и ни под какую конъюнктуру рынка не подстраивается.
The New Division "Sense"
Очень хочется завершить этот текст каким-нибудь пассионарным пассажем про то, что справедливость вот-вот восторжествует и свободные люди искусства победят рекламно-корпоративную машину. Но, честно сказать, уверенности в этом нет. По крайней мере, все "плывущие против течения" уже стали серьезными игроками на музыкальном поле, так что 2011-й, можно сказать, прожит не зря.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)