Не стоит наивно думать, что "Металлика" не знала об ассоциациях названия "S&M". Меж тем, на слух - сочетание одного из самых прославленных во второй половине ХХ века симфонических оркестров с самым тяжелым из всемирно известных и самым известным среди тяжелых квартетов современности - не кажется свиданием мучителя и жертвы. Более того┘ Двойной альбом "Симфонический оркестр Сан-Франциско" и "Металлика" (сокращенно "S&M") поднимает планку симфо-рока на высоту, теоретически казавшуюся недосягаемой; эксперименты "Deep Purple" рядом с этой работой представляются детским лепетом (каким, по сути, они и были всегда, просто только теперь появился эталон для сравнения). Основание удачи - в таланте дирижера и аранжировщика Майкла Кэймэна (Michael Kamen); именно он был инициатором проекта. По словам Кэймэна, слушая песни "Металлики" он всегда представлял себе звучание симфонического оркестра. В не меньшей степени успех основывается и на его опыте в работе с рок-музыкантами. Можно сказать, что это основная его специализация, поскольку он дирижировал большим симфоническим оркестром на записи многих рок-альбомов, включая легендарную "Стену" "Пинк Флойд" (Pink Floyd "The Wall" 1979). С "Металликой" он впервые работал еще в 1991 году, на записи песни "Nothing Else Matters".
Трудной творческой задаче по объединению звучания музыкальных коллективов с принципиально разной эстетической культурой и историей сопутствовала не менее сложная техническая задача. Альбом записан на концерте в апреле 1999. Синхронизировать темп и выдержать баланс звучания рок-группы и оркестра было труднейшей задачей на сцене; дирижерская палочка М.Кэймана служила здесь важнейшим связующим звеном, а барабаны Ларса Улриха - мощнейшим метрономом. Однако при работе в студии встала не менее сложная задача по балансировке звучания, именно тогда выяснилось, насколько уникальна эта работа. "Микширование еще никогда не было таким сложным, - говорит Джеймс Хэтфилд.- Всем нам пришлось учиться на собственных ошибках. Сначала отдельно микшируется оркестр, отдельно микшируется группа, а потом их нужно как-то сложить вместе - и тут сталкиваешься с нехваткой пространства". Однако результат, предъявленный публике в альбоме, является шедевром звукорежиссуры: оркестр и группа абсолютно равноправны в звучании; все инструменты большого оркестра слышны ясно; и рок-группа не звучит чужеродно на оркестровом фоне. Альбом открывается оркестровой увертюрой на тему Эннио Морриконе из фильма "Хороший, плохой, злой", что для западных фэнов вполне понятно: "Металлика" часто открывает свои концерты именно этой темой. Для столь уникального проекта было вполне разумно выбрать лучшее из музыкальной истории группы. Поэтому и альбом звучит отчасти как "Best Off". (Впечатление усугубляется указанием в буклете: из какого альбома выбрана каждая песня). Есть и "Enter Sadman" и "Master Of Puppets". Достоин уважения моральный подвиг музыкантов: отсутствует "Unforgiven" - наверняка, искушение было огромным.
Нельзя не отметить, что две песни, представленные впервые, достойны соседства с "металликовской классикой". "Клевер без листьев" ("No Leaf Clever") открывается оркестровой интродукцией: М.Кэймэн явно изучал достижения и ошибки альбома Алана Парсонса 1973 года. В остальном эта абсолютно типичная песня для "Металлики" позднего периода. Другая: "-Человек" ("-Human") - одна из самых сильных в альбоме. Ее так же открывает оркестровая интродукция, нечто "мусоргское"; но затем оркестр исчезает, дабы уступить место группе "ее гаражных дней" - в грубом, грязном и туповато-мощном звучании. Хэтфилд воет и рычит: "Не оставляй меня, Отец Время. Прикоснись ко мне, чтобы я знал, где я. Сними обертку с чувств. Ты сожми мир и вновь по капле напои им мою глотку" - даже в подстрочнике это похоже на поэзию. Подключается оркестр, и вновь ассоциации: на этот раз с "цеппелиновским" "Кашмиром". Только там вдохновения шло от примитивных марокканских струнных оркестров, а Кэймэн хорошо знаком и с гершвинскими терпкими оркестровками. Напряжение только нарастает, и песня идет по восходящей┘ Чтобы оборваться, не дойдя до пароксизма, который оказался бы убийственным.
Рок-фэнов не должно смущать наличие симфонического оркестра. "S&M" - стопроцентно роковый альбом. Мощь звучания "Металлики" нет нужды расхваливать снова - она известна. И нельзя сказать, что оркестр мог добавить мощности, но он дал глубину звучания и масштабность. М.Кэйман задействовал все ресурсы симфонического оркестра, чтобы стать достойным партнером в дуэте рок-группы и большого оркестра.
В поисках хоть каких-то блох можно сказать, что в сыгранной "на бис" "Батарейке" ("Battery") кажется, что оркестр просто не поспевает за трешевым ритмом. Пройдя всю дистанцию вровень, к финальному спурту оркестр пришел уже задыхаясь, а "Металлика" - в полной боевой форме. В целом стремление идеально выдержать равноправие оркестра и группы привело к тому, что любители рока сочтут гитарные соло слишком "утопленными" в общем звучании. Совсем уж смешно затевать разговор о том, что выкрики слов на букву "ф" и хоровое пение рок-зала кажутся странноватыми на фоне игры симфонического оркестра - но к этому привыкнуть можно легко и быстро. На фоне гигантских достижений все это мелко.
Фактически перед нами - идеальный рок-альбом: энергия, амбиции, идеи, мастерство.
Может быть, это безупречность так утомляет к началу третьего часа его звучания?

14.04.2000, Андрей ЕВДОКИМОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
METALLICA - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Лос-Анжелес
Релизы:
2008 Death Magnetic
2003 St. Anger
1999 S&M [live]

Главное, как посчитать – ТЕХНИКА Youtube объявил, что выплатил звукозаписывающей отрасли 1 млрд. долларов от одной только рекламы.… »»

Вам битрейт не жмёт? – ТЕХНИКА Исследователи: MP3-сжатие усиливает негативное эмоциональное воздействие музыкальных композиций, а… »»

Доля пирога – МУЗЫКА Опубликован список лидеров продаж российских Apple Music и iTunes в 2016 году. »»

Турецкий демарш – MOZART Самым продаваемым CD-изданием года стало полное собрание сочинений Моцарта на 200 дисках. »»

Воскресная схватка двух йокодзун – ГРЭММИ Объявлены номинанты на Грэмми 2017: в числе фаворитов - Адель и Бейонсе. »»

Перемен требуют наши сердца – M83 Энтони Гонсалес из группы M83 пишет музыку для нового шоу Cirque du Soleil. »»

Трагедия в Окленде – ИЗ ЖИЗНИ Пожар во время концерта на складе в Окленде унес жизни десятков человек, в том числе музыкантов. »»

В одной лодке – LADY GAGA Леди Гага призналась, что страдает от психического расстройства после изнасилования, пережитого в… »»

Фиктивная музыка – ELBOW Elbow объявили название новой пластинки и выпустили сингл с нее. »»

Обратный отсчет #246: альбомы недели – МУЗЫКА Mujuice, Childish Gambino и Burial - в заключительном выпуске постоянной рубрики Звуков. »»

Цвет китча – BORIS Японская экспериментальная группа Boris выступит в Москве и Петербурге. »»

Потусторонняя механика – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Электро-Механика пройдет в Питере в декабре. »»

Скандинавская зима – KÜCHEN / BERTHLING / NOBLE TRIO Концерт шведско-британского трио закроет сезон нового джаза в "Доме". »»

На заре – DAWN OF MIDI Нью-йоркское трио минималистов Dawn Of Midi впервые выступит в России. »»

Сами для себя – НАГРАДА Репортаж Звуков с церемонии вручения премии Jagermeister Indie Awards. »»

Не прислушались? – КАССИОПЕЯ Премьера на Звуках! "Кассиопея" перепевает "Громыку". »»

Полгода до отпуска – PRIMAVERA SOUND Барселонский фестиваль Primavera Sound объявил полный лайнап на 2017 год. »»

Счастливые люди неопределенного возраста – ФЕСТИВАЛЬ В Будве прошел фестиваль "Возраст счастья". Участников и слушателей он поразил своим звездным… »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 2. – ФЕСТИВАЛЬ Как посетить 14 концертов за 1 неделю на 5 разных фестивалях и не сойти с ума? - Читайте… »»

Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета – ФЕСТИВАЛЬ Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead. »»

"Если соберусь писать песню на русском, хотелось бы равняться на Высоцкого" – John GRANT Джон Грант о честности с окружающими, русском искусстве и жизни в Рейкьявике. »»

R.I.P. – Pete BURNS Умер Пит Бернс, основатель группы Dead or Alive, автор хита "You Spin Me Round". »»

"По-прежнему люблю решать замороченные кроссворды" – Ian GILLAN Йен Гиллан - о новом альбоме Deep Purple, коллекции разгромных отзывов и о том, почему он перестал… »»

"С каких это пор серые костюмы стали эксцентричным имиджем?" – ГРОМЫКА Участники группы Громыка о редких инструментах, алкогольных коктейлях и строгих костюмах. »»

50 лет лидеру "Несчастного случая" – Алексей КОРТНЕВ Алексей Кортнев отметил 50-летний день Рождения. Наши самые любимые песни Леши - в юбилейной… »»

"Я считаю, что во вторник уже можно смело идти тусоваться" – Burak YETER Бурак Йетер, автор одного из самых прилипчивых хитов лета, дает советы тусовщикам и юным коллегам. »»

"Я пошла на Vimeo и вбила в поисковик: "конец отношений", "хореография" – SKYE Скай Эдвардс о том, как она отбирала видео для своих песен, распаде Morcheeba и концертных нарядах. »»

Тушинское попоище: монстры рока на руинах СССР – ФЕСТИВАЛЬ 25 лет назад в Тушино прошел фестиваль Monsters of Rock. Его участники и очевидцы вспоминают, как… »»

"Эта музыка - гораздо больше, чем просто советская летопись" – Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича: Бадаламенти, Батагов, Карманов и Хайтинк рассказывают… »»

"80-е - последняя эпоха, когда важно было быть честным перед слушателем" – THE BLACK QUEEN Джошуа Юстис о своих пяти музыкальных проектах, сериале "Stranger Things" и отходняках после… »»

Просто подари – Филипп КИРКОРОВ Еще 5 случаев, когда Филиппа Киркорова могли обвинить в плагиате. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Вспомнить всё: русский рэп - начало – МУЗЫКА Час Пик из Куйбышева, ленинградцы Черное и Белое и многое другое в плейлисте об истории русского… »»

Рифмы и биты: микстейпы августа – МУЗЫКА 2 Chainz, Слава КПСС и Noname в подборке августовских микстейпов на Звуках. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Саундтреки к сериалу "Stranger Things" и игре "TRON.Run/r", ремиксы на Брайана Ферри и другая… »»

Покупайте билеты, братья! – КОНЦЕРТ Тарифные планы для меломанов, которым не сидится дома - в звучном гиде по концертам осени. »»

Шоу "second hand" – ТВ Спойлер пятого сезона шоу Голос: однажды мы все это уже где-то слышали. »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – Нaйк БОРЗОВ Нaйк БОРЗОВ »»

20:00 – 16 ТОНН – Александр Ф. СКЛЯР Александр Ф. СКЛЯР »»

20:00 – Выставочный зал ЦДХ – ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР »»

20:00 – Крокус Сити Холл – Иван ДОРН Иван ДОРН »»

Хроника8/12

1865 – Родился Ян Сибе́лиус, финский композитор. Мелодия из его симфонической поэмы «Финляндия» была направлена против России, а со временем стала национальным гимном страны  »»

1966 – Родилась Шинейд О’Коннор, знаменитая лысая ирландская певица  »»

1980 – Марк Дэвид Чепмен застрелил Джона Леннона  »»

1995 – Основана группа «Ундервуд»  »»

Johnny BOARD

Jimmy SMITH (1925)

Sammy Davis, JR. (1925)

James GALWAY (1939)

Kenny VANCE (1943)

Jim MORRISON (1943)

Марыля РОДОВИЧ (1945)

Gregg ALLMAN (1947)

Dan HARTMAN (1950)

Marty FRIEDMAN (1962)

Свежая реплика

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить