ТЕХНИКА  ЦАП-царап!

В рубрике «Ликбез» Звуки.Ru рассуждают о том, как и чем лучше воспроизвести звук из компьютера.

Звуки.Ру продолжают свои эксперименты по истязанию ушей экспертов и разнообразной техники. В этот раз предмет нашего исследования — как и чем лучше воспроизвести звук из компьютера.

То, что персональный компьютер как устройство для воспроизведения музыки уже давно вытеснил с рынка CD-плеер (не говоря уже о виниловых вертушках или кассетных деках) — уже свершившийся факт. При этом с годами качество цифрового аудио становится все лучше — распространяются форматы «без потерь», вырос средний битрейт, в котором принято сжимать файлы, да и кодеки, очевидно, хуже не стали. В общем, есть все условия для того, чтобы музыка эта прозвучала качественно. Однако большинство народонаселения лишает себя этого удовольствия, используя для воспроизведения аппаратуру, которая не в состоянии передать и десятой части от этих красот.

О том, что всевозможные «компьютерные колонки» для прослушивания музыки решительно не годятся, мы уже говорили. Замена этого прибора на приличный комплект из усилителя и акустических систем улучшит качество на порядок, но и этого будет недостаточно. Теперь слабым звеном в этой цепи становится аудио-карта. Времена, когда звуковые карты в компьютерах норовили потрещать при каждом движении мышки, а также выдавали фоновый шум, от которого можно было проснуться ночью, давно прошли. Но говорить о том, что встроенный звук в ноутбуках или стационарных компьютерах по-настоящему хорош, тоже будет неправильно.

Решение проблемы — установка на ваш компьютер приличной внешней звуковой карты. Почему внешней? Ну, во-первых, ко многим ноутбукам никакую другую вы попросту не подключите. Во-вторых, вынесение звуковоспроизводящего блока из компьютерного корпуса — первый шаг по борьбе с шумом и наводками, которых компьютерные компоненты создают немало. Далее, как и в случае с воспроизведением баса, здесь существует несколько популярных заблуждений, которые мы попробуем развеять с помощью нашего постоянного технического партнера — компании Аудиомания.

Первое заблуждение. «Чтобы нормально воспроизводить музыку с компьютера, нужна профессиональная карта.»

Звук у профессиональных карт, разумеется, будет лучше, чем у встроенных, но бóльшую часть их цены вы отдадите за те возможности, которыми никогда не будете пользоваться. Дело в том, что профессиональные карты предназначены для того, чтобы музыку не воспроизводить, а создавать. Там могут быть качественные инструментальные входы, предварительные усилители для гитары или микрофона (и фантомное питание для него же), разъемы типа «канон», низкая задержка (чтобы вживую играть на софт-синтезаторах), многоканальные выходы и прочая атрибутика для студии или клуба. К тому, чтобы качественно воспроизводить стерео поток, все это не имеет решительно никакого отношения. Покупка профессиональной карты для того, чтобы слушать на ней музыку, равноценна покупке спортивной машины для поездок на дачу по российским дорогам — как минимум, очень дорого и очень неудобно, а то и вовсе не доедешь до места назначения.

Второе популярное заблуждение. «44 кГц и 16 бит — для нормального звука непростительно мало!»

Более высокая частота дискретизации и «битность» существуют сейчас опять же в основном для профессиональной звукозаписи. Например, записав в более высоком (скажем, 96/24) качестве партии вокала, гитары и ударных, вы получаете более точное микширование, сводя их в единый трек. Но на выходе музыка все равно будет сведена в 44/16 (именно в таком виде хранится информация на CD и распространяется в подавляющем большинстве интернет-сервисов). Так что более высокая частота на карте при воспроизведении этих файлов — лишняя операция, не дающая выигрыша в качестве. Проще говоря, действие это похоже на перекодирование mp3-файлов из битрейта 128 в битрейт 320 в надежде, что после этого они будут лучше звучать.

Впрочем, говорить о том, что высокая частота не нужна в принципе, тоже не стоит. Во-первых, в аппарате могут быть реализованы алгоритмы коррекции (которые работают тем точнее, чем выше глубина и частота дискретизации), во-вторых, вероятность повсеместного перехода на более высокие стандарты, тоже существует. Не случайно, 96/24 уже неофициально прижился как стандарт для хранения виниловых оцифровок.

Для того, чтобы максимально качественно воспроизвести цифровой звук из компьютера, существует специальный класс устройств, иногда называемых внешними ЦАП (цифро-аналоговыми преобразователями) или по-английски — DAC (digital-to-audio converter). Существует их великое множество, образцы сильно отличаются ценой и качеством, но даже простой вариант заметно превосходит карты, изначально установленные в компьютеры.

Чем именно различаются DAC за триста долларов и его родственник стоимостью в три тысячи — это еще одна тема для споров. Аргумент скептиков такой — мол, в большинстве устройств за главное действие, то есть превращение цифрового сигнала в аналоговый, отвечает одна и та же микросхема (что чистая правда), а значит и звук будет одинаковый. Ну и вообще, чего такого можно засунуть в не слишком сложное устройство, чтобы цена его возросла до четырехзначной?

Хитрость в том, что за качество звука отвечает уже аналоговая часть — то, что находится за этой чудо-микросхемой. Тут в силу вступает специфика схемотехники и наука разведения плат. Универсального и правильного способа здесь просто не существует: производители экспериментируют, занимаются исследованиями, пробуют разные варианты — некоторые из них становятся по-настоящему удачными. Именно стоимость исследований, работа лаборатории (а не дорогие компоненты) в первую очередь и формирует конечную цену продукта. Как это ни странно, ситуация здесь напоминает искусство создания музыкальных инструментов несколько веков назад. Скрипка Страдивари дорога совсем не тем, что сделана из более дорогого дерева.

Остановимся на нескольких примерах таких устройств. Первый из них — разработки компании Lead Audio, ЦАПы LA-100 и LA-200.

LA-100 совмещает в себе функции DAC и усилителя для наушников. У устройства три входа — USB (так проще всего подключить LA-100 к компьютеру, ЦАП просто определится системой как USB-звуковая карта), а также оптический и коаксиальный, которые идеально подходят, чтобы использовать DAC не с компьютером, а с каким-то еще устройством, где есть цифровой выход, а встроенный ЦАП — не очень хороший (например, с DVD-плеером). На задней панели — разъем питания, входы, а также RCA-выход для подключения к внешнему усилителю. На передней — индикаторы входов и выходов, а также выход для наушников и регулятор громкости к нему. Регулируемый выход на наушники — вещь совсем не бесполезная, если вы предпочитаете слушать музыку именно «в ушах», тратиться на усилитель просто нет необходимости.

Если вы все-таки любите «колоночный» звук, а усилителя у вас до сих пор нет, ваш выбор — LA-200. Он представляет собой DAC, усилитель для наушников и усилитель для колонок в одном флаконе. Его мощности вполне хватит на то, чтобы «раскачать» небольшую полочную акустику. Также в этом устройстве есть два дополнительных аналоговых входа, к которым можно подключить айпод, FM-тюнер или что-нибудь еще. Все достоинства модели помладше, разумеется, сохранены.

Несколько другого рода вещицу предлагает компания FiiO. Если DAC от LeadAudio это именно Hi-Fi компонент, то приборчик от FiiO — портативный гаджет. Назначений у него сразу два. С одной стороны — это переносной предусилитель для наушников, который отлично уживается с айподом или любым другим плеером (жесткой заточки под эппловские разъемы тут нет). А с другой — это устройство может работать как внешняя звуковая карта.

Зачем, спросите вы, нужна такая вещь, раз в айподе и так все звучит вполне неплохо для портативного устройства?

Во-первых, выход айпода все же слабоват, и если вы собираетесь подключать к нему не «родные» наушники, а что-нибудь посерьезнее, с высоким сопротивлением, звучать они будут непростительно тихо. Тут-то и спасет волшебный E7.

Во-вторых, уменьшив громкость на самом плеере, вы экономите батарею. Функция специфическая, но в определенных ситуациях весьма полезная. Выходов на наушники, к тому же, два — миниатюрный прибор умеет при необходимости работать как разветвитель, а для того, чтобы обе пары звучали достаточно громко, тоже требуется усиление.

Но ценим мы E7 не только за это. Этот гаджет умеет работать и как внешняя звуковая карта, стоит только подключить его к компьютеру по USB (внутренний аккумулятор в этот момент начнет заряжаться). Разницу в звуке между E7 и встроенной звуковой картой подтверждает простейший эксперимент. Попробуем подключить его к нетбуку Asus 1015 PED и сравнить с тем звуком, что издает собственная звуковая карта нетбука. Не будем даже усердствовать с выбором музыки, зарядив в Winamp первое, что попалось под руку (Pet Shop Boys «Yes»). Эквалайзеры, естественно, везде отключены. Разница в первую очередь касается все тех же многострадальных низких частот — на встроенной карте бас неразборчивый и гудящий, слегка забивающий весь остальной микс, на E7 — четкий и корректный.

Единственный недостаток E7 как аудио-карты — оба выхода выдают один и тот же сигнал, а регулятор громкости в устройстве один. Поэтому, если подключить две пары разных наушников, то уровень громкости в них может сильно отличаться.

Но вернемся к функциональным возможностям. Итак, на самом E7 есть аналоговый вход и два выхода (все три — «миниджек», 3,5 мм), USB-вход, регулятор громкости и док-разъем для подключения к усилителю FiiO E9. Есть парочка небесполезных «фич» вроде отключения по таймеру и эквалайзера. Обзаведясь E9, из двух приборов вы получаете полноценный Hi-Fi ЦАП. Теперь установленный в док-разъем E7 сам лишь транслирует цифровой сигнал на E9, который в свою очередь преобразует его в аналог своим собственным, еще более качественным преобразователем. В самом E9 имеется регулируемый выход на наушники с разъемом 6,3 мм, а также линейные выходы для подключения к интегральному усилителю, т.е. по функционалу пара E7+E9 напоминает описанный выше Lead Audio LA 100.

Для решения каждой задачи требуются свои специфические инструменты, которые справляются с данной задачей лучше всего. Если мы хотим слушать музыку через хорошую акустику, используя компьютер как проигрыватель, то наиболее разумно — использовать ЦАПы для преобразования сигнала.

Как мы уже сказали, сейчас на рынке есть устройства с хорошим качеством сигнала за вполне разумные деньги. Если пользователь не занимается профессиональной записью звука (то есть ему не нужна профессиональная звуковая карта), то описанные нами ЦАПы идеально подходят прослушивания музыки.

30.11.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: