COOL and JAZZY  "Я бы предпочёл купить арфу и таскать ее всюду с собой"

В разговоре со Звуками лидер группы Cool&Jazzy объясняет, почему на нашей почве нечего ловить Бобби Макферрину и рассказывает, что а капелла - очень травмоопасный жанр.

Наша предыдущая встреча с джазовым составом Cool & Jazzy состоялась шесть лет назад, и с того времени братья Смирновы, основатели коллектива, уже успели расстаться и пойти каждый своей дорогой. Группа продолжает работу, ее концерты и записи в жанре a cappella (то есть вокал без музыкального сопровождения) по-прежнему пользуются огромным успехом по всему миру. Но с недавних пор название Cool&Jazzy стало все чаще звучать в контексте "флэшмоб": группу часто можно увидеть на самых неожиданных мероприятиях, типа недавнего StartUp Point, где ребята в считанные секунды расшевелили аудиторию интернет-предпринимателей, на серьезной компьютерной выставке, где иностранные гости внезапно обнаружили себя поющими песни Майкла Джексона и тему из "Щелкунчика"... Чего теперь ожидать от Cool&Jazzy, зачем они вовлекают публику в свои эксперименты и возможно ли сделать из человека меломана за один концерт - рассказывает бессменный руководитель состава Юрий Смирнов.

Звуки.Ru: - Похоже, "просто концерты" надоели вашей группе, и вы начали использовать свои академические таланты для социализации слушателей. Чем будете развлекать народ на ближайшем концерте?
Юрий Смирнов: - В ходе ближайшего концерта мы решили исполнить музыкальный алфавит вне времени и пространства - споем свои композиции по всем буквам алфавита, от A до Z. C розыгрышем викторин-угадаек, с подсказками и призами. В качестве призов будет роздано количество дисков, равное количеству исполненных композиций.

Звуки.Ru: - Юра, для тебя в таких концертах важен развлекательный аспект, или прежде всего возможность пообщаться с публикой в неформальной обстановке?
Юрий: - Для меня как для артиста всегда важно общение с публикой, причём не столько неформально-поверхностное, сколько психологически-доверительное, исходя из достаточно глубокого содержимого самой музыки. Такое общение помогает быстро переключаться, настраиваться на короткие и всегда крайне контрастные музыкальные истории. Но, согласись, игнорировать развлекательную составляющую концертов - просто глупо и недальновидно. Мы все - достаточно весёлые и общительные люди, не упускающие возможности пошутить со сцены - жаль только, что наш юмор не всегда по плечу публике. Я в какой-то момент с радостью обнаружил новую возможность интеллектуально развлечься самим и развлечь публику. Это, знаешь ли, отлично настраивает на общую волну и хорошо оттеняет порой не самую лёгкую для понимания музыку.

Звуки.Ru: - Думаю, это доставляет бездну радости и вам, и публике. А ваша аудитория всегда была такой отзывчивой, или первое время приходилось трудно?
Юрий: - Был у нас один случай, почему-то навсегда врезавшийся в память. Может, жизнь была раньше веселей и легче... На исходе первого года существования группы мы принимали участие в сборном благотворительном концерте перед ветеранами-пенсионерами. Как водится, там выступали разные коллективы и солисты, в том числе и танцоры. После окончания концерта проходим мы все вместе, три парня и три девушки, по общему коридору. Вдруг милые старушки подваливают к нам и с благодарностью в глазах выдают: "Спасибо большое, плясуньи!" Неважно, что они не запомнили, чем мы там перед ними занимались, но ведь ровно половина из нас тогда должна быть как минимум плясунами, а они - плясуньи! (смеется) Эта фраза стала крылатой в коллективе надолго!

Звуки.Ru: - А продолжаешь ли ты попытки играть с публикой в вокальные импровизации, подобные тому, что устраивает Бобби Макферрин (Bobby McFerrin)?
Юрий: - К сожалению, на интерактив расчитывать не приходится. На концертах наши граждане не могут поддержать даже самую простую тему - у них нет минимальной музыкальной подготовки. Похоже, в школах окончательно перестали учить детей петь. Конечно, на наших концертах народ и так пытается петь и стучать. но даже слабого подобия Макферрина не получится. Ну, что тут поделаешь? Не афроамериканцы мы, не латиноамериканцы, чтоб на счёт "раз, два, три" сливаться в певческо-танцевальном экстазе,- да без алкоголя, да ещё и не под исконно-русские мелодизмы!
Какие только варианты музыкального интерактива мы ни использовали - и пение, и имитация ударных, и какие-то миксы - всё впустую. Всё-таки музыкальная культура взращивается столетиями на генном уровне и ещё поддерживается государством через систему образования. Поэтому вместо чисто музыкального интерактива мы решили использовать интеллектуальный.

Звуки.Ru: - Но ведь вкус к музыке воспитывается - в том числе и таким способом, как это делает Макферрин: привлекая слушателя к процессу имровизации. Вы решили махнуть рукой на возможность воспитать из русского зрителя меломана?
Юрий: - Странно, вроде бы сам факт нашего существования в течение почти 17 лет доказывает обратное. Прошу ни в коем случае не рассматривать мои предыдущие слова как подпись под капитуляцией! Ты же понимаешь, что воспитать меломана и развитого музыканта в человеке - далеко не одно и то же. На наших концертах собираются исключительно меломаны, а те, кто попадает на выступления случайно, совершенно неожиданно для себя к концу превращаются в меломанов. Я убеждаюсь в этом каждый раз. Ведь мы в своём творчестве используем максимально мягкие формы переходов от простого и доступного к глубокому и сложному - трудились над этим не один пяток лет.
А что касается способности русского зрителя импровизировать или хотя бы просто участвовать в музыкальном действии - Россия велика и разнородна. И даже сегодня при удручающем засилии примитивизма в головах всегда в зале найдётся пара-тройка самородков, имеющих возможность с лёгкостью выйти на сцену и слиться с нами музыкальном экстазе. У нас ведь всегда всё происходило вопреки...

Звуки.Ru: - Почему "вопреки"? Ваша карьера со стороны кажется довольно гладкой и безоблачной: Гнесинка, собственная группа, участие в крупных проектах...
Юрий: - Это я, как обычно, расссуждаю о судьбах человечества со свойственной мне высокопарностью и ответственностью за положение культуры на Родине.

Звуки.Ru: - А я же испугалась, что сейчас ты начнешь мне жаловаться на то, что а капелла - жанр сложный, никто его не понимает...
Юрий (смеется): - Это у нас-то жанр сложный? Я бы так не сказал. Если иметь в виду восприятие ушами, то на наших выступлениях большая часть слушателей вообще не задумывается, что то, что они слышат,- в своём роде, музыкальная эквилибристика, фокусы высочайшего уровня и сложности, и именно такую их реакцию я считаю нашей особенной заслугой. Но если говорить про "кухню" жанра, то ничто в современной музыке так не требовательно к профессионализму, артистизму, выносливости, банальному физическому здоровью музыканта, как жанр a cappella ensemble. Не хор, не битбоксовый баттл, а именно ансамбль, в котором ни один голос не дублируется, а артист 2 часа на сцене гарантирует отменную голосовую кондицию без малейших поблажек и уступок. Представь на секунду: человеческий голос - сам по себе самый хрупкий и ненадёжный музыкальный инструмент, даже не учитывая то, что его обладатель при малейшем простудном заболевании выпадает на неделю из жизни. Так вот, даже исполняя соло с сопровождением, этому инструменту крайне редко удаётся звучать убедительно и профессионально, хотя он практически лишён каких - либо сложностей при исполнении, кроме как донести до слушателя мелодию со словами.

А теперь сравни ситуацию с современным ансамблем, в котором, как правило, от 4-х до 8 исполнителей. 3 и меньше человека я не считаю ансамблем в силу невозможности озвучить гармонии, что есть музыкальная основа жанра. При этом все эти голоса, кроме того, что они по высшему стандарту должны исполнять соло, которые с трудом удаются сольным певцам, с лёгкостью должны поддерживать идеальный ритм и гармонию сопровождения, что в комплексе сценических условий равносильно чуду, умноженному на количество артистов. Так вот: я особенно горжусь тем, что наши крайне непростые для исполнения обработки, которые эксперты жанра относят к одним из самых оригинальных, глубоких и сложных в мире, звучат и выглядят на сцене легко и игриво. Настолько легко, что зачастую публика начинает под них танцевать.

Звуки.Ru: - Эта "легкость" явно должна обеспечивать вам огромный успех на корпоративном рынке...
Юрий: - Ситуация складывается двоякая и несколько грустная - в первую очередь, из за того, что в мире, и в России в частности развелось непомерное количество "как бы" а капелла групп, дискредитировавших жанр на корню.

Звуки.Ru: - Почему " как бы"?
Юрий: - Да потому, что они никакого отношения не имеют к тому, о чем я только что говорил - они непрофессиональны, музыкально безграмотны, скучны, зачастую безголосы - в общем, "без слёз не взглянешь". К ним я, кстати, отношу и новый розлив Swingle Singers, и Vocapeople. Мы, ориентируясь на рынок, всегда во главу угла ставили искусство, музыку в её настоящем понимании, чего не наблюдается в подавляющем большинстве халтурных коллективов по всему миру. Поэтому нам приходится буквально насильно переубеждать аудиторию, что то, что они привыкли воспринимать под "a capella", - намного интереснее, живее и, главное, разнообразнее. Как правило, на корпоративных мероприятиях после первого интеллектуального шока публика устраивает дискотеку, нимало не задумываясь, что, по сути, это сравнимо с танцами под выступление воздушных акробатов без страховки. Но, парадокс, - это для нас особое признание мастерства и состоятельности как коллектива.
Пожалуй, самое грустное - в нашем родном Отечестве нет пророка, и прокатчики готовы привезти в страну какое угодно УГ, только бы на нём стоял лейбл "сделано НЕ в России". А то, что любой привезённый сюда коллектив а капелла, за исключением разве что Take6, могут на голову переплюнуть как минимум 3 российских коллектива, ни их, ни публику нимало не беспокоит. Мы не особо-то и обращаем на это внимание, благо на наших концертах всегда собирается толпа, но очень обидно, что дельцы от шоубиза лишают настоящего и доступного удовольствия миллионы слушателей, которые уже давно созрели для настоящей качественной музыки в нашем жанре, и просто не знают о ее существовании.

Звуки.Ru: - А что ты скажешь о своих коллегах по цеху вокальной импровизации?
Юрий: - Те, кто делает своё дело хорошо и профессионально, вполне себе адекватны и точно не нуждаются в моей оценке. А те, кто занимается этим жанром в силу каких-либо других причин, со временем понимают свою неуместность в музыке и уходят в более "легкие" жанры. В любом случае ни тем, ни другим я не судья. Но есть группа, которая, по моему мнению, стоит на голову выше всех до сих пор, хотя все её участники покинули этот мир. Речь идёт о Singers Unlimited - прошу не путать со Swingle Singers: это, мягко говоря, не одно и то же. Такой уровень академичной музыкальности в эстрадном жанре встречается крайней редко, а в жанре a capella так почти не встречается. Я говорю не об академичности и "хоровости" классической и духовной музыки, а именно о высокой духовности в популярных музыкальных стилях.
И еще не могу не сказать про Neri Per Caso - это единственная группа, которую я периодически слушаю просто так, для себя, как обычную музыку для разного настроения. Причём, ничем особым эта группа не отличается - ни головокружительной техникой, ни фантастическими голосами, ни регалиями-наградами. Но именно симпатии, вызываемые самой музыкой без оглядки на жанр, я ценю в этой группе. Я своей целью поставил объединить эти два начала из своих любимых коллективов - с одной стороны, высокий дух и вибрации, с другой - лёгкая и доступная форма. И вдруг понял, что это формула гениальности в музыке - такая, какой она была, в частности, у Моцарта.

Звуки.Ru: - В чем сложности и достоинства а капелла как жанра? Кроме того, что вам не приходится тратиться на инструменты, разумеется!
Юрий: - Основные сложности я тебе уже описал - они касаются, в первую очередь, самого инструмента - голоса, и я бы предпочёл купить арфу и таскать ее всюду с собой, чем всегда иметь проблемы "обслуживания" голоса. Технические моменты при работе с микрофонами тоже не добавляют удобства - всегда ведь все узнают живое исполнение со сцены по неповторимому колориту фальши и расхождений с ритмом. В нашем жанре все эти сложности умножаются на количество артистов, а потом возводятся в квадрат, поскольку хаос, вызванный несколькими исполнителями, имеет способность саморазрастаться.

Звуки.Ru: - Зато у вас не бывает случаев бытового травматизма, как у рокеров и панков!
Юрий: - Еще как бывает! Например, однажды я в ходе концерта чуть не лишился родного брата! Дело было в Питере, клуб уже не помню какой. Высокая неширокая сцена, только с одного края упирающаяся в стену - с другого края просто проход. Идет середина концерта, произведение я сейчас тоже не вспомню. Соло поёт Марк - как обычно, гипертрофированно-артистично. Мы все, разумеется, работаем в зал - и вдруг раздаётся страшный звук, усиленный микрофоном. Все поворачиваются в сторону солиста и обнаруживают, что его на сцене нет. Все немедленно представили себе самое ужасное, поскольку к боковому срезу сцены, куда Марк, собственно, рухнул, он стоял спиной. Каково же было наше удивление, когда мы, не видя Марка, услышали продолжение его сольной партии! Вот что значит настоящий артист: мешком свалившись со сцены, он продолжал петь! Сорвал овации во время и по окончании произведения.
А про достоинства нашего жанра можно говорить часами, но понять и принять их смогут, пожалуй, только меломаны. Просто имей в виду: отсутствие инструментов, а точнее, невозможность заменить голоса на них - совсем не достоинство, а серьёзный недостаток!

Звуки.Ru: - Тогда в чем же состоит достоинство?
Юрий: - Достоинства разные - со стороны исполнителя и со стороны слушателя. И если первое я представляю себе вполне, то второе вполне может и разойтись с реальностью - публика у нас всё-таки крайне разношёрстная. Зная о натуральности в квадрате этого жанра, испытываешь на площадках как минимум гордость, а внутри - ещё и превосходство над всеми, иногда очень даже талантливыми представителями других жанров - ведь даже самым гениальным из них понадобится немало времени, чтобы научиться голосом передавать музыкальное содержимое, а не пустые звуковые экзерсисы. Уважение - это то, что чаще всего мы встречаем в глазах коллег-музыкантов (ну, разумеется тех из них, кто знает, чем отличается Бах от Моцарта). Слава богу, наш жанр и у критиков вызывает уважение, а у разбирающейся публики - местами благоговейный трепет. Ничего не скажешь, мне нравится, что зачастую на нас смотрят как на небожителей и искренне удивляются, когда мы вдруг заговариваем обычным человеческим бытовым языком. И, что особенно приятно, - это не фанатский оболваненный фанатизм, а осмысленное движение души. А со стороны слушателя - могу только основываться на высказываниях и оценках нашей публики. Лишним будет говорить, что всегда это более чем просто восторги.
Со стороны может показаться, что жанр крайне ограничен в выборе материала и средств выразительности. Это глубокое заблуждение! Специально для развенчания этих предположений в концерте мы исполняем вариации на тему "Billie Jean" Джексона. Даже не могу вспомнить, сколько мы их придумали! Но каждая из них показывает, в каких стилях можно полноценно исполнить одну тему средствами акапельного ансамбля, вследствие чего мы выяснили, что для нас в музыке просто нет ничего невозможного. Это для меня, пожалуй, главное.


Cool & Jazzy
Клуб "Альма-матер"
25 октября, 20.00

22.10.2011, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

COOL and JAZZY - свежие публикации:

  • Репортаж - Чего старенького?, 30.10.2008
    Квинтет Cool & Jazzy превратил свое выступление в стилистический марафон: от Майкла Джексона до Леонида Утесова »»
  • Анонс - Их было четверо, 03.08.2006
    После долгого перерыва можно услышать обновлённый и расширенный Cool & Jazzy с новой программой »»
  • Интервью - Крутые и отвязные парни, 09.11.2005
    В музыку Cool & Jazzy трудно поверить. Когда впервые слышишь запись, не верится, что на пластинке - только человеческие голоса. На концерте самые пытливые зрители вытягивают шеи, пытаясь понять, где же спрятался оркестр и не звучит ли фонограмма. А на сцене - просто четверо веселых людей, поющих а капелла все, что угодно: от песен The Beatles до Эдварда Грига. Чтобы попытаться разгадать секрет Cool & Jazzy, Звуки пригласили на интервью руководителей ансамбля - братьев Смирновых »»
Сайт: www.cooljazzy.com

COOL and JAZZY

Дата образования:

1 января 1994