ФЕСТИВАЛЬ  EXIT-2011. День первый: мыши в пляс

Возрожденные Pulp, триумфаторы Arcade Fire, мышедискотека и перспективная молодежь - в первый день фестиваля EXIT.

Сербский фестиваль EXIT в 2011 году встретил завсегдатаев несколькими весьма необычными нововведениями. Прежде всего, это касается времени начала концертов - если до 2011 года EXIT вполне можно было назвать "ранним" фестивалем - концерты начинались часов в пять вечера, соответственно, хэдлайнеры появлялись на сцене к 9-10, - то в нынешнем году выступления хэдлайнеров назначены на полночь (а то и позже), а все сцены начинают работать только в семь часов. С одной стороны, это даже хорошо - жариться на июльском солнце, дожидаясь, например, Ника Кейва, не придется. Можно спокойненько подгрести на площадку по вечернему холодку и слушать музыку в свое удовольствие.

Еще переделали расположение сцен. Замечательная Elektrana, раньше располагавшаяся в крепостном рву (напомним, EXIT проходит в древней крепости Петраварадин), практически у самого входа на фестиваль - на этот раз оказалась перенесена на самую верхнюю площадку крепости, рядом с красивейшей часовой башней. Причина оказалась проста: в прошлом году некий англичанин, изрядно напрыгавшийся под Chemical Brothers, рванул с пивом в ров Электраны и загремел по ступенькам. Итог - одна сломанная британская нога и решение организаторов отказаться от спусков на электронную сцену. Во рву поставили радийную сценку Radio As FM, на которой сербские ди-джеи просто крутят свои плей-листы, а электронщиков возвысили практически до небес. Теперь чтобы послушать ведущих представителей современной клубной музыки надо прилично протопать в горочку. Зато - никаких спусков и опасностей для английских ног!

Главная сцена, тем не менее, на месте - к ней-то и отправляемся. Открывать фестиваль поручено по традиции местной команде. Веселые ска-панкеры Atheist Rap, похожие одновременно и на Madness, и на The Trojans, весело распевают об антиглобализме, политике и, оправдывая название, то и дело проходятся по католической церкви. Кстати, в 2000-е именно Atheist Rap стали основателями движения "Время уйти", оппозиционного режиму Слободана Милошевича. Так что на EXIT, который тоже начинался как оппозиционный фестиваль, их ждали с распростертыми объятиями. Они были одними из хэдлайнеров фестиваля 2003 года, а вот теперь - вернулись, чтобы открыть EXIT-2011.

Играют Atheist Rap быстрый, короткий, но вкусный сет, мгновенно подтягивающий к главной сцене сотни человек - и все начинают прыгать вместе с вокалистом Александром Поповым (Alexandar Popov). Прыгать, правда, приходится не очень долго - сет, как я сказал, не слишком длинный, и Atheist Rap уступают место первой главной группе дня - Bad Religion. Весьма символично: атеисты уходят, им на смену вылезают другие антиклерикалы.

Памятуя жесткие, но сочные выступления Bad Religion на прошлгодних фестивалях, ждешь от Грега Граффина (Grg Graffin и компании строгого и агрессивного сета, а вместо этого получаешь... полное веселье и оттяг. Прыгучие, пульсирующие "The Resist Stance" и "Social Suicide" дополняются еще и отличным шоу, которое закатывают сам Граффин и басист Джей Бентли (Jay Bentley). Помимо игры на басу, Джей успевает еще и пококетничать с девочками в первых рядах публики, и покорчить картинные рожи, и позадирать гитариста Бретта Гуревитца (Brett Gurewitz). Лишь один старина Грег Хетсон (Greg Hetson), посверкивая до блеска выбритым черепом, сохраняет невозмутимость и оживляется только на "Punk Rock Song", покрутившись вместе с Граффином на авансцене.

Начинает темнеть. "Вот это класс! - восклицает Грег. - "Наконец-то солнце садится, а то оно все светит и светит мне в глаза, я прямо замучался!". Бабахнув на прощание "Fuck Armageddon... This is Hell" и "American Jesus", Bad Religion удаляются на покой, а я бегу посмотреть, что творится на других сценах.

На сцене Fusion играет презабавнейшая фанк-команда Tri-O-Five, а на металлической сцене Explosive резвятся новички фестиваля All Except One. Эти ребята явно усвоили уроки старших товарищей: в игре гитариста нет-нет, да и проскользнет манера Даймбега Даррела, а вокалист гроулит уж точно как Фил Ансельмо. Правда, работают с публикой мальчишки пока не очень хорошо: они, скорее, углублены в себя - вокалист то и дело оглядывается на барабанщика, и, то ли от волнения, то ли от стестнения, начинает подпрыгивать, как зайчик, повернувшись к публике спиной. Но музыка у All Except One - вполне интересная, крепкий и вкусный стоунер-рок, так что, будем надеяться, ребята поднаберутся сценического мастерства и далеко пойдут. Задатки, во всяком случае, имеются.

Перед главной сценой тем временем собирается толпа - все ждут Arcade Fire. Складывается ощущение, что организаторы в принципе решили выложить все самое вкусное непосредственно в самом начале четырехдневного марафона. Поговорив в пресс-центре с приехавшими журналистами, выясняю, что не я один так думаю: многие прилетели в Сербию именно на первый день EXIT - посмотреть мощнейший триплет из Bad Religion, Arcade Fire и Pulp. Впрочем, о последних - речь впереди, а пока что - о тех, кого называют (и небезосновательно) одной из главных групп современности.

Гигантская банда под руководством Уина Батлера (Win Butler) и Реджин Шассан (Regine Chassagne) символично начинает с "Ready To Start", сразу же накаляя атмосферу - под конец песни они явно убыстряют темп и поневоле поражаешься, насколько блестяще состроена эта музыкальная махина. На сцене - десяток человек, которые с легкостью превратили бы любой саунд в какофонию, а тут - стройное, очень плотное и при этом ритмически точное и мелодически вкусное звучание.

На "Keep The Car Running" Реджина берет колесную лиру, Батлер меняет гитару на укелеле, а за мелодику отвечает дуэт скрипачек Сары Ньюфелд (Sarah Neufield) и Марики Шоу (Marika Shaw), В итоге - получаем совершенно сумасшедший коктейль, который, как может показаться, куда более уместен, например, в клубах или закрытых залах, но и на оупен-эйре качает так, что тридцатитысячная толпа взрывается диким ревом. А Arcade Fire yt сдают позиции и выбрасывают "Neighborhood #2 (Laika)", где французский аккоредеон Шассан оказывается той самой вишенкой на торте, без которой и праздник - не праздник.

Сразу после окончание сета Arcade Fire начинается салют - фейерверки бьют прямо из-за сцены, кусочки горящего магния даже опасно валятся в толпу (никто не пострадал). Интересно, думаю, неужели так Батлер завершает свой выход? А, может, это Pulp так готовят зрителей к собственному появлению? Выясняется, что не виноваты ни те, ни другие - просто 7 июля в Сербии национальный праздник и салют - его обязательная часть. Но получается все равно красиво и символично.

Уж точно больше половины народу пришли на главный фестивальный реюнион нынешнего года: над главной сценой появляется полупрозрачный занавес, по которому начинают бежать лазерные фразы (на английском и на сербском): "Покричите" (все кричат), "Я вас не слышу" (все кричат еще громче) и, наконец, "Хотите увидеть дельфина?", после чего по занавесу проплывает лазерный дельфинчик, на сцене загораются четыре гигантские буквы PULP, занавес падает - и на сцене появляется знакомая поджарая фигура в огромных очках. Джарвис Кокер (Jarvis Cocker) раскланивается с публикой - и начинается "Do You Remember The First Time?".

Звучат возрожденные Pulp на удивление плотно и цельно. Правда, каждую песню Джарвис, словно волнующийся подросток, предваряет длинной тирадой. То перед "Pink Glove" он вспомнит о том, что сегодня - день рождения Ринго Старра (Ringo Starr) и картинно-фальшиво затянет "Yellow Submarine" (судя по реакции толпы, половина публики и слыхом не слыхивала, кто такой Ринго Старр). То начнет признаваться в любви к Arcade Fire, а то - восхищаться публикой и звуком. Но все эти игры в застенчивость и неуверенность нивелируются и сет-листом, и качеством исполнения. Отыгрывают практически весь "Different Class" - и "Mis'Shapes", и "Something Changed", и "F.E.E.L.I.N.G.C.A.L.L.E.D.L.O.V.E " - то есть материал, просто предназначенный для оупен-эйров и стадионов: яркий, заводной, хоровое пение и беспроигрышная харизма Кокера.

Единственным недостатком шоу, как ни странно, оказывается свет: гигантские светодиодные экраны почему-то заливают сцену синим светом, на фоне которого Джарвис предстает черным силуэтом, словно вырезанной из бумаги куколкой в театре теней. Остальные музыканты просто статично стоят на бэк-лайне, их просто не видно. Лишь на финальной "Common People" Джарвис вытаскивает на сцену скрипачку Arcade Fire Сару Ньюфелд - и на авансцене крутятся уже два силуэта.

Но световые недостатки, конечно, не портят общего впечатления от концерта: конечно, Pulp вполне оправдали славу главного реюниона года. Посмотрим, хватит ли у них сил и желания записать новый альбом. Будем надеяться, что Кокер в очередной раз сделает правильный выбор - надо ковать железо (и злато), пока горячо.

Дальше у меня начинается диллема: то ли остаться на главной сцене и заслушать Magnetic Man, то ли отправиться на Dance Arena и вкусить прелестей сета Deadmau5. Решив, что хочется не даб-степа, а шоу - отправляюсь смотреть на вакханаию главной рейв-площадки EXIT.

И сразу же понимаю, что не прогадал. В глухой ночи (уже половина четвертого) в перекрестьях лазерных лучей и световых бликов на танцполе разворачивается инфернальная картина. Сотни людей, одетые в красные мышиные маски (их предварительно раздали бесплатно) мерно качают головами под резвый бит одного из главных современных электронщиков. Выделяются в толпе и несколько совершенно олдскульных фриков, самостоятельно сделавших копию костюма Deadmau5, прикрепив к мотоциклетным шлемам мышиные уши. Двигаются все нарочито медленно: просто физически устали, пошел аж десятый час фестивального марафона - и море мышей под руководством ди-джея дирижера становится отличным финальным аккордом первого дня EXIT-2011.

10.07.2011, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: