ТЕХНИКА  Виниловая лихорадка

Почему винил неуклонно набирает популярность и на чем его лучше слушать? Технический ликбез «Звуков» обращается к актуальной тематике «вертушек».

На фоне медленного умирания CD и общего падения продаж в музыкальной индустрии винил чувствует себя весьма неплохо. Практически все важные альбомы сейчас выходят на виниловых пластинках (причем часто — в специальных, подарочных изданиях), да и независимые лейблы один за другим приходят к формату «цифровая онлайн-версия плюс небольшой тираж виниловых пластинок». Подъем спроса на винил безо всякого труда отслеживается даже на московском рынке. Сегодня ни один крупный музыкальный магазин не обходится без винилового отдела (причем, доля винила в общей массе товаров всё увеличивается), а неплохую конкуренцию «мейджорам» составляют независимые рекорд-шопы. Их ассортимент может собираться во многом хаотически, но это — следствие общей неструктурированности рынка. Однако эта проблема уже начала решаться: появились хорошие каталоги и сервисы доставки коллекционного винила из-за рубежа, а Интернет-торговля увеличивает обороты.

По сравнению с десятью годами ранее, винилом начали интересоваться совсем другие люди. В девяностые в виниловых магазинах встречалась публика двух категорий. Первая — филофонисты старой школы, не вполне адекватные на вид завсегдатаи старой «Горбушки», собиратели Битлов, Цепеллинов, Deep Purple, Арабесок и Rockets. Эти люди были самыми активными покупателями пластинок еще в 80-е, когда винил был доминирующим музыкальным носителем. Вторая — диджеи, для которых винил тогда был носителем практически безальтернативным. Закупались они в основном в разных магазинах, но время от времени все-таки забредали на чужую территорию и, чертыхаясь, пытались найти в залежах чужеродных объектов что-нибудь из Yes (первые) или группу Astral Projection в секции «психоделия» (вторые).

Ныне в виниловых отделах толпятся в основном опрятные молодые люди — это те самые хипстеры, да и не только они. Пластинки сегодня — примерно как книги. Понятно, что всё можно прочитать, загрузив в iPad или Amazon Kindle, но бумажных книг, а вместе с ними и удовольствия от шуршания страницами, при этом никто не отменял. Их по-прежнему покупают, ставят на полки и дают почитать друзьям. Точно так же сегодня «принято» иметь дома полку с пластинками. Это что-то вроде признака образованности, — знак того, что ты «в теме». При этом вместе с теми, кто приобщается к винилу «постольку-поскольку», растёт и количество реальных, увлеченных коллекционеров. Тех, кто, отправляясь в другой город, первым делом отмечает на карте своих передвижений пластиночные магазины.

Ценность винила — в первую очередь, эстетическая. Как ни крути, а проникнув в интернет, музыка в определенной степени обесценилась. Согласитесь, одно дело — добавить очередную новинку в километровый плейлист winamp’а, совсем другое — принести пластинку домой, распечатать конверт, проставить на вертушку диск, аккуратно протереть щеточкой — и, наконец, услышать желанные звуки. Это нечто вроде ритуала, в результате которого прослушивание альбома вновь обретает статус священнодействия, а музыке без этого никак. Главная вещь, которая губит искусство — повседневность.

Кроме этого, винил — это еще и арт-объект. Сам формат большого конверта оставляет дизайнерам куда больше свободы, нежели маленькая коробка для CD. А ведь существует еще и масса вариантов нестандартной упаковки, — не говоря уже о том, что плодом дизайнерской мысли может быть сама пластинка. Винилы бывают практически любого цвета, при этом не только однотонные, но и разноцветные: начиная от пластинок «в психоделических разводах», заканчивая изданиями, где на самой пластике можно увидеть сюжеты клипа или лица музыкантов. Меняться может не только цвет, но и форма — британские экспериментаторы Add N To X как-то раз выпустили шестиугольную пластинку.

Но самое главное — винил обладает своим собственным звуком. О том, какой из носителей передаёт музыку наиболее точно, сказано слишком много, чтобы влезать в эту тему еще раз. Сравнивать винил и CD попросту не нужно — мы всё равно упремся в то, что сравниваем не только два носителя, но и воспроизводящие устройства, а также технически разные записи, так что чистого эксперимента всё равно не получить. Важно, что виниловый звук чертовски приятен на слух. Винил — дышит.

Разумеется, чтобы приобщиться к прекрасному, вам понадобиться не только сама виниловая пластинка, но и то, на чем его слушать, а именно — проигрыватель. Выбор тут велик несказанно. Как всегда, начнем с разоблачения популярных в народе мифов...

Самое известное заблуждение в отношении винила — лучшие на свете вертушки это старые советские «Веги», «Арктуры» и тому подобная техника «высшего и первого классов». Поверье это носит сугубо ностальгический характер: мол, раньше и трава была зеленее, и колбаса по два двадцать вкуснее. Увы, даже самые дорогие советские вертушки в подметки не годятся нынешнему «начальному уровню». Возиться с этим товаром стоит только в том случае, если вы — маньяк-рукодельник, помешанный на винтаже. Возможно, «Вегу 106» и можно довести до приличного уровня, заменив половину деталей, но процесс этот по сложности и затратам будет напоминать тюнинг автомобиля «Победа». Если вам нужно просто ездить с комфортом, ну или в данном случае, слушать музыку, лучше купите себе что-нибудь современное.

Ситуация с диджейскими вертушками, очень напоминает то, что происходит с профессиональными аудиокартами. Если вы планируете купить Stanton или Technics чтобы слушать на нем музыку дома, основную часть денег вы отдадите за функции, которыми никогда не будете пользоваться. В частности, за плавную регулировку скорости и, самое главное, быстрый старт — для диджеев исключительно важно, чтобы при запуске пластинка не разгонялась в течение секунды-двух, а с ходу бы стартовала на той скорости, на которой и будет вращаться и дальше. Надо ли говорить, что при прослушивании пластинки это обстоятельство не играет решительно никакой роли? Фаза разгона успеет пройти до того, как вы опустите тонарм на пластинку.

Важная практическая вещь, которую нужно знать о проигрывателях — не всякий проигрыватель подключается к любому усилителю (вертушки со встроенными динамиками, которые в советское время именовались «электрофонами», сразу оставим за скобками). Подсоединив стандартный phono-выход виниловой вертушки к линейному входу усилителя, вы попросту не услышите ни звука. Для того, чтобы звук появился, нужен фонокорректор — предварительный усилитель, поднимающий сигнал до нужного уровня. Необходимой функцией фонокорректора также является коррекция нормализация тонального баланса, ведь изначально на виниле, в силу физических особенностей этого носителя, амплитудно-частотная характеристика неровная. Также в некоторые фонокорректоры встроены специальные фильтры, срезающие гул, который возникает в результате помех от вибрации движущихся частей. Однако фонокорректор — это совсем не обязательно отдельное устройство. Он может быть встроен либо в усилитель (в этом случае, усилитель имеет специальный phono-вход, на это следует обращать внимание), либо в самой вертушке (в этом случае у проигрывателя есть линейный выход, примерно так устроены многие вертушки базового уровня). Если же не на вертушке, ни на усилителе фонокорректора нет, покупать вам его все же придётся отдельно. Тут вы получаете свободу выбора и можете подобрать фонокорректор должного качества. Если ваша цель — добиться идеального звука, то важен каждый компонент.

Отдельная тема — вошедшие в последнее время в моду цифровые выходы, предназначенные для оцифровки музыки с пластинок. По большому счету, никаких чудес вы от них не получите (хорошая аудиокарта, куда поступает качественный аналоговый сигнал даст результат получше), однако для некоторых целей (например, быстро перегнать в компьютер трек с пластинки) подключение по цифре бывает полезно. Такие выходы, как правило, бывают двух типов — либо вертушка подсоединяется к компьютеру по USB (и в этом случае становится как бы внешней звуковой картой, с которой вы получаете цифровой аудио сигнал), либо сама является USB-хостом, куда можно подключить флешку или жесткий диск. Первый вариант очевидно предпочтительнее — вы, по крайней мере, получаете оцифрованный сигнал с пластинки несжатым, а дальше сами преобразуете его в нужный вам формат. Во втором случае выбора вам не оставляют вообще никакого, как правило, скидывая на ваш носитель уже сжатые файлы.

Начальный уровень вертушки, способной дать вам вполне приличный звук, стартует примерно от 8 тысяч рублей, и выбор моделей тут уже довольно широкий. Но если в случае с CD, где на любую ценовую категорию от базового уровня до плюс бесконечности есть своя ступенька, обеспечивающая маленький шажок в качестве, с винилом этот рост оказывается совсем не линейным. Конечно, улучшения в диапазоне от условных 10 до 30 тысяч за вертушку существуют. К тому же вы можете, например, установить в вертушку более дорогую головку и, с большой вероятностью, получите выигрыш в качестве звучания. Но реальный скачок наступает в тот момент, когда вы переходите к модульным системам.

Виниловый проигрыватель — устройство механическое, поэтому многие улучшения здесь происходят за счет стабилизации мотора, более плавного движения, борьбы с резонансами и прочих механических факторов. Разумеется, все эти факторы играют роль и при воспроизведении CD, но в случае с винилом, оказывают более прямое влияние на звук. «Чем аппаратура лучше, тем её менее заметно. На ней мы будем слушать не оттенки звучания самого аппарата, а непосредственно пластинку» — этой фразой, которую любят повторять профи, проще всего описать выигрыш в звуке, который мы получаем, переходя на более высокий уровень качества. Борьба здесь всегда ведется исключительно за точность, достоверность воспроизведения.

Аудиофильские проигрыватели устроены по модульному принципу и собираются из нескольких частей. Первая из них — стол, то бишь устройство, отвечающее за вращение пластинки. Крутить пластинку — только на первый взгляд дело нехитрое. В реальности, в борьбе за стабильность скорости, правильную балансировку и прижим, требуются едва ли не космические технологии. Далее к столу нужно подобрать тонарм — «руку», которая опускается на пластинку и на конце имеет головку звукоснимателя с иглой. Тонармы различаются формой, типом, производителем и выбор тонарма, разумеется, оказывает непосредственное влияние на звук. Следующий уровень — сама головка звукоснимателя, которые также делятся по типам (MM-головки с движущимся магнитом и MC — с движущейся катушкой), а также множеству других факторов. Ну и естественно, в модульной системе вам понадобится отдельный фонокорректор.

Стоимость такого проигрывателя может превышать стоимость «базовой» вертушки в десятки и сотни раз (даже одна из описанных выше компонентов может стоить в разы дороже вертушки начального уровня), однако в этом случае вы получается чрезвычайно много степеней свободы. Комбинируя отдельные компоненты, вы имеете возможность очень точной настройки вашей системы. Разумеется, в этом случае вам придется глубоко вникать во все технические нюансы, либо, в более простом и верном случае, обратиться за помощью специалиста.

Виниловые проигрыватели и компоненты к ним вы можете приобрести в магазинах «Аудиомания».

28.12.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: