Последний день Osheaga начался с касавшегося прошлогодних хедлайнеров “слуха из надежного источника”: якобы осенний POP Montreal будут открывать двумя концертами – в зале и под открытым небом – Arcade Fire (слух подтвердился). Ну а пока суд да дело, организаторы “Ошихаги” зафиксировали официальный рекорд: в 2011 году фестиваль посетили свыше 81 тысяч зрителей. Один из них – автор этих строк – как обычно, добирается до острова Святой Елены на пару часов позже, чем следовало бы, пропуская сеты Eels и Cypress Hill (их я, правда, уже видел) и The Pains of Being Pure at Heart (а вот за это немного обидно).
Первым пунктом воскресной программы оказывается, таким образом, окончание сета односельчан из Malajube – и то лишь потому, что расписание двух главных сцен явно “поехало”, и каждое из выступлений начинается с 15-20-минутным опозданием. Поскольку Malajube – одна из двух наиболее авторитетных франкоязычных инди-групп Канады, а вторая (Karkwa) играла на Osheaga не далее как вчера, сравнений не избежать – и сравнения, по-моему, могут быть только в пользу Karkwa. Зато людей у сцены существенно, в разы больше, чем вчера во время Bright Eyes или Элвиса Костелло (Elvis Costello).
Заявленные организаторами цифры (20 тысяч зрителей вчера, 23 – сегодня) вообще не очень похожи на правду: на глаз воскресная толпа как минимум в полтора раза внушительнее субботней. Вот и наша любимая “зеленая” сцена оказывается упакованной под завязку еще в разгар дневного солнцепека – непредвиденным аншлагом отличилась англичанка Элли Голдинг (Ellie Goulding), вертлявая лахудра в розовом топе и с парой шлягеров, припасенных под занавес сета. Звучит все это – даже хиты (“Lights”, “Starry Eyed”) как скверная копия Робин (Robyn), но публике, кажется, нравится.
Уловить реакцию аудитории на Beirut еще сложнее – до того самодостаточным кажется беспризорный фолк Зака Кондона (Zach Condon) сотоварищи, звучащий как саундтрек к неснятому фильму Кустурицы, но сочиняемый, как и прежде, в Санта-Фе, штат Нью-Мексико. Все вопросы снимаются, когда Кондон переходит на превосходный, почти без акцента, французский, а его ансамбль начинает цитировать не только условного Бреговича, но и совершенно конкретного Яна Тирсена (Yann Tiersen) – душещипательные соло на аккордеоне в Монреале любят не меньше, чем в Париже.
Попытка задержаться у камерной Tree Stage оборачивается безоговорочным провалом: тишайшую американу The Low Anthem, как рыбу динамитом, глушат играющие по соседству White Lies (не помогает и то, что The Low Anthem без малого четверть часа настраивают инструменты). Делать нечего: приходится уделить время и одной из самых отталкивающих групп современности – вблизи, к слову, оказывающейся совсем не такой ужасной, как в записи. Участники White Lies, похоже, довольно приятные и остроумные (“Если вам показалось, что я истекаю потом, знайте: на самом деле я только что разрыдался”) люди, а что современные хит-парады украшают песни вроде их “Bigger Than Us” (прозвучавшей, понятное дело, последней), так это не White Lies виноваты, а хит-парады измельчали.
Диджей и продюсер Jamie xx из замечательной лондонской группы The xx собрал рекордную аудиторию на площадке под говорящим названием Piknik Electronik – я туда дошагал аккурат к синглу “Far Nearer” и практически тут же ушел. Установленный Ratatat рекорд посещаемости “зеленой” сцены не продержался и суток – на Crystal Castles людей набилось еще больше. Наконец, повсеместные восторги вызвало выступление группы The Tragically Hip на главной сцене – этих людей тут почитают на правах живых легенд (правда, переводить их рок-н-ролл с канадского на общечеловеческий – все равно что выводить за рамки русскорокового контекста группы “ЧайФ” или “Крематорий”).
К чести The Tragically Hip, статус гордости канадского рока они не стали усугублять старперской гордыней, сократив свой сет на 10 минут в целях оптимизации расписания и рассыпавшись в комплиментах в адрес Death Cab for Cutie и The Flaming Lips. К моему удивлению, гитарист DCfC Крис Уолла (Chris Walla) ответил ветеранам взаимностью, признавшись, что играть вслед за кумирами детства The Tragically Hip для него – особая честь и некоторая дикость. Солист Бен Гиббард (Ben Gibbard) тем временем извинялся за технические неполадки (у него дважды отказывала гитара) - и делал все, чтобы зал не обращал на них особого ванимания.
Мой скепсис в отношении Death Cab for Cutie – одной из немногих рок-групп, успешно совмещающих первые места в хит-парадах с неиссякающим кредитом доверия в инди-кругах – улетучился довольно быстро, приблизительно на середине их первой (и, возможно, лучшей) песни “I Will Possess Your Heart”. Искусно лавируя между старыми (“Soul Meets Body”, “The Sound of Settling”) и новыми (“You Are a Tourist”, “Doors Unlocked and Open”) песнями, DCfC выдали образцовый фестивальный сет, а неказистый Гиббард наглядно объяснил, почему за ним замужем Зуи Дешанель (Zooey Deschanel) – потому что он, по ходу, и впрямь рок-звезда.
Кто замужем за Уэйном Койном (Wayne Coyne) я, признаться, не в курсе, но хотелось бы верить, что кто-нибудь не хуже. The Flaming Lips – первый в истории Osheaga дважды хедлайнер (именно они закрывали второй день самой первой “Ошихаги”, помимо прочего – самый первый концерт, на котором я побывал в Монреале), но называть это повторением пройденного или там компромиссным вариантом не повернется язык. Во-первых, на Osheaga 2011 The Flaming Lips приехали, чтобы исполнить живьем свой главный альбом “The Soft Bulletin” (“возможно, сегодня это случилось в последний раз”, - уточнил Койн). А, во-вторых, я совершенно искренне считаю, что The Flaming Lips можно и нужно доверять хедлайнерские полномочия на всех фестивалях на свете – и примерно каждый год.
Прежде чем начать шоу, Койн предупредил, что у The Flaming Lips очень яркий свет (“если вы нажрались в говно или не очень комфортно себя чувствуете, никуда не уходите, но от сцены отвернитесь”) и что сейчас он, как обычно, выкатится в толпу в своем “космическом пузыре” (“если кто-то упадет, помогите ему подняться, ну и вообще будьте людьми”) – и надо сказать, что два этих замечания сообщают о группе ничуть не меньше, чем классические (“Race for the Prize”, “A Spoonful Weighs a Ton”, “Waitin’ for a Superman”) песни с “The Soft Bulletin”.
Все сомнения по поводу того, разумно ли закрывать трехдневный праздник музыки и жизни концертным исполнением неопсиходелической пластинки об осознании неизбежности смерти, развеял, опять-таки, сам Койн – предложивший зрителям отреагировать на строчку “The sound they made was love” так, как будто они переживают оргазм, и педалировавший эту тему – оргазма как единственного отвлекающего маневра, способного временно надуть смерть, - на протяжении всего шоу.
Шоу, окончательно убедившего в том, что сила The Flaming Lips – не в эффектном представлении и исполнительском мастерстве музыкантов, не в конфетти с воздушными шариками и не в гигантских лапах с лазерами, а в умении любить жизнь и талантливо делать вид, что это взаимно. В конце концов, кого, кроме Койна, могли попросить поженить на сцене прилетевших из Калгари юношу в костюме трусливого Льва и девушку в образе Дороти? (Что он проделал с видимым удовольствием и словами “Властью, вверенной мне Вселенной, группой The Flaming Lips, Монреалем и ЛСД, объявляю вас мужем и женой”.)
И кто, кроме The Flaming Lips, мог увенчать свадебную церемонию и “ох…нно крутой”, по признанию Койна, фестиваль адресованной молодым – и всем нам - песней под названием “Do You Realize??”
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)