DALE COOPER QUARTET & THE DICTAPHONES  Избиение гитары

Французы The Dale Cooper Quartet & the Dictaphones протестировали новую московскую площадку для андеграундных концертов.

Началось всё с того, что концерт был перенесён из Киноклуба в другое место на территории Artplay ‒ на новую площадку под названием "Лофт №114". У этого переноса были как положительные, так и отрицательные моменты. Положительный: Киноклуб находится на месте бывшего Avant Club, а люди из "Аванта" считают, что проводить в этом месте концерты стало небезопасно. Отрицательный: по изначальным планам организаторов после концерта в Киноклубе должен был состояться ночной показ сериала "Твин Пикс", но "Лофт №114" оказался не готов к такого рода мероприятиям, а жаль: задумчиво-сумрачная музыка The Dale Cooper Quartet & the Dictaphones и загадочный "Твин Пикс" ‒ вещи, неплохо встающие в один ряд.

Новая концертная площадка показалась местом "сырым", ещё не обжитым: заводское помещение с неприкрытыми кирпичными стенами. Максимально низкая сцена, почти на уровне пола. Несколько диванчиков в глубине зала и столов без стульев в середине. Пусто и просторно, как в не обустроенной квартире только что возведенного дома. Дополнял картину бородатый звукорежиссёр в комбинезоне и с фонариком на голове, похожий на диггера. В помещении был полумрак, и всё это вкупе настраивало на прослушивание немного другой музыки, скажем, индастриала или нойза. На фоне этих кирпичей неплохо смотрелась бы группа Deutsch Nepal, которая выступит в Москве 3 декабря, но на другой площадке. Вместо этого концерт открыла российская группа Povarovo.

Сет Povarovo сложно назвать словом "разогрев", так как подобная музыка погружает скорее в оцепенение, анабиоз. Работы у коллектива медленные, минималистичные. Контрабасист издаёт неторопливый гул, продвигая смычок по струнам электроконтрабаса, кларнетист стоит в задумчивости, ожидая начала своей партии, клавишник выдаёт скупые отрешённые звуки. Если не смотреть на сцену, то можно подумать, что эту музыку включили фоном, а на сцене пока никого нет, но музыканты на сцене и движутся так же медленно, как и их музыка. Находка для фотографов. А звучащее вызывает ожидаемые ассоциации с немцами Bohren & der Club of Gore и менее ожидаемые ‒ с норвежцами Deaf Center, особенно с вещью последних под названием "White Lake".
Недавно один мой друг пытался дать определение слову "пассакалья". "Между прочим, изначально пассакалья обозначала уличное шествие, возможно, траурное. Пассакалья BWV 582 по законам жанра выдержана в ритме медленных шагов". Он пытался описать музыку Баха, а заодно невольно описал некоторые композиции Povarovo (у группы, кстати, есть песня под названием "J.S.Bach"). Действительно, некоторые работы коллектива похожи на медленное траурное шествие. Судите сами. Впрочем, звучание группы даже не траурное, а скорее пост-траурное: это не печаль, а скорее шлейф печали. То, что остаётся и замирает в воздухе. Не вкус, а послевкусие. Именно поэтому лишним в этой музыке показался вокал (временами к трём упомянутым музыкантам присоединялся четвёртый ‒ вокалист). Такая музыка, как уже писалось выше, создаёт ощущение отсутствия музыкантов. Среди медленного мерцания, шорохов и отдалённого звона как будто нет места вокалу. Это музыка, которая звучит после сказанного, когда слова уже не нужны. Но это субъективное замечание. Ещё одно замечание: такую музыку сложно слушать стоя. В итоге часть зрителей села на пол. Из положительных замечаний: группа, судя по всему, начала сотрудничество с Denovali Records ‒ местом, где уже издавались такие родственные ей коллективы, как Kilimanjaro Darkjazz Ensemble и Mount Fuji Doomjazz Corporation. Там же выходила на виниле совместная работа Nadja и Troum. Там же издаются и The Dale Cooper Quartet & the Dictaphones.

Далее на сцену вышла российская группа Wrist. Состав у неё оказался более рОковым: два гитариста, басист, барабанщик и саксофонистка. Музыка более шумовая, затягивающая, похожая на звуковую воронку. Ритм-секция то появляется, то растворяется. Саксофон, как правило, является частью общего звукового рельефа, в отличие от The Dale Cooper Quartet & the Dictaphones, у которых саксофон выделяется, лезет на передний план. У Wrist он лишь выглядывает из общего массива, скручивается и ёрзает внутри. Иногда музыка группы напоминает обросший шумами, шершавый пост-рок. Под это определение больше всего подходит песня "Blind Alley", записанная совместно с вокалисткой Кирой Лао. Песня вошла в свежий сингл, продававшийся на концерте, но на самом выступлении прозвучала без вокала Киры. Не было на этом концерте и диджериду ‒ инструмента, входящего в арсенал группы. Зато появился новый инструмент ‒ медиатор-бутылка. В какой-то момент один из гитаристов принялся яростно елозить по струнам пивной бутылкой. Барабанщик весь концерт отыграл, сидя спиной к залу, а саксофонистка Евгения Сивкова в одном из эпизодов сменила саксофон на трубу. Послушать Wrist повнимательнее можно в блоге группы. Там доступны для скачивания альбом и сингл. Особенно рекомендуется к прослушиванию альбом, тем более что он, если верить сайту discogs.com, вышел скромным тиражом в 40 копий. Скоро станет раритетом, если уже не стал.

К началу сета французов The Dale Cooper Quartet & the Dictaphones на полу сидела большая часть зрителей. Три выступающих группы - три часа на ногах. Не каждый сдюжит. Зато были сюрпризы от французов. Они привезли с собой в Москву не только сладкоголосую вокалистку, но и диски с новым альбомом "Metamanoir" (вторым по счёту), официальный релиз которого намечен на 11 ноября. На первом альбоме вокала почти не было, а там, где он был, он представлял собой призрачное скольжение где-то в глубине композиций. На "Metamanoir" напротив ‒ есть уже полноценные песни с доминирующим вокалом. Впрочем, их немного. Опасения, что группа может превратиться в сладкоголосый песенный коллектив не подтвердились. Такие опасения возникали от двух треков с нового альбома, выложенных на сайте лейбла (к моменту написания этой статьи к ним добавился ещё один трек).

Всего на сцене присутствовало пять человек. Вокалистка, два гитариста, саксофонист и человек в берете как у художника Тюбика из историй про Незнайку. Человек в берете отвечал за сэмплы (а на фотографиях с других выступлений, доступных на странице группы в facebook, можно заметить также виолончель и трубу). В целом же концертное звучание The Dale Cooper Quartet & the Dictaphones показалось жёстче, чем студийное. Один из гитаристов (тот, что на фото) постоянно вносил в размеренные ритмы группы долю скрежета и резких звуков. Он играл на гитаре то смычком, то инструментом, похожим на отвёртку, а в конце концов повалил свою гитару на пол и навис над ней, как один борец нависает над другим. После этого начал истязать её и издалека казалось, что он её душит и буквально избивает, хотя на деле он всего лишь снова начал водить по струнам разными подручными предметами. Иногда его манипуляции с гитарой приводили к тому, что её звучание начинало напоминать звуки музыкальной пилы. Также запомнился внушительных размеров саксофонист. У поэта и музыканта Петра Попова была строчка про птиц: "злые глаза их навыкате ёрзают". Так вот: звуки, которые порой извлекал этот саксофонист, походили на подобные ёрзающие глаза ‒ резкие, неуютные. Временами напротив ‒ звучание саксофона становилось мягким и медитативным, как в композиции "Eux Exquis Acrostole". В студийной версии этой песни на новом альбоме присутствуют мужской и женский голоса, а в московской концертной ‒ только женский, что сделало её чуть мягче. Этот голос выступал как бы в роли нежной руки, которая гладила и смягчала этот дум-джаз. Точен ли термин? Решайте сами.

08.11.2011, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.myspace.com/dalecooperquartet

DALE COOPER QUARTET & THE DICTAPHONES