METALLICA  S & M

Не стоит наивно думать, что "Металлика" не знала об ассоциациях названия "S&M". Меж тем, на слух - сочетание одного из самых прославленных во второй половине ХХ века симфонических оркестров с самым...

Не стоит наивно думать, что "Металлика" не знала об ассоциациях названия "S&M". Меж тем, на слух - сочетание одного из самых прославленных во второй половине ХХ века симфонических оркестров с самым тяжелым из всемирно известных и самым известным среди тяжелых квартетов современности - не кажется свиданием мучителя и жертвы. Более того┘ Двойной альбом "Симфонический оркестр Сан-Франциско" и "Металлика" (сокращенно "S&M") поднимает планку симфо-рока на высоту, теоретически казавшуюся недосягаемой; эксперименты "Deep Purple" рядом с этой работой представляются детским лепетом (каким, по сути, они и были всегда, просто только теперь появился эталон для сравнения). Основание удачи - в таланте дирижера и аранжировщика Майкла Кэймэна (Michael Kamen); именно он был инициатором проекта. По словам Кэймэна, слушая песни "Металлики" он всегда представлял себе звучание симфонического оркестра. В не меньшей степени успех основывается и на его опыте в работе с рок-музыкантами. Можно сказать, что это основная его специализация, поскольку он дирижировал большим симфоническим оркестром на записи многих рок-альбомов, включая легендарную "Стену" "Пинк Флойд" (Pink Floyd "The Wall" 1979). С "Металликой" он впервые работал еще в 1991 году, на записи песни "Nothing Else Matters".
Трудной творческой задаче по объединению звучания музыкальных коллективов с принципиально разной эстетической культурой и историей сопутствовала не менее сложная техническая задача. Альбом записан на концерте в апреле 1999. Синхронизировать темп и выдержать баланс звучания рок-группы и оркестра было труднейшей задачей на сцене; дирижерская палочка М.Кэймана служила здесь важнейшим связующим звеном, а барабаны Ларса Улриха - мощнейшим метрономом. Однако при работе в студии встала не менее сложная задача по балансировке звучания, именно тогда выяснилось, насколько уникальна эта работа. "Микширование еще никогда не было таким сложным, - говорит Джеймс Хэтфилд.- Всем нам пришлось учиться на собственных ошибках. Сначала отдельно микшируется оркестр, отдельно микшируется группа, а потом их нужно как-то сложить вместе - и тут сталкиваешься с нехваткой пространства". Однако результат, предъявленный публике в альбоме, является шедевром звукорежиссуры: оркестр и группа абсолютно равноправны в звучании; все инструменты большого оркестра слышны ясно; и рок-группа не звучит чужеродно на оркестровом фоне. Альбом открывается оркестровой увертюрой на тему Эннио Морриконе из фильма "Хороший, плохой, злой", что для западных фэнов вполне понятно: "Металлика" часто открывает свои концерты именно этой темой. Для столь уникального проекта было вполне разумно выбрать лучшее из музыкальной истории группы. Поэтому и альбом звучит отчасти как "Best Off". (Впечатление усугубляется указанием в буклете: из какого альбома выбрана каждая песня). Есть и "Enter Sadman" и "Master Of Puppets". Достоин уважения моральный подвиг музыкантов: отсутствует "Unforgiven" - наверняка, искушение было огромным.
Нельзя не отметить, что две песни, представленные впервые, достойны соседства с "металликовской классикой". "Клевер без листьев" ("No Leaf Clever") открывается оркестровой интродукцией: М.Кэймэн явно изучал достижения и ошибки альбома Алана Парсонса 1973 года. В остальном эта абсолютно типичная песня для "Металлики" позднего периода. Другая: "-Человек" ("-Human") - одна из самых сильных в альбоме. Ее так же открывает оркестровая интродукция, нечто "мусоргское"; но затем оркестр исчезает, дабы уступить место группе "ее гаражных дней" - в грубом, грязном и туповато-мощном звучании. Хэтфилд воет и рычит: "Не оставляй меня, Отец Время. Прикоснись ко мне, чтобы я знал, где я. Сними обертку с чувств. Ты сожми мир и вновь по капле напои им мою глотку" - даже в подстрочнике это похоже на поэзию. Подключается оркестр, и вновь ассоциации: на этот раз с "цеппелиновским" "Кашмиром". Только там вдохновения шло от примитивных марокканских струнных оркестров, а Кэймэн хорошо знаком и с гершвинскими терпкими оркестровками. Напряжение только нарастает, и песня идет по восходящей┘ Чтобы оборваться, не дойдя до пароксизма, который оказался бы убийственным.
Рок-фэнов не должно смущать наличие симфонического оркестра. "S&M" - стопроцентно роковый альбом. Мощь звучания "Металлики" нет нужды расхваливать снова - она известна. И нельзя сказать, что оркестр мог добавить мощности, но он дал глубину звучания и масштабность. М.Кэйман задействовал все ресурсы симфонического оркестра, чтобы стать достойным партнером в дуэте рок-группы и большого оркестра.
В поисках хоть каких-то блох можно сказать, что в сыгранной "на бис" "Батарейке" ("Battery") кажется, что оркестр просто не поспевает за трешевым ритмом. Пройдя всю дистанцию вровень, к финальному спурту оркестр пришел уже задыхаясь, а "Металлика" - в полной боевой форме. В целом стремление идеально выдержать равноправие оркестра и группы привело к тому, что любители рока сочтут гитарные соло слишком "утопленными" в общем звучании. Совсем уж смешно затевать разговор о том, что выкрики слов на букву "ф" и хоровое пение рок-зала кажутся странноватыми на фоне игры симфонического оркестра - но к этому привыкнуть можно легко и быстро. На фоне гигантских достижений все это мелко.
Фактически перед нами - идеальный рок-альбом: энергия, амбиции, идеи, мастерство.
Может быть, это безупречность так утомляет к началу третьего часа его звучания?

14.04.2000, Андрей ЕВДОКИМОВ (ЗВУКИ РУ)

METALLICA - свежие публикации:

Сайт: www.metallica.com

METALLICA

Metallica - единственная группа, сумевшая превратить трэш-металл в искусство высочайшего полета.

Подробности из жизни:

Состав:
Джеймс Хэтфилд (James Hetfield) - вокал, гитара
Ларс Ульрих (Lars Ulrich) - барабаны
Кирк Хэмметт (Kirk Hammett) - гитара
Роберт Трухильо (Robert Trujillo) - баc-гитара

В далеком 1981 году встретились два мальчика, безумно мечтавшие играть хард-рок. Одного звали Джеймс Хэтфилд, и он думал, что умеет играть на гитаре и петь. Второго звали Ларс Ульрих, и он был уверен, что умеет играть на барабанах. Естественно, что два столь уверенных в себе молодых человека не могли не объединиться и не собрать группу. Коллектив назвали Metallica. После недолгих поисков был найден гитарист Дэйв Мастейн (Dave Mustaine) и басист Клифф Бертон (Cliff Burton). Вот только характер Мастейна оказался слишком неуживчивым - и его спешно заменили на Кирка Хэмметта. Вот в таком составе группа и записала свой первый альбом под названием "Kill'Em All".
Затем последовали второй альбом "Ride The Lightning", где на смену трэшу начали приходить яркие и запоминающиеся риффы - и настоящий шедевр: глубокий…

Далее... →