Thavius BECK  "Или ты в тусовке, или ты - хрен с горы, который делает что-то непонятное"

Тавиус Бек о работе с Nine Inch Nails, Gonjasufi и московским лейблом 2-99.

Американец Тавиус Бек (Thavius Beck) – идеальный "человек хип-хопа", открытый и чрезвычайно деятельный. С одной стороны он выступает на разогреве у Nine Inch Nails с издаётся на маститом Big Dada, с другой – выпускает десятки лимитированных CDR-релизов и прекрасно чувствует себя в андерграундных клубах. Вскоре у Тавиуса входит альбом на московском лейбле 2-99, по случаю чего музыкант приехал в Россию, а мы не упустили случай с ним встретиться и обстоятельно поговорить о вечном и о насущном.

Звуки.RU: Расскажи, что ты делаешь в России столько времени? У тебя ведь есть тут и другие дела помимо концерта?
Тавиус Бек: Да, я только что закончил EP под названием "The Crimson Tint" для лейбла 2-99 Records, и это главная причина, почему я здесь. Уже два дня мы снимаем видео на сингл оттуда, он называется "What I'm Packin'". Когда я приехал в Европу в апреле, моей главной целью было участие в музыкальной ярмарке Musikmesse во Франкфурте, где я демонстрировал продукты от Novation, и там я познакомился с российскими дистрибьюторами Novation и Ableton Live. Они знали, что я еду в Россию, и предложили мне провести тут мастер-класс по Ableton. Так что я пробыл тут почти неделю, занимаясь самыми разными вещами, и в результате, неплохо провёл время.

Звуки.RU: Ты вообще много занимаешься такими вещами, как технические мастер-классы? Я, например, читал твоё интервью на сайте M-Audio.
Тавиус Бек: О, это было много лет назад. М-Audio были первой компанией, которая предложила мне официальное спонсорство. Они тогда сделали свой диджейский софт под названием Torq и хотели, чтобы я стал индорсером этой штуки, а мне тогда эта программа очень понравилась. Правда, я уже давно с ними не работаю, странно, что они до сих пор ссылаются на меня. Два с половиной года назад я стал вести занятия по Ableton Live – даю частные уроки, выступаю на конференциях. А теперь я еще и работаю с Novation, с тех пор, как они сделали контроллер Novation Launchpad, который я использую на концертах. Они сделали меня официальным представителем и позвали преподавать в нью-йоркскую школу под названием Dubspot. Там я сейчас читаю курс второго уровня по Ableton. Сейчас как раз идёт вторая неделя и скоро мне надо будет читать лекцию онлайн, прямо отсюда. (Смеется) Это дико странно!

Звуки.RU: Как ты вообще познакомился с ребятами из 2-99?
Тавиус Бек: Георг Корг (босс лейбла – прим. Звуков) давно знаком с несколькими моими друзьями, например с Джованни Марксом (Giovanni Marks) aka Subtitle. У нас с ним есть совместный проект Lab Waste, мы знакомы, наверное, лет шестнадцать. Когда я узнал, что он записывает что-то для 2-99, меня всё это очень заинтересовало, а потом появилась возможность издать тут пластинку. Я решил, что для меня это долгожданный шанс записаться с двумя отличными продюсерами: один из них это парижанин Kool Trasher, другого зовут Debmaster, он тоже одно время жил во Франции, а сейчас переехал в Берлин. Я давно хотел с ними поработать, но в рамки моих проектов эта история никак не вписывалась, так что когда поступило предложение от 2-99, я решил, что это хороший шанс записать такую, менее серьезную что ли рэп-пластинку. Вообще, в 2-99 мне очень нравится то, как они представляют свои релизы – отличное оформление, афиши, футболки. Они заботятся о том, чтобы музыка подавалась как-то необычно, а этого даже многие американские крупные лейблы не делают. Всегда приятно работать с людьми, которые по-настоящему ценят то, что ты делаешь, а не рассматривают тебя как продукт, которым можно торговать.

Звуки.RU: В твоей дискографии каких релизов только нет – что-то выходило на больших лейблах типа Big Dada, что-то издавалось как DIY – кассеты, CDR. Чего ты вообще ждешь от издателей, в чем по-твоему заключается их функция?
Тавиус Бек: Честно говоря, за последние 7-8 лет, мои ожидания сильно изменились. До того, как я впервые попал на лейбл, мне казалось, что они должны дать мне большой аванс, печатать CD, устраивать интервью, организовывать концерты, я считал, что лейбл должен делать буквально всё. Сейчас я понимаю, что это очень, очень наивный взгляд. Всё, чего можно ждать от лейбла – то, что они напечатают твои CD, если они вообще имеют дело с физическими носителями. Часто, их работа в том, чтобы выложить mp3 в магазин ITunes. Дальше всё уже зависит от тебя. Хотя было бы здорово поработать с большим и серьезным лейблом. Когда я работал с Big Dada (а это был мой единственный опыт такого рода) я даже не был к ним подписан, они только лицензировали мой диск у небольшого американского лейбла. Так что всех преимуществ артиста, работающего с хорошим лейблом, я так и не получил. В будущем, если я продолжу работать с лейблами, я был бы не прочь подписаться к кому-нибудь из крупных птиц вроде Ninja Tune, XL или Warp. У них больше денег, больше ресурсов для продвижения музыки, они дают большие авансы, но главное – раскрученный лейбл привлекает гораздо большую аудиторию. Люди могут не знать тебя, но они знают Warp и XL. Это было бы здорово, но сейчас мне 31, я занимаюсь музыкой 15 лет, и я не слишком полагаюсь на лейблы. Я не жду, что произойдет чудо. Подпишут – хорошо, не подпишут – ничего, справлюсь сам.

Звуки.RU: На новой пластинке ты выступаешь главным образом как вокалист, но все-таки кем ты себя считаешь в первую очередь, рэпером или продюсером? Что для тебя первично, читка или аранжировка?
Тавиус Бек: В первую очередь, я продюсер, тут даже нет вопросов. Мне нравится рэповать, но это не моя страсть номер один. Это очень просто иллюстрируется - у меня в компьютере сейчас 600-700 ритмических набросков, которые я так пока и не использовал. Но если порыться в моих домашних записях, там не найдется ни одного неиспользованного текста. Если я сочиняю какой-то рэп, значит, он будет использован в треке, над которым я сейчас работаю, я никогда не сажусь специально посочинять текстов. Хотя раньше я это частенько делал – весь дом был завален блокнотами, исписанными рифмами. Но когда мне исполнился двадцать один, я стал более серьезно относиться к электронной музыке и перестал воспринимать себя только как рэпера. У меня было ощущение, что рэперов не держат за музыкантов. А ведь до того, как я стал сочинять биты и рэповать, я играл на саксофоне и на бас-гитаре, увлекался джазом и, честно говоря, хотел стать джазовым музыкантом. Потом я переехал в Лос-Анджелес, у меня не было денег, я продал саксофон, и мечта разрушилась, но теперь я мог просто сочинять электронную музыку.

Звуки.RU: Интересно, что твой случай не исключение, вот например Alias, тоже отличный рэпер, который делает в основном инструментальную музыку. А на московском концерте он все-таки решил почитать и сделал это просто отменно!
Тавиус Бек: Да, точно, так часто бывает. Правда альбом "Dialogue" у меня был целиком вокальным (и "Crimson Tint" тоже, кстати, будет целиком вокальным), поэтому многие, наверное, воспринимают меня как рэпера и удивляются, чего это я на концертах играю электронику. Но если посмотреть на мою дискографию, там три рэп-пластинки из 12 или 13.

Звуки.RU: А на концертах ты в основном играешь инструменталы, какие-то ремиксы, то есть то, что ты делал в пятницу, вся эта игра на новейшенах, это твоё типичное лайв-шоу?
Тавиус Бек: Там даже было больше рэпа, чем обычно! Частенько, я играю исключительно инструментальные вещи. Я могу поболтать в микрофон, но скорее что-то в духе "привет, ребята, как там звук" и так далее. Правда год назад я гастролировал с "Dialogue" и там было очень много рэпа. Я читаю, только если это тур в поддержку какого-то рэп-альбома или проекта, как сейчас. Но шоу, состоящее исключительно из рэпа, вы от меня никогда не увидите!

Звуки.RU: Да, ты прав - пару недель назад к нам приезжал Beans, который просто читал под минус, и смотреть на это было скучно. В твоих выступлениях гораздо больше ощущения настоящего концерта.
Тавиус Бек: Да, именно! Если ты не хардкорный фанат рэпа, смотреть, как человек час ходит туда-сюда и читает в микрофон, довольно утомительно. Двадцать минут, полчаса – окей, но не больше. Этим жанром хорошо разбавлять программу, это добавляет вариативности. Люди платят, чтобы посмотреть шоу, им не должно быть скучно! Надеюсь, я не разочаровал людей, которые хотели увидеть больше рэпа, но мне кажется, мой перформанс выглядит интереснее.

Звуки.RU: Ты играл очень много ремиксов, это был изданный материал, или ты специально готовишь какие-то эдиты для концертов?
Тавиус Бек: Так, дай-ка вспомнить. Я играл ремикс на "Survivalism" Nine Inch Nails, он был издан. Еще один – "Lovesick", он не был издан официально, но я его выкладывал на своём сайте. Был ремикс на Daedelus "Touchstone", это выходило на Ninja Tune, был еще ремикс на Existereo и dDamage. С ними вообще смешная история. dDamage прислали мне файлы, чтобы я сделал ремикс, а я записал несколько строк рэпа для их трека. А они известны тем, что делают всё как-то адски медленно. Я записал свой ремикс за три дня, а то, что они сделали с моим голосом, я не слышал до сих пор! А было это два года назад! В общем, получается 50 на 50 изданных и чего-то, что лежит в моём компьютере и ждёт своего часа.

Звуки.RU: Есть ли у тебя какая-то философия ремикса, что ты обычно оставляешь из тех партий, что тебе дают, что меняешь. Вообще, что для тебя хороший ремикс?
Тавиус Бек: Ммм, хороший вопрос! Это зависит от исходного материала. Практически всегда, я сохраняю вокал. Иногда, я избавляюсь ото всех музыкальных элементов и играю новую аранжировку с нуля. А скажем, в случае с D Damage, я использовал вообще всё, что они мне прислали. При этом неизменным остался только хай-хэт – все остальное я порезал, перетасовал, полностью поменял мелодию, но в основе этого всё равно лежат их звуки. В случае с "Survivalism" Nine Inch Nails, который ремикшировали мы с Солом Уильямсом (Saul Williams) мы оставили гитары, убрали все барабаны, заменив их на более тяжелые, из драм-машины TR-808. Каждый раз по-разному бывает. Сейчас я делаю ремикс на трек с новой пластинки Сола, и там просто тонны разных звуков. Тяжелые трайбал-ритмы, очень много перкуссии. А ремикс я хочу сделать механическим, роботизированным, и как туда вписать все эти барабаны, я пока не понимаю. Вот, размышляю…

Nine Inch Nails "Survivalism_Tardusted"

Звуки.RU: А как ты познакомился с Резнором, через Сола?
Тавиус Бек: Точно. Я тогда гастролировал с Солом около года. В то время Трент как раз закончил свой альбом "With Teeth" и искал артиста, который мог бы выступать у него на разогреве в туре. Насколько я помню, лейбл ему навязывал Foo Fighters, но Трент был против и требовал Сола. Трент как-то увидел по MTV клип на "List of Demands" и сказал: "вот, кто мне нужен!". Нашел менеджера Сола, и они обо всем договорились. Для меня это было едва ли не лучшее время в жизни, потому что Резнор – один из моих главных музыкальных идолов. Nine Inch Nails очень на меня повлияли, так что для меня это было как сбывшийся сон. Мы сыграли у него на разогреве четыре концерта в Brixton Academy, а потом еще четыре концерта в других британских городах. А после этого Сол и Трент стали обсуждать совместную пластинку, и из этого в конце концов родился "Niggy Tardust". Интересная вещь, которую мало кто знает – запись "Niggy Tardust" началась с тех сессий, которые мы с Солом делали для нашей совместной пластинки. Мы к тому моменту записали уже 8 песен, и "DNA" и "Black History Month", которые потом вошли в альбом с Трентом, были из их числа. Потом мы просто довели их до ума вместе с Резнором в студии. Это было невероятно круто.

Звуки.RU: А кто кроме Резнора повлиял на тебя? Что ты слушал до того, как начал сочинять свои треки?

Тавиус Бек: Ну, я всегда любил хип-хоп, с которым я познакомился где-то в 1984-м. Gang Starr, Public Enemy, EPMD – все они здорово на меня повлияли. Но много и другой музыки – Жан-Люк Понти (Jean-Luc Ponty) очень повлиял на меня, особенно альбом "Cosmic Messenger", который всё время слушала моя мама. Есть еще такой музыкант Ленни Уайт (Lenny White), он играл на ударных с Понти, Чиком Кориа (Chick Corea), у него есть альбом "The Adventures of Astral Pirates", это очень важная для меня пластинка, такая смесь джаза, фанка, каких-то рок-элементов, квинтэссенция музыки конца семидесятых, всё это мне безумно нравилось. Потом еще Cream, Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix) конечно, Black Sabbath, Deep Purple, позже – Queens of the Stone Age, Megadeth, ранние Metallica, до чёрного альбома – куда меня только не заносило. Я люблю музыку тёмную, немного агрессивную и в чем-то странную.

Звуки.RU: А что ты слушаешь сейчас, попадаются тебе по-настоящему интересные артисты? Кто-то из нынешней молодежи на тебя влияет?
Тавиус Бек: Ну вот например Daedelus. Я не слушаю его пластинки, но по правде говоря, он оказал на меня наибольшее влияние в том, что касается живых выступлений. Как-то давно я увидел, как он играет на Monome и это выглядело просто безупречно – энергичный микс без пауз, я тогда решил что хочу играть так же. В конце концов, появился Launchpad и это дало мне шанс делать что-то похожее, не копируя шоу Deadelus один в один. Мы с ним хорошие друзья, и я не раз признавался ему в том, что нахожусь под его влиянием. Я видел его концерт в Остине, что в штате Техас, месяц назад, это было просто восхитительно! Но до чего же это отличается от его записей! Из продюсеров – Дипло (Diplo). Мне неприятно это признавать, потому что с Дипло есть одна маленькая проблема - он придурок, но музыка у него отличная. Особенно то, что он делает для Тавиус Бека – ну просто обосраться как круто! Последнее, что мне понравилось из хип-хопа в плане аранжировок, это Big Boi, на его последнем альбоме есть несколько отличных треков. По правде говоря, не так и много нового меня вдохновляет. Еще клип на новый сингл Wiley недавно увидел – круто. Я долго был его фанатом, мне всегда казалось, что грайм вырастет во что-то глобальное, и вот это случилось, Dizzee Rascal теперь записывается с Шакирой (Shakira).

Звуки.RU: А что ты думаешь о дабстепе?
Тавиус Бек: Забавно, что он вдруг стал так популярен! Казалось, что вся эта история в Англии закончилась еще 10 лет назад. Мне кажется, ребята, которые сейчас слушают дабстеп, слишком юны, чтобы понять, что эта музыка на самом деле очень старая. А беспокоит меня вот что – как только ты лепишь на музыку ярлык, ты загоняешь себя в рамки. Сегодня дабстеп должен быть на 140 ударов в минуту, там должен быть раскатистый воббл-бас, в середине должен быть эпический брейкдаун и так далее. Я не против дабстепового звучания, но меня бесит то, что если ты хоть чуть-чуть выходишь за рамки, тебе начинают говорить "ты что, это же не дабстеп!". Ну что за фигня?! Это напоминает 1999-й, когда был драм-н-бейс, джангл, который от него каким-то загадочным образом отличался, и IDM. А единственная разница-то в том, что IDM это, по сути, чуть усложненный, мелко нарезанный drum & bass. Концепция, идея, ощущения очень похожи. Зачем нужно два жанра, и почему фанаты IDM считают драм-н-бейс тупым, а фанаты драм-н-бейса плюются на IDM из-за того, что под это нельзя танцевать? То же самое стало и с дабстепом, а ведь десять лет назад, когда всё начиналось, сцена была живой, разнообразной, к тому же в дабстепе в самом деле был даб! Сейчас-то никакого даба там нет, сплошной воббл и нойз. И всегда, когда появляется ярлык, название, туда приходят пуристы и пресекают любые попытки развиваться. И я не понимаю, почему! Если музыка остаётся в рамках, она очень быстро становится скучной.

Звуки.RU: А кто виноват в этом, лейблы, промоутеры?
Тавиус Бек: И те, и другие понемногу, ну и сами артисты конечно. Ярлычки, названия обычно приходят от тех, кто пытается вам что-то продать. "О, у нас есть новый звук, как мы его назовем? Ну вот, например, так". А дальше тот, кто пишет пресс-релизы, всё вам подробно объяснит. А потом появляются артисты, про которых пишут "они – из новой дабстеп-сцены". Очень хорошо это видно сейчас в Лос-Анджелесе, где есть Flying Lotus и все эти молодые музыканты - они теперь называются "L.A. beat scene". И если ты из Лос-Анджелеса и делаешь бит как у Dilla, ты – часть L.A beat scene, а если делаешь что-то, хоть немного отличающееся от этого стандарта, тебя уже не рассматривают как часть сцены, пусть ты и работаешь с этими ребятами. Я видел, как все они поднимались. Нехорошо называть их детьми, но все они заметно моложе меня. Все они приходили на мои концерты и вообще входили в наш круг. Но меня как часть этой сцены никто не рассматривает, потому что та херня, которую я записываю, не умещается в эти узенькие рамочки. Так что я – ни дабстеп, ни L.A. beat, и вообще ни в какую из этих микро-сцен не вхожу. А если ты – не часть сцены, о тебе не говорят и не пишут. Или ты с ними, или ты какой-то хрен с горы, который сам себе делает что-то непонятное. Очень странно!

Звуки.RU: Но в хип-хопе все не совсем так, есть же Anticon, на котором очень разная музыка!
Тавиус Бек: Ну да, к счастью не все вокруг такие узколобые (опять я на всех наезжаю, извините, если кого обидел). Не все фокусированы на каком-то узком жанре, и это даёт шанс людям типа меня быть услышанными за пределами дабстеп-клуба. Ну и потом, многие понимают, что все эти узкие жанры находятся под одним большим музыкальным зонтом. Хип-хоп культура включает в себя и дабстеп, и драм-н-бейс. По сути, хип-хоп это музыка с драм-машиной. Всё, что построено на электронном ритме – в какой-то степени хип-хоп. Вся поп-музыка, которую мы слышим по радио, не звучала 20 лет назад так, как сейчас. Её изменило влияние хип-хопа и вообще электроники.

Звуки.RU: Ну и никак не обойтись без разговора о твоей первой большой группе, Global Phlowtations. Какова была твоя роль в этом проекте?
Тавиус Бек: О, там я был и швец, и жнец, и на дуде игрец. Когда эта группа начиналась, там были Загу Браун (Zagu Brown) и Наирб (Nairb), которые пришли из группы под названием 2000 Crows. Они создали новую группу, куда позвали меня одним из первых. В то время я понемногу писал биты, рэповал, у меня был четырехдорожечный Tascam, на который мы записывали то, что делали с моей первой группой в Минеаполисе. Так что я сразу стал эм-си, главным продюсером, скелетом группы.

Global Phlowtations "Quadradic Equasion"

Звуки.RU: Из той же группы ведь потом вышло много отличных соло артистов?
Тавиус Бек: Ну, по правде говоря, не так уж и много. Нас было человек 10-11. Там был Mikah 9, но он был неплохо известен и до Global Phlowtations. Загу Браун занимается музыкой, но она и близко не так известна, как то, что мы делали все вместе. У него есть группа GoodFeathers, это такой поп-рэп что ли. Сэч (Sach) сейчас играет с The Nonce, но он тоже был известен до нашей совместной банды. К тому же, сейчас у него есть нормальная работа, и выступает он нечасто. Так что кроме меня и Айно (Inoe Oner), который время от времени что-то издает, получается, никто и не выбился…

Звуки.RU: Я слышал, что с вами тогда играл еще и Gonjasufi, это правда?
Тавиус Бек: С ним сложная история. Для меня он был таким же членом группы, как и все остальные. Я с ним очень давно знаком и вот буквально вчера писал ему СМС, он же скоро в Россию приезжает. Сумач (Sumach Valentine) - отличный парень, очень душевный. Но ни на одном нашем треке его, кажется, нет. Его участие в группе было каким-то неформальным. Я помню, что мы вместе с ним записали трек на его сэмплер MPC, когда впервые поехали в Калифорнию, но мы просто не знали, как его сохранить, даже на плёнку перегнать не смогли. И я даже помню сейчас эту песню, она очень крутая, правда! И вот так всегда – я могу рассказать сотни историй про то, как мы с ним тусовались и что-то сочиняли, но ничего из этого не задокументировано. Забавно, что он стал популярен так не сразу, может просто ждал подходящего момента, не знаю. А сейчас он на Warp, это невероятно!

28.04.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Thavius BECK - свежие публикации:

  • Анонс - Семь лет отмерь, 19.04.2011
    Московский хип-хоп лейбл 2-99 празднует семилетие с участием американского рэпера и продюсера Тавиуса Бека »»