ИЗ ЖИЗНИ  Верните музыку!

Глядя на расписание мировых гастролей артистов в 2011-м, невозможно отделаться от ощущения дежавю. Boyzone, Ricky Martin, Take That - почему бойз-бэнды вернулись?

Глядя на расписание мировых гастролей артистов в 2011-м, невозможно отделаться от ощущения дежавю. Boyzone, Ricky Martin, Take That - по всему миру будто проходит глобальный суперфестиваль "Дискотеки 90-х".
Успех воссоединившихся Take That принимает галактические масштабы. Восемь (!) подряд концертов на Wembley Stadium (для сравнения, у U2 было всего два, у Мадонны (Madonna) - один). Продажи их недавней пластинки "Progress" выглядят не менее впечатляюще – 2 миллиона копий только в Соединенном королевстве (это в эпоху пресловутого "кризиса звукоиндустрии"), шесть недель на вершине британского хит-парада и статус "самой быстро продаваемой пластинки столетия" (которое, правда, началось совсем недавно). Стоит ли удивляться, что Робби Уильямс (Robbie Williams) решил ради такого подзабросить сольное творчество?

Двигаемся дальше – New Kids On The Block и Backstreet Boys выпускают совместную компиляцию и едут вместе в турне (правда, без Марка Уолберга (Mark Wahlberg)), вовсю концертируют и Westlife. Даже Jackson 5 всерьез подумывают об объединении, пусть и вчетвером. А будь жив Майкл (Michael Jackson), наверняка уговорили бы и его.
Самое интересное, что едва ли не самой яркой новой группой в 2010-м был признан архетипический поп-дуэт Hurts, активно эксплуатирующий тему ностальгии по бой-бэндовской попсе девяностых. Даже Blink 182, группа пусть и из совсем другой песочницы, но не чуждая попсовых мелодий и эстетики бойз-бэндов, снова в строю.

Тотальный возврат к мальчиковым группам и кондовой попсе на первый взгляд кажется странным, но объясняется элементарно – на такую музыку есть спрос, при этом он заметно превышает предложение. Посмотрите, как звучит то, чем заполнены сегодня эфиры телеканалов и радиостанций! В "музыке поколения айподов" непременно есть "модный саунд" (с работой звукорежиссеров тут полный порядок), она "качает", годится для клубной вечеринки, её можно слушать практически на чем угодно - от Hi-Fi систем до динамика мобильного телефона. С визуальной составляющей тоже все отлично – за песнями почти всегда стоит харизматическая фигура или, как минимум, просто симпатичная девочка или мальчик. Но не хватает главного – мелодий.

Как ни крути, а фундаментальное свойство всей хорошей поп-музыки от ABBA и Beatles до Spice Girls – привязчивый мотив, который, как говаривал классик, можно напеть или даже насвистеть. А теперь попробуйте насвистеть, например, Кэни Уэста (Kanye West)!
Эволюцию отлично проследить на примере Рианны (Rihanna). Все помнят её по "Umbrella", которая и вправду была каноническим поп-хитом, сохраняющим всю притягательность даже в исполнении нашего коллеги Сапрыкина. А теперь послушайте её свежие записи. Ничего похожего! Можно сколько угодно восхищаться клипами и модным звучанием, но ни один свежий хит певицы, включая "Love the Way You Lie", по степени народной любви с "Амбреллой" не стоял и рядом. Или возьмите прошлогоднюю пластинку Кайли Миноуг (Kylie Minogue). Много ли тут новых "Locomotion", "I Should Be So Lucky", "Confide In Me" или, на худой конец "Wow"?

Акцент при создании поп-трека теперь сместился в сторону саунда, и эволюция тех же Кайли и Бритни Спирс (Britney Spears), включая её несостоявшийся уход в дабстеп, это только подтверждают. Одна из причин тому – всеобщее стремление непременно ориентироваться на американский рынок - там более ритмичная, фанковая, "чёрная", если угодно, музыка традиционно воспринимается легче.
В этом и причина того, почему нас в последнее время перекормили так называемым "urban-звучанием". Тот факт, что в эту сторону двинулись Мадонна, Duran Duran и даже Крис Корнелл (Chris Cornell) говорит именно об общей "американизации" поп-музыки. Только вот эффект это производит ровно противоположный – новые поклонники к артисту не приходят, а старые отворачиваются, и вернуть их потом (как в случае с Duran Duran) стоит немалых трудов.

На фоне этой "урбанизации" мелодисты старой школы, способные без особого труда написать "зажигалочный хит", немедленно оказываются европейскими суперзвездами - вроде тех же Hurts. В каком-то смысле, всплеск "кондовой попсы" – такой же результат urban-засилья, как брит-поп в своё время стал реакцией на американскую гранж-экспансию. Эффекта противодействия ("ух, как же задолбал весь этот ваш R&B!!!") никто не отменял.

Однако факт остаётся фактом – сонграйтер нынче измельчал. И очень хочется надеяться, что вслед за запросом на мелодичный британо-скандинавский поп появится и новое поколение авторов, способных сочинять хиты, пригодные для хорового пения с зажигалками.

А уже этой осенью Москва будет принимать у себя Рикки Мартина и, по неподтвержденным данным, Take That.

16.08.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: