Глядя на расписание мировых гастролей артистов в 2011-м, невозможно отделаться от ощущения дежавю. Boyzone, Ricky Martin, Take That - по всему миру будто проходит глобальный суперфестиваль "Дискотеки 90-х".
Успех воссоединившихся Take That принимает галактические масштабы. Восемь (!) подряд концертов на Wembley Stadium (для сравнения, у U2 было всего два, у Мадонны (Madonna) - один). Продажи их недавней пластинки "Progress" выглядят не менее впечатляюще – 2 миллиона копий только в Соединенном королевстве (это в эпоху пресловутого "кризиса звукоиндустрии"), шесть недель на вершине британского хит-парада и статус "самой быстро продаваемой пластинки столетия" (которое, правда, началось совсем недавно). Стоит ли удивляться, что Робби Уильямс (Robbie Williams) решил ради такого подзабросить сольное творчество?
Двигаемся дальше – New Kids On The Block и Backstreet Boys выпускают совместную компиляцию и едут вместе в турне (правда, без Марка Уолберга (Mark Wahlberg)), вовсю концертируют и Westlife. Даже Jackson 5 всерьез подумывают об объединении, пусть и вчетвером. А будь жив Майкл (Michael Jackson), наверняка уговорили бы и его.
Самое интересное, что едва ли не самой яркой новой группой в 2010-м был признан архетипический поп-дуэт Hurts, активно эксплуатирующий тему ностальгии по бой-бэндовской попсе девяностых. Даже Blink 182, группа пусть и из совсем другой песочницы, но не чуждая попсовых мелодий и эстетики бойз-бэндов, снова в строю.
Тотальный возврат к мальчиковым группам и кондовой попсе на первый взгляд кажется странным, но объясняется элементарно – на такую музыку есть спрос, при этом он заметно превышает предложение. Посмотрите, как звучит то, чем заполнены сегодня эфиры телеканалов и радиостанций! В "музыке поколения айподов" непременно есть "модный саунд" (с работой звукорежиссеров тут полный порядок), она "качает", годится для клубной вечеринки, её можно слушать практически на чем угодно - от Hi-Fi систем до динамика мобильного телефона. С визуальной составляющей тоже все отлично – за песнями почти всегда стоит харизматическая фигура или, как минимум, просто симпатичная девочка или мальчик. Но не хватает главного – мелодий.
Как ни крути, а фундаментальное свойство всей хорошей поп-музыки от ABBA и Beatles до Spice Girls – привязчивый мотив, который, как говаривал классик, можно напеть или даже насвистеть. А теперь попробуйте насвистеть, например, Кэни Уэста (Kanye West)!
Эволюцию отлично проследить на примере Рианны (Rihanna). Все помнят её по "Umbrella", которая и вправду была каноническим поп-хитом, сохраняющим всю притягательность даже в исполнении нашего коллеги Сапрыкина. А теперь послушайте её свежие записи. Ничего похожего! Можно сколько угодно восхищаться клипами и модным звучанием, но ни один свежий хит певицы, включая "Love the Way You Lie", по степени народной любви с "Амбреллой" не стоял и рядом. Или возьмите прошлогоднюю пластинку Кайли Миноуг (Kylie Minogue). Много ли тут новых "Locomotion", "I Should Be So Lucky", "Confide In Me" или, на худой конец "Wow"?
Акцент при создании поп-трека теперь сместился в сторону саунда, и эволюция тех же Кайли и Бритни Спирс (Britney Spears), включая её несостоявшийся уход в дабстеп, это только подтверждают. Одна из причин тому – всеобщее стремление непременно ориентироваться на американский рынок - там более ритмичная, фанковая, "чёрная", если угодно, музыка традиционно воспринимается легче.
В этом и причина того, почему нас в последнее время перекормили так называемым "urban-звучанием". Тот факт, что в эту сторону двинулись Мадонна, Duran Duran и даже Крис Корнелл (Chris Cornell) говорит именно об общей "американизации" поп-музыки. Только вот эффект это производит ровно противоположный – новые поклонники к артисту не приходят, а старые отворачиваются, и вернуть их потом (как в случае с Duran Duran) стоит немалых трудов.
На фоне этой "урбанизации" мелодисты старой школы, способные без особого труда написать "зажигалочный хит", немедленно оказываются европейскими суперзвездами - вроде тех же Hurts. В каком-то смысле, всплеск "кондовой попсы" – такой же результат urban-засилья, как брит-поп в своё время стал реакцией на американскую гранж-экспансию. Эффекта противодействия ("ух, как же задолбал весь этот ваш R&B!!!") никто не отменял.
Однако факт остаётся фактом – сонграйтер нынче измельчал. И очень хочется надеяться, что вслед за запросом на мелодичный британо-скандинавский поп появится и новое поколение авторов, способных сочинять хиты, пригодные для хорового пения с зажигалками.
А уже этой осенью Москва будет принимать у себя Рикки Мартина и, по неподтвержденным данным, Take That.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)