Не стоит наивно думать, что "Металлика" не знала об ассоциациях названия "S&M". Меж тем, на слух - сочетание одного из самых прославленных во второй половине ХХ века симфонических оркестров с самым тяжелым из всемирно известных и самым известным среди тяжелых квартетов современности - не кажется свиданием мучителя и жертвы. Более того┘ Двойной альбом "Симфонический оркестр Сан-Франциско" и "Металлика" (сокращенно "S&M") поднимает планку симфо-рока на высоту, теоретически казавшуюся недосягаемой; эксперименты "Deep Purple" рядом с этой работой представляются детским лепетом (каким, по сути, они и были всегда, просто только теперь появился эталон для сравнения). Основание удачи - в таланте дирижера и аранжировщика Майкла Кэймэна (Michael Kamen); именно он был инициатором проекта. По словам Кэймэна, слушая песни "Металлики" он всегда представлял себе звучание симфонического оркестра. В не меньшей степени успех основывается и на его опыте в работе с рок-музыкантами. Можно сказать, что это основная его специализация, поскольку он дирижировал большим симфоническим оркестром на записи многих рок-альбомов, включая легендарную "Стену" "Пинк Флойд" (Pink Floyd "The Wall" 1979). С "Металликой" он впервые работал еще в 1991 году, на записи песни "Nothing Else Matters".
Трудной творческой задаче по объединению звучания музыкальных коллективов с принципиально разной эстетической культурой и историей сопутствовала не менее сложная техническая задача. Альбом записан на концерте в апреле 1999. Синхронизировать темп и выдержать баланс звучания рок-группы и оркестра было труднейшей задачей на сцене; дирижерская палочка М.Кэймана служила здесь важнейшим связующим звеном, а барабаны Ларса Улриха - мощнейшим метрономом. Однако при работе в студии встала не менее сложная задача по балансировке звучания, именно тогда выяснилось, насколько уникальна эта работа. "Микширование еще никогда не было таким сложным, - говорит Джеймс Хэтфилд.- Всем нам пришлось учиться на собственных ошибках. Сначала отдельно микшируется оркестр, отдельно микшируется группа, а потом их нужно как-то сложить вместе - и тут сталкиваешься с нехваткой пространства". Однако результат, предъявленный публике в альбоме, является шедевром звукорежиссуры: оркестр и группа абсолютно равноправны в звучании; все инструменты большого оркестра слышны ясно; и рок-группа не звучит чужеродно на оркестровом фоне. Альбом открывается оркестровой увертюрой на тему Эннио Морриконе из фильма "Хороший, плохой, злой", что для западных фэнов вполне понятно: "Металлика" часто открывает свои концерты именно этой темой. Для столь уникального проекта было вполне разумно выбрать лучшее из музыкальной истории группы. Поэтому и альбом звучит отчасти как "Best Off". (Впечатление усугубляется указанием в буклете: из какого альбома выбрана каждая песня). Есть и "Enter Sadman" и "Master Of Puppets". Достоин уважения моральный подвиг музыкантов: отсутствует "Unforgiven" - наверняка, искушение было огромным.
Нельзя не отметить, что две песни, представленные впервые, достойны соседства с "металликовской классикой". "Клевер без листьев" ("No Leaf Clever") открывается оркестровой интродукцией: М.Кэймэн явно изучал достижения и ошибки альбома Алана Парсонса 1973 года. В остальном эта абсолютно типичная песня для "Металлики" позднего периода. Другая: "-Человек" ("-Human") - одна из самых сильных в альбоме. Ее так же открывает оркестровая интродукция, нечто "мусоргское"; но затем оркестр исчезает, дабы уступить место группе "ее гаражных дней" - в грубом, грязном и туповато-мощном звучании. Хэтфилд воет и рычит: "Не оставляй меня, Отец Время. Прикоснись ко мне, чтобы я знал, где я. Сними обертку с чувств. Ты сожми мир и вновь по капле напои им мою глотку" - даже в подстрочнике это похоже на поэзию. Подключается оркестр, и вновь ассоциации: на этот раз с "цеппелиновским" "Кашмиром". Только там вдохновения шло от примитивных марокканских струнных оркестров, а Кэймэн хорошо знаком и с гершвинскими терпкими оркестровками. Напряжение только нарастает, и песня идет по восходящей┘ Чтобы оборваться, не дойдя до пароксизма, который оказался бы убийственным.
Рок-фэнов не должно смущать наличие симфонического оркестра. "S&M" - стопроцентно роковый альбом. Мощь звучания "Металлики" нет нужды расхваливать снова - она известна. И нельзя сказать, что оркестр мог добавить мощности, но он дал глубину звучания и масштабность. М.Кэйман задействовал все ресурсы симфонического оркестра, чтобы стать достойным партнером в дуэте рок-группы и большого оркестра.
В поисках хоть каких-то блох можно сказать, что в сыгранной "на бис" "Батарейке" ("Battery") кажется, что оркестр просто не поспевает за трешевым ритмом. Пройдя всю дистанцию вровень, к финальному спурту оркестр пришел уже задыхаясь, а "Металлика" - в полной боевой форме. В целом стремление идеально выдержать равноправие оркестра и группы привело к тому, что любители рока сочтут гитарные соло слишком "утопленными" в общем звучании. Совсем уж смешно затевать разговор о том, что выкрики слов на букву "ф" и хоровое пение рок-зала кажутся странноватыми на фоне игры симфонического оркестра - но к этому привыкнуть можно легко и быстро. На фоне гигантских достижений все это мелко.
Фактически перед нами - идеальный рок-альбом: энергия, амбиции, идеи, мастерство.
Может быть, это безупречность так утомляет к началу третьего часа его звучания?

14.04.2000, Андрей ЕВДОКИМОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
METALLICA - свежие публикации:
  • Досье - 35 лет "Метле" , 14.03.2017
    Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты - отметим юбилей Metallica вместе! »»
  • События - Гррррэмми! , 18.01.2017
    Metallica выступит на церемонии вручения премии Grammy »»
  • URL - Сними их всех , 18.11.2016
    Metallica выпустила видео на каждую песню со своего нового альбома »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Лос-Анжелес
Материалы по теме:
35 лет "Метле"
Гррррэмми!
Сними их всех
Релизы:
2008 Death Magnetic
2003 St. Anger
1999 S&M [live]

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового рока »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - существование на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника23/09

1994 – Первый концерт группы «Чиж и Ко»  »»

Albert AMMONS

George MATTHEWS

John COLTRANE (1926)

Mighty Joe YOUNG (1927)

Ray CHARLES (1930)

Ben E. KING (1938)

Roy BUCHANAN (1939)

Earl TURBINTON (1941)

Jeremy STEIG (1942)

Julio IGLESIAS (1943)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить