Erykah BADU  Пять образов Эрики Баду

В Москве выступит Эрика Баду – женщина, которая стала своего рода Дэвидом Боуи нео-соула, которая чтила традиции, но стабильности избегала: за пятнадцать лет карьеры от альбома к альбому Баду меняла звук, стиль, и постоянно менялась сама. Звуки проследили как развивалась карьера певицы на протяжении пяти пластинок и пяти видеоклипов.

Первые ассоциации со словом «соул»: традиции, стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Глубокий, но мягкий бас, шелестящие ударные, «муги». Голоса как с потрескивающей пластинки, задушевность, в конце-концов. Будем смотреть правде в глаза: при всех оговорках, соул не из тех жанров, в которых приветствуются метаморфозы и отчаянно смелые эксперименты. Первого ноября в Москве выступает Эрика Баду (Erykah Badu) – женщина, которая стала своего рода Дэвидом Боуи нео-соула, которая чтила традиции, но стабильности избегала: за пятнадцать лет карьеры от альбома к альбому Баду меняла звук, стиль, и постоянно менялась сама. Звуки проследили как развивалась карьера Баду на протяжении пяти пластинок и пяти видеоклипов.

"Baduizm" (1997)

Молодая школьная учительница из Далласа, штат Техас в 1995 году оказалась на «разогреве» у начинающего нео-соул певца Ди Энджело (D'Angelo), где ее заприметил Кедар Массенбург (Kedar Massenburg) – менеджер и владелец скромного лейбла имени себя. Уже через год он выпустил первый сингл Баду, а еще через год, в 1997 – первую полноценную пластинку певицы. “Baduizm” цементирует характерные приметы переживавшего свои лучшие дни нео-соула: тлеющий, расслабленный, «салунный» звук, глушащий остальные инструменты бас, прямой, но грувовый ритм, много стуков по ободку малого барабана, воздушная перкуссия и джазовые клавишные. Вокал Баду звучит необычно и сейчас: в жанре, где долгие годы приветствовалась гиперэмоциональность и переигрывание, ее голос и интонации предельно сдержаны, она берет манерностью. Несколько лет спустя после выхода пластинки, в своей книге “The Rough Guide to Soul and R&B” музыкальный критик Питер Шапиро напишет, что Баду – «из тех редких соул-исполнительниц, которым не приходится повышать голос для того, чтобы быть услышанными».

"On & On": Дебютный клип Эрики Баду, являющийся, в некотором роде, экранизацией популярного американского романа «The Color Purple» писательницы Элис Уолкер, и указывающий несколько важных вещей. Во-первых, у певицы, помимо экзотического голоса, имеется экзотическая внешность, а так же страсть к обертыванию волос в полотенце. Во-вторых, она необыкновенно артистична – много и с удовольствием кривляется, и в-третьих, она не совершенно боится испачкаться.

“Mama’s Gun” (2000)

Удивительно недооцененная, одна из лучших пластинок нео-соула, наряду с вышедшим в том же году “Voodoo” Ди Энджело. Честный, прямой, и очень грувовый диск, посвященный финалу отношений певицы с участником дуэта OutKast Андре 3000 (Andre 3000), от которого у Баду имеется ребенок. “Mama’s Gun” не столь расслаблен, и гораздо более разнообразен, чем “Baduizm” – Баду избавляется от “фоновости” предыдущего альбома и находит место психоделическому соулу, фанку, сэмплам из Доктора Дре (Dr. Dre) и продакшену от покойного Джей Диллы (J Dilla). И без того довольно открытая исполнительница, на «Mama's Gun» Баду говорит обо всем предельно честно, особенно показательна в данном случае композиция “Cleva”, в которой Баду сообщает, что на ней платье за семь долларов, но она «заставила его выглядеть круто» - пример и вдохновение для всех одиноких женщин. Отдельным украшением альбома служат барабанные сбивки от ударника и лидера The Roots Амира “?uestlove” Томпсона (Ahmir “?uestlove” Thompson), которых на “Mama’s Gun” очень много.

"Didin't Cha Know": «Черная» версия классического клипа Мадонны (Madonna) “Frozen”: как минимум здесь демонстрируется такая же пустыня, как и там, только жаркая, Еще больше странных нарядов, еще больше странной обуви, еще больше очень странных головных уборов, плюс классический бит от Джей Диллы.

“Worldwide Underground” (2003)

Суфьян Стивенс (Sufjan Stevens) далеко не первый, кто придумал выпускать EP, которые едва влезают на компакт-диск: “Worldwide Underground” был заявлен как мини-альбом, однако длится пятьдесят пять минут. “Worldwide Underground” – посвящение Баду хип-хопу, который вдохновлял в трудную минуту, и родным улицам, на которых певица выросла – уже без?uestlove в продюсерах, зато с Ленни Кравитцем (Lenny Kravitz) на гитаре. По сути, альбом представляет собой что-то вроде джем-сессий, иные композиции слетают в вокальные импровизации и длятся под десять минут – именно это смутило многих критиков, и заставило, например, изданию Slant Magazine обвинить Баду в графомании и отсутствии идей. Однако, спустя почти десять лет “Worldwide Underground” слушается отменно: этой записи не хватает разнообразия “Mama’s Gun”, зато тепла “Baduizm” здесь достаточно.

"Love Of My Life": Дуэт с рэпером Коммоном (Common), с которым у Баду был в то время роман. В ярком видео появляется целый ряд видных деятелей олдскульного хип-хопа (каждый подписан никнеймом на майке, что весьма удобно), также имеется бесподобный момент с применением техники “chopped and screwed”.

“New Amerykah: Part One (4th World War)” (2008)

На четвертую пластинку у Баду ушло пять лет, но оно того стоило. На Motown выходило немало замечательных политизированных соул-записей, взять хотя бы “What’s Going On”, однако, “New Amerykah: Part One” – один из лучших подобных альбомов за всю историю великого лейбла. “New Amerykah” – диск колкий, громкий, жесткий, местами вообще атональный, мало чем похожий на предыдущие три записи певицы, и, по правде говоря, мало на что похожий вообще. Превосходная команда продюсеров, среди которых Мэдлиб (Madlib), 9th Wonder, Джорджия Энн Малдроу и, сделавшие большую часть альбома люди из Sa-Ra Creative Partners, воздвигают на “New Amerykah: Part One” пост-апокалиптичный, хромающий соул, американскую черную поп-песню, которая выживет после ядерного взрыва: смещенные “мэдлибовские” биты, хлесткие марши, глобалистские госпелы, и посвящения Джей Дилле. Грандиозная, авангардная, очень смелая пластинка, которая, скорее всего, будет осмысливаться будущими поколениям соул-исполнителей еще многие годы.

"Honey": Композиция, никак не вписывающаяся в концепцию альбома, поэтому размещенная в качестве бонус-трека в самом конце диска. Клип – остроумный и ловко сделанный ностальгический трип по любимым записям и вместе с тем – призыв поддержать небольшие магазины, торгующие пластинками.

“New Amerykah: Part Two (The Return of the Ankh)” (2010)

После новаторского, но тяжелого и агрессивного “4th World War”, мать троих детей Баду являет миру свою нежную сторону: “The Return of the Ankh”, несмотря на то, что сделан практически той же командой, что работала над предыдущим диском, звучит в разы легче. Это альбом о любви, в одних только названиях композиций недлинного треклиста этой пластинки слово “Love” читается три раза. Вместе с тем, это намного более ровная и пресная запись, чем предыдущие: здесь минимум психоделии, практически нет неожиданных ходов, для того, чтобы нравиться вашим родителям имеются цитаты из Стиви Уандера (Stevie Wonder), и сквозит та самая стабильность, от которой Баду постоянно пыталась уходить. Однако, стоит послушать “New Amerykah: Part Two” до конца: финальный десятиминутный исповедальный эпик “Out My Mind, Just In Time”, делящий название с нынешним туром – это один из самых мощных выходов Баду за все пятнадцать лет.

"Window Seat": Отсутствие эпатажа на пленке Баду компенсирует в видео, вдохновленном клипом «Lessons Learned» дуэта Matt & Kim. Певица выходит из автомобиля в оживленном районе Дили Плаза – том самом, в котором был застрелен Джон Ф. Кеннеди, и передвигаясь в рапиде, полностью раздевается. А потом получает пулю в затылок.

Erykah Badu
Москва, Arena Moscow
1 ноября 20:00

01.11.2011, Алексей АЛЕЕВ (ЗВУКИ РУ)

Erykah BADU - свежие публикации:

Erykah BADU

Дата рождения:

26 февраля 1972