Не стоит наивно думать, что "Металлика" не знала об ассоциациях названия "S&M". Меж тем, на слух - сочетание одного из самых прославленных во второй половине ХХ века симфонических оркестров с самым тяжелым из всемирно известных и самым известным среди тяжелых квартетов современности - не кажется свиданием мучителя и жертвы. Более того┘ Двойной альбом "Симфонический оркестр Сан-Франциско" и "Металлика" (сокращенно "S&M") поднимает планку симфо-рока на высоту, теоретически казавшуюся недосягаемой; эксперименты "Deep Purple" рядом с этой работой представляются детским лепетом (каким, по сути, они и были всегда, просто только теперь появился эталон для сравнения). Основание удачи - в таланте дирижера и аранжировщика Майкла Кэймэна (Michael Kamen); именно он был инициатором проекта. По словам Кэймэна, слушая песни "Металлики" он всегда представлял себе звучание симфонического оркестра. В не меньшей степени успех основывается и на его опыте в работе с рок-музыкантами. Можно сказать, что это основная его специализация, поскольку он дирижировал большим симфоническим оркестром на записи многих рок-альбомов, включая легендарную "Стену" "Пинк Флойд" (Pink Floyd "The Wall" 1979). С "Металликой" он впервые работал еще в 1991 году, на записи песни "Nothing Else Matters".
Трудной творческой задаче по объединению звучания музыкальных коллективов с принципиально разной эстетической культурой и историей сопутствовала не менее сложная техническая задача. Альбом записан на концерте в апреле 1999. Синхронизировать темп и выдержать баланс звучания рок-группы и оркестра было труднейшей задачей на сцене; дирижерская палочка М.Кэймана служила здесь важнейшим связующим звеном, а барабаны Ларса Улриха - мощнейшим метрономом. Однако при работе в студии встала не менее сложная задача по балансировке звучания, именно тогда выяснилось, насколько уникальна эта работа. "Микширование еще никогда не было таким сложным, - говорит Джеймс Хэтфилд.- Всем нам пришлось учиться на собственных ошибках. Сначала отдельно микшируется оркестр, отдельно микшируется группа, а потом их нужно как-то сложить вместе - и тут сталкиваешься с нехваткой пространства". Однако результат, предъявленный публике в альбоме, является шедевром звукорежиссуры: оркестр и группа абсолютно равноправны в звучании; все инструменты большого оркестра слышны ясно; и рок-группа не звучит чужеродно на оркестровом фоне. Альбом открывается оркестровой увертюрой на тему Эннио Морриконе из фильма "Хороший, плохой, злой", что для западных фэнов вполне понятно: "Металлика" часто открывает свои концерты именно этой темой. Для столь уникального проекта было вполне разумно выбрать лучшее из музыкальной истории группы. Поэтому и альбом звучит отчасти как "Best Off". (Впечатление усугубляется указанием в буклете: из какого альбома выбрана каждая песня). Есть и "Enter Sadman" и "Master Of Puppets". Достоин уважения моральный подвиг музыкантов: отсутствует "Unforgiven" - наверняка, искушение было огромным.
Нельзя не отметить, что две песни, представленные впервые, достойны соседства с "металликовской классикой". "Клевер без листьев" ("No Leaf Clever") открывается оркестровой интродукцией: М.Кэймэн явно изучал достижения и ошибки альбома Алана Парсонса 1973 года. В остальном эта абсолютно типичная песня для "Металлики" позднего периода. Другая: "-Человек" ("-Human") - одна из самых сильных в альбоме. Ее так же открывает оркестровая интродукция, нечто "мусоргское"; но затем оркестр исчезает, дабы уступить место группе "ее гаражных дней" - в грубом, грязном и туповато-мощном звучании. Хэтфилд воет и рычит: "Не оставляй меня, Отец Время. Прикоснись ко мне, чтобы я знал, где я. Сними обертку с чувств. Ты сожми мир и вновь по капле напои им мою глотку" - даже в подстрочнике это похоже на поэзию. Подключается оркестр, и вновь ассоциации: на этот раз с "цеппелиновским" "Кашмиром". Только там вдохновения шло от примитивных марокканских струнных оркестров, а Кэймэн хорошо знаком и с гершвинскими терпкими оркестровками. Напряжение только нарастает, и песня идет по восходящей┘ Чтобы оборваться, не дойдя до пароксизма, который оказался бы убийственным.
Рок-фэнов не должно смущать наличие симфонического оркестра. "S&M" - стопроцентно роковый альбом. Мощь звучания "Металлики" нет нужды расхваливать снова - она известна. И нельзя сказать, что оркестр мог добавить мощности, но он дал глубину звучания и масштабность. М.Кэйман задействовал все ресурсы симфонического оркестра, чтобы стать достойным партнером в дуэте рок-группы и большого оркестра.
В поисках хоть каких-то блох можно сказать, что в сыгранной "на бис" "Батарейке" ("Battery") кажется, что оркестр просто не поспевает за трешевым ритмом. Пройдя всю дистанцию вровень, к финальному спурту оркестр пришел уже задыхаясь, а "Металлика" - в полной боевой форме. В целом стремление идеально выдержать равноправие оркестра и группы привело к тому, что любители рока сочтут гитарные соло слишком "утопленными" в общем звучании. Совсем уж смешно затевать разговор о том, что выкрики слов на букву "ф" и хоровое пение рок-зала кажутся странноватыми на фоне игры симфонического оркестра - но к этому привыкнуть можно легко и быстро. На фоне гигантских достижений все это мелко.
Фактически перед нами - идеальный рок-альбом: энергия, амбиции, идеи, мастерство.
Может быть, это безупречность так утомляет к началу третьего часа его звучания?

14.04.2000, Андрей ЕВДОКИМОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
METALLICA - свежие публикации:
  • Досье - 35 лет "Метле" , 14.03.2017
    Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты - отметим юбилей Metallica вместе! »»
  • События - Гррррэмми! , 18.01.2017
    Metallica выступит на церемонии вручения премии Grammy »»
  • URL - Сними их всех , 18.11.2016
    Metallica выпустила видео на каждую песню со своего нового альбома »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Лос-Анжелес
Материалы по теме:
35 лет "Метле"
Гррррэмми!
Сними их всех
Релизы:
2008 Death Magnetic
2003 St. Anger
1999 S&M [live]

Навестите меня в музее Мадам Тюссо – BEYONCE Поклонники Beyoncé заставили музей Мадам Тюссо удалить восковую фигуру звезды »»

Показывать пока не будем – The LIBERTINES The Libertines начали писать материал для нового альбома. »»

Далее везде – ТЕХНИКА В Австралии открывается первый за десятилетия новый завод по производству виниловых пластинок. На… »»

Выпьем с горя – MODEST MOUSE Фронтмен Modest Mouse открыл новый бар в Портленде »»

Музыка поп – ИЗ ЖИЗНИ Латиноамериканская поп-песня про половые игры стала мегахитом по всему миру. »»

Время N/A – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Гребенщиков опубликовал песню о времени и главном порождаемом им желании. »»

Яндекс.карта Яндекс.музыки – ИЗ ЖИЗНИ Яндекс выяснил, что популярных российских артистов любят больше всего в их родных городах. »»

В последний раз на двоих – ИЗ ЖИЗНИ Ветеран кантри и эстрады Кенни Роджерс уходит на покой. На октябрь намечен его прощальный концерт. »»

Энергия момента – RED HOT CHILI PEPPERS Фли заявил, что, вопреки свежим слухам, Red Hot Chili Peppers не собираются прекращать гастроли и… »»

Я осталась без венца – ЛУНА Украинская певица Луна представила клип на новую песню "Огонек" - »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Монтре-51. Дни 10-12 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с… »»

Зеленый коридор – Burton GREENE Фри-джазовый пианист Бёртон Грин сыграет в Москве с музыкантами группы Бром. »»

Укротители духов – DEPECHE MODE Герои поколения стареют, но по-прежнему играют мощнейшие концерты. »»

Большое открытие – ЛЕНИНГРАД Ленинград дал юбилейный концерт на 47 тысяч зрителей в ходе турне "20 лет на радость". »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Джентльмены предпочитают блондинок – BLONDE REDHEAD Blonde Redhead представят свой новый релиз в обеих столицах »»

Монтре-51. Дни 8-9 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

20:00 – Tele-club – КНЯZZ КНЯZZ »»

20:00 – Yotaspace (ГлавClub Москва) – CRYSTAL CASTLES CRYSTAL CASTLES »»

20:00 – Клуб RED – Good Times Good Times »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – CRYSTAL CASTLES CRYSTAL CASTLES »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Константин НИКОЛЬСКИЙ Константин НИКОЛЬСКИЙ »»

21:00 – Ритм Блюз Кафе – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Мумий Тролль Music Bar – RACE TO SPACE RACE TO SPACE »»

21:00 – Клуб Volta – ТАНЦЫ МИНУС ТАНЦЫ МИНУС »»

Хроника21/07

1978 – В 1978 году у Боба Марли (Bob Marley) родился сын - Дэмиан (Damian Jr. Gong Marley). Сейчас Марли младший успешно занимается деятельностью музыканта и уже стал обладателем 3-х наград «Грэмми»! «Junior Gong» - прозвище Дэмиана, которое он получил от прозвища отца —…  »»

Эрнест ХЕМИНГУЭЙ

Omer SIMEON

Kay STARR (1922)

Plas JOHNSON (1931)

Cat STEVENS (1947)

Robin WILLIAMS (1952)

Jim MARTIN (1961)

Charlotte GAINSBOURG (1971)

Paloma FAITH (1985)

Rebecca FERGUSON (1986)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить