Американец Тавиус Бек (Thavius Beck) – идеальный "человек хип-хопа", открытый и чрезвычайно деятельный. С одной стороны он выступает на разогреве у Nine Inch Nails с издаётся на маститом Big Dada, с другой – выпускает десятки лимитированных CDR-релизов и прекрасно чувствует себя в андерграундных клубах. Вскоре у Тавиуса входит альбом на московском лейбле 2-99, по случаю чего музыкант приехал в Россию, а мы не упустили случай с ним встретиться и обстоятельно поговорить о вечном и о насущном.
Звуки.RU: Расскажи, что ты делаешь в России столько времени? У тебя ведь есть тут и другие дела помимо концерта?
Тавиус Бек: Да, я только что закончил EP под названием "The Crimson Tint" для лейбла 2-99 Records, и это главная причина, почему я здесь. Уже два дня мы снимаем видео на сингл оттуда, он называется "What I'm Packin'". Когда я приехал в Европу в апреле, моей главной целью было участие в музыкальной ярмарке Musikmesse во Франкфурте, где я демонстрировал продукты от Novation, и там я познакомился с российскими дистрибьюторами Novation и Ableton Live. Они знали, что я еду в Россию, и предложили мне провести тут мастер-класс по Ableton. Так что я пробыл тут почти неделю, занимаясь самыми разными вещами, и в результате, неплохо провёл время.
Звуки.RU: Ты вообще много занимаешься такими вещами, как технические мастер-классы? Я, например, читал твоё интервью на сайте M-Audio.
Тавиус Бек: О, это было много лет назад. М-Audio были первой компанией, которая предложила мне официальное спонсорство. Они тогда сделали свой диджейский софт под названием Torq и хотели, чтобы я стал индорсером этой штуки, а мне тогда эта программа очень понравилась. Правда, я уже давно с ними не работаю, странно, что они до сих пор ссылаются на меня. Два с половиной года назад я стал вести занятия по Ableton Live – даю частные уроки, выступаю на конференциях. А теперь я еще и работаю с Novation, с тех пор, как они сделали контроллер Novation Launchpad, который я использую на концертах. Они сделали меня официальным представителем и позвали преподавать в нью-йоркскую школу под названием Dubspot. Там я сейчас читаю курс второго уровня по Ableton. Сейчас как раз идёт вторая неделя и скоро мне надо будет читать лекцию онлайн, прямо отсюда. (Смеется) Это дико странно!
Звуки.RU: Как ты вообще познакомился с ребятами из 2-99?
Тавиус Бек: Георг Корг (босс лейбла – прим. Звуков) давно знаком с несколькими моими друзьями, например с Джованни Марксом (Giovanni Marks) aka Subtitle. У нас с ним есть совместный проект Lab Waste, мы знакомы, наверное, лет шестнадцать. Когда я узнал, что он записывает что-то для 2-99, меня всё это очень заинтересовало, а потом появилась возможность издать тут пластинку. Я решил, что для меня это долгожданный шанс записаться с двумя отличными продюсерами: один из них это парижанин Kool Trasher, другого зовут Debmaster, он тоже одно время жил во Франции, а сейчас переехал в Берлин. Я давно хотел с ними поработать, но в рамки моих проектов эта история никак не вписывалась, так что когда поступило предложение от 2-99, я решил, что это хороший шанс записать такую, менее серьезную что ли рэп-пластинку. Вообще, в 2-99 мне очень нравится то, как они представляют свои релизы – отличное оформление, афиши, футболки. Они заботятся о том, чтобы музыка подавалась как-то необычно, а этого даже многие американские крупные лейблы не делают. Всегда приятно работать с людьми, которые по-настоящему ценят то, что ты делаешь, а не рассматривают тебя как продукт, которым можно торговать.
Звуки.RU: В твоей дискографии каких релизов только нет – что-то выходило на больших лейблах типа Big Dada, что-то издавалось как DIY – кассеты, CDR. Чего ты вообще ждешь от издателей, в чем по-твоему заключается их функция?
Тавиус Бек: Честно говоря, за последние 7-8 лет, мои ожидания сильно изменились. До того, как я впервые попал на лейбл, мне казалось, что они должны дать мне большой аванс, печатать CD, устраивать интервью, организовывать концерты, я считал, что лейбл должен делать буквально всё. Сейчас я понимаю, что это очень, очень наивный взгляд. Всё, чего можно ждать от лейбла – то, что они напечатают твои CD, если они вообще имеют дело с физическими носителями. Часто, их работа в том, чтобы выложить mp3 в магазин ITunes. Дальше всё уже зависит от тебя. Хотя было бы здорово поработать с большим и серьезным лейблом. Когда я работал с Big Dada (а это был мой единственный опыт такого рода) я даже не был к ним подписан, они только лицензировали мой диск у небольшого американского лейбла. Так что всех преимуществ артиста, работающего с хорошим лейблом, я так и не получил. В будущем, если я продолжу работать с лейблами, я был бы не прочь подписаться к кому-нибудь из крупных птиц вроде Ninja Tune, XL или Warp. У них больше денег, больше ресурсов для продвижения музыки, они дают большие авансы, но главное – раскрученный лейбл привлекает гораздо большую аудиторию. Люди могут не знать тебя, но они знают Warp и XL. Это было бы здорово, но сейчас мне 31, я занимаюсь музыкой 15 лет, и я не слишком полагаюсь на лейблы. Я не жду, что произойдет чудо. Подпишут – хорошо, не подпишут – ничего, справлюсь сам.
Звуки.RU: На новой пластинке ты выступаешь главным образом как вокалист, но все-таки кем ты себя считаешь в первую очередь, рэпером или продюсером? Что для тебя первично, читка или аранжировка?
Тавиус Бек: В первую очередь, я продюсер, тут даже нет вопросов. Мне нравится рэповать, но это не моя страсть номер один. Это очень просто иллюстрируется - у меня в компьютере сейчас 600-700 ритмических набросков, которые я так пока и не использовал. Но если порыться в моих домашних записях, там не найдется ни одного неиспользованного текста. Если я сочиняю какой-то рэп, значит, он будет использован в треке, над которым я сейчас работаю, я никогда не сажусь специально посочинять текстов. Хотя раньше я это частенько делал – весь дом был завален блокнотами, исписанными рифмами. Но когда мне исполнился двадцать один, я стал более серьезно относиться к электронной музыке и перестал воспринимать себя только как рэпера. У меня было ощущение, что рэперов не держат за музыкантов. А ведь до того, как я стал сочинять биты и рэповать, я играл на саксофоне и на бас-гитаре, увлекался джазом и, честно говоря, хотел стать джазовым музыкантом. Потом я переехал в Лос-Анджелес, у меня не было денег, я продал саксофон, и мечта разрушилась, но теперь я мог просто сочинять электронную музыку.
Звуки.RU: Интересно, что твой случай не исключение, вот например Alias, тоже отличный рэпер, который делает в основном инструментальную музыку. А на московском концерте он все-таки решил почитать и сделал это просто отменно!
Тавиус Бек: Да, точно, так часто бывает. Правда альбом "Dialogue" у меня был целиком вокальным (и "Crimson Tint" тоже, кстати, будет целиком вокальным), поэтому многие, наверное, воспринимают меня как рэпера и удивляются, чего это я на концертах играю электронику. Но если посмотреть на мою дискографию, там три рэп-пластинки из 12 или 13.
Звуки.RU: А на концертах ты в основном играешь инструменталы, какие-то ремиксы, то есть то, что ты делал в пятницу, вся эта игра на новейшенах, это твоё типичное лайв-шоу?
Тавиус Бек: Там даже было больше рэпа, чем обычно! Частенько, я играю исключительно инструментальные вещи. Я могу поболтать в микрофон, но скорее что-то в духе "привет, ребята, как там звук" и так далее. Правда год назад я гастролировал с "Dialogue" и там было очень много рэпа. Я читаю, только если это тур в поддержку какого-то рэп-альбома или проекта, как сейчас. Но шоу, состоящее исключительно из рэпа, вы от меня никогда не увидите!
Звуки.RU: Да, ты прав - пару недель назад к нам приезжал Beans, который просто читал под минус, и смотреть на это было скучно. В твоих выступлениях гораздо больше ощущения настоящего концерта.
Тавиус Бек: Да, именно! Если ты не хардкорный фанат рэпа, смотреть, как человек час ходит туда-сюда и читает в микрофон, довольно утомительно. Двадцать минут, полчаса – окей, но не больше. Этим жанром хорошо разбавлять программу, это добавляет вариативности. Люди платят, чтобы посмотреть шоу, им не должно быть скучно! Надеюсь, я не разочаровал людей, которые хотели увидеть больше рэпа, но мне кажется, мой перформанс выглядит интереснее.
Звуки.RU: Ты играл очень много ремиксов, это был изданный материал, или ты специально готовишь какие-то эдиты для концертов?
Тавиус Бек: Так, дай-ка вспомнить. Я играл ремикс на "Survivalism" Nine Inch Nails, он был издан. Еще один – "Lovesick", он не был издан официально, но я его выкладывал на своём сайте. Был ремикс на Daedelus "Touchstone", это выходило на Ninja Tune, был еще ремикс на Existereo и dDamage. С ними вообще смешная история. dDamage прислали мне файлы, чтобы я сделал ремикс, а я записал несколько строк рэпа для их трека. А они известны тем, что делают всё как-то адски медленно. Я записал свой ремикс за три дня, а то, что они сделали с моим голосом, я не слышал до сих пор! А было это два года назад! В общем, получается 50 на 50 изданных и чего-то, что лежит в моём компьютере и ждёт своего часа.
Звуки.RU: Есть ли у тебя какая-то философия ремикса, что ты обычно оставляешь из тех партий, что тебе дают, что меняешь. Вообще, что для тебя хороший ремикс?
Тавиус Бек: Ммм, хороший вопрос! Это зависит от исходного материала. Практически всегда, я сохраняю вокал. Иногда, я избавляюсь ото всех музыкальных элементов и играю новую аранжировку с нуля. А скажем, в случае с D Damage, я использовал вообще всё, что они мне прислали. При этом неизменным остался только хай-хэт – все остальное я порезал, перетасовал, полностью поменял мелодию, но в основе этого всё равно лежат их звуки. В случае с "Survivalism" Nine Inch Nails, который ремикшировали мы с Солом Уильямсом (Saul Williams) мы оставили гитары, убрали все барабаны, заменив их на более тяжелые, из драм-машины TR-808. Каждый раз по-разному бывает. Сейчас я делаю ремикс на трек с новой пластинки Сола, и там просто тонны разных звуков. Тяжелые трайбал-ритмы, очень много перкуссии. А ремикс я хочу сделать механическим, роботизированным, и как туда вписать все эти барабаны, я пока не понимаю. Вот, размышляю…
Nine Inch Nails "Survivalism_Tardusted"
Звуки.RU: А как ты познакомился с Резнором, через Сола?
Тавиус Бек: Точно. Я тогда гастролировал с Солом около года. В то время Трент как раз закончил свой альбом "With Teeth" и искал артиста, который мог бы выступать у него на разогреве в туре. Насколько я помню, лейбл ему навязывал Foo Fighters, но Трент был против и требовал Сола. Трент как-то увидел по MTV клип на "List of Demands" и сказал: "вот, кто мне нужен!". Нашел менеджера Сола, и они обо всем договорились. Для меня это было едва ли не лучшее время в жизни, потому что Резнор – один из моих главных музыкальных идолов. Nine Inch Nails очень на меня повлияли, так что для меня это было как сбывшийся сон. Мы сыграли у него на разогреве четыре концерта в Brixton Academy, а потом еще четыре концерта в других британских городах. А после этого Сол и Трент стали обсуждать совместную пластинку, и из этого в конце концов родился "Niggy Tardust". Интересная вещь, которую мало кто знает – запись "Niggy Tardust" началась с тех сессий, которые мы с Солом делали для нашей совместной пластинки. Мы к тому моменту записали уже 8 песен, и "DNA" и "Black History Month", которые потом вошли в альбом с Трентом, были из их числа. Потом мы просто довели их до ума вместе с Резнором в студии. Это было невероятно круто.
Звуки.RU: А кто кроме Резнора повлиял на тебя? Что ты слушал до того, как начал сочинять свои треки?
Тавиус Бек: Ну, я всегда любил хип-хоп, с которым я познакомился где-то в 1984-м. Gang Starr, Public Enemy, EPMD – все они здорово на меня повлияли. Но много и другой музыки – Жан-Люк Понти (Jean-Luc Ponty) очень повлиял на меня, особенно альбом "Cosmic Messenger", который всё время слушала моя мама. Есть еще такой музыкант Ленни Уайт (Lenny White), он играл на ударных с Понти, Чиком Кориа (Chick Corea), у него есть альбом "The Adventures of Astral Pirates", это очень важная для меня пластинка, такая смесь джаза, фанка, каких-то рок-элементов, квинтэссенция музыки конца семидесятых, всё это мне безумно нравилось. Потом еще Cream, Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix) конечно, Black Sabbath, Deep Purple, позже – Queens of the Stone Age, Megadeth, ранние Metallica, до чёрного альбома – куда меня только не заносило. Я люблю музыку тёмную, немного агрессивную и в чем-то странную.
Звуки.RU: А что ты слушаешь сейчас, попадаются тебе по-настоящему интересные артисты? Кто-то из нынешней молодежи на тебя влияет?
Тавиус Бек: Ну вот например Daedelus. Я не слушаю его пластинки, но по правде говоря, он оказал на меня наибольшее влияние в том, что касается живых выступлений. Как-то давно я увидел, как он играет на Monome и это выглядело просто безупречно – энергичный микс без пауз, я тогда решил что хочу играть так же. В конце концов, появился Launchpad и это дало мне шанс делать что-то похожее, не копируя шоу Deadelus один в один. Мы с ним хорошие друзья, и я не раз признавался ему в том, что нахожусь под его влиянием. Я видел его концерт в Остине, что в штате Техас, месяц назад, это было просто восхитительно! Но до чего же это отличается от его записей! Из продюсеров – Дипло (Diplo). Мне неприятно это признавать, потому что с Дипло есть одна маленькая проблема - он придурок, но музыка у него отличная. Особенно то, что он делает для Тавиус Бека – ну просто обосраться как круто! Последнее, что мне понравилось из хип-хопа в плане аранжировок, это Big Boi, на его последнем альбоме есть несколько отличных треков. По правде говоря, не так и много нового меня вдохновляет. Еще клип на новый сингл Wiley недавно увидел – круто. Я долго был его фанатом, мне всегда казалось, что грайм вырастет во что-то глобальное, и вот это случилось, Dizzee Rascal теперь записывается с Шакирой (Shakira).
Звуки.RU: А что ты думаешь о дабстепе?
Тавиус Бек: Забавно, что он вдруг стал так популярен! Казалось, что вся эта история в Англии закончилась еще 10 лет назад. Мне кажется, ребята, которые сейчас слушают дабстеп, слишком юны, чтобы понять, что эта музыка на самом деле очень старая. А беспокоит меня вот что – как только ты лепишь на музыку ярлык, ты загоняешь себя в рамки. Сегодня дабстеп должен быть на 140 ударов в минуту, там должен быть раскатистый воббл-бас, в середине должен быть эпический брейкдаун и так далее. Я не против дабстепового звучания, но меня бесит то, что если ты хоть чуть-чуть выходишь за рамки, тебе начинают говорить "ты что, это же не дабстеп!". Ну что за фигня?! Это напоминает 1999-й, когда был драм-н-бейс, джангл, который от него каким-то загадочным образом отличался, и IDM. А единственная разница-то в том, что IDM это, по сути, чуть усложненный, мелко нарезанный drum & bass. Концепция, идея, ощущения очень похожи. Зачем нужно два жанра, и почему фанаты IDM считают драм-н-бейс тупым, а фанаты драм-н-бейса плюются на IDM из-за того, что под это нельзя танцевать? То же самое стало и с дабстепом, а ведь десять лет назад, когда всё начиналось, сцена была живой, разнообразной, к тому же в дабстепе в самом деле был даб! Сейчас-то никакого даба там нет, сплошной воббл и нойз. И всегда, когда появляется ярлык, название, туда приходят пуристы и пресекают любые попытки развиваться. И я не понимаю, почему! Если музыка остаётся в рамках, она очень быстро становится скучной.
Звуки.RU: А кто виноват в этом, лейблы, промоутеры?
Тавиус Бек: И те, и другие понемногу, ну и сами артисты конечно. Ярлычки, названия обычно приходят от тех, кто пытается вам что-то продать. "О, у нас есть новый звук, как мы его назовем? Ну вот, например, так". А дальше тот, кто пишет пресс-релизы, всё вам подробно объяснит. А потом появляются артисты, про которых пишут "они – из новой дабстеп-сцены". Очень хорошо это видно сейчас в Лос-Анджелесе, где есть Flying Lotus и все эти молодые музыканты - они теперь называются "L.A. beat scene". И если ты из Лос-Анджелеса и делаешь бит как у Dilla, ты – часть L.A beat scene, а если делаешь что-то, хоть немного отличающееся от этого стандарта, тебя уже не рассматривают как часть сцены, пусть ты и работаешь с этими ребятами. Я видел, как все они поднимались. Нехорошо называть их детьми, но все они заметно моложе меня. Все они приходили на мои концерты и вообще входили в наш круг. Но меня как часть этой сцены никто не рассматривает, потому что та херня, которую я записываю, не умещается в эти узенькие рамочки. Так что я – ни дабстеп, ни L.A. beat, и вообще ни в какую из этих микро-сцен не вхожу. А если ты – не часть сцены, о тебе не говорят и не пишут. Или ты с ними, или ты какой-то хрен с горы, который сам себе делает что-то непонятное. Очень странно!
Звуки.RU: Но в хип-хопе все не совсем так, есть же Anticon, на котором очень разная музыка!
Тавиус Бек: Ну да, к счастью не все вокруг такие узколобые (опять я на всех наезжаю, извините, если кого обидел). Не все фокусированы на каком-то узком жанре, и это даёт шанс людям типа меня быть услышанными за пределами дабстеп-клуба. Ну и потом, многие понимают, что все эти узкие жанры находятся под одним большим музыкальным зонтом. Хип-хоп культура включает в себя и дабстеп, и драм-н-бейс. По сути, хип-хоп это музыка с драм-машиной. Всё, что построено на электронном ритме – в какой-то степени хип-хоп. Вся поп-музыка, которую мы слышим по радио, не звучала 20 лет назад так, как сейчас. Её изменило влияние хип-хопа и вообще электроники.
Звуки.RU: Ну и никак не обойтись без разговора о твоей первой большой группе, Global Phlowtations. Какова была твоя роль в этом проекте?
Тавиус Бек: О, там я был и швец, и жнец, и на дуде игрец. Когда эта группа начиналась, там были Загу Браун (Zagu Brown) и Наирб (Nairb), которые пришли из группы под названием 2000 Crows. Они создали новую группу, куда позвали меня одним из первых. В то время я понемногу писал биты, рэповал, у меня был четырехдорожечный Tascam, на который мы записывали то, что делали с моей первой группой в Минеаполисе. Так что я сразу стал эм-си, главным продюсером, скелетом группы.
Global Phlowtations "Quadradic Equasion"
Звуки.RU: Из той же группы ведь потом вышло много отличных соло артистов?
Тавиус Бек: Ну, по правде говоря, не так уж и много. Нас было человек 10-11. Там был Mikah 9, но он был неплохо известен и до Global Phlowtations. Загу Браун занимается музыкой, но она и близко не так известна, как то, что мы делали все вместе. У него есть группа GoodFeathers, это такой поп-рэп что ли. Сэч (Sach) сейчас играет с The Nonce, но он тоже был известен до нашей совместной банды. К тому же, сейчас у него есть нормальная работа, и выступает он нечасто. Так что кроме меня и Айно (Inoe Oner), который время от времени что-то издает, получается, никто и не выбился…
Звуки.RU: Я слышал, что с вами тогда играл еще и Gonjasufi, это правда?
Тавиус Бек: С ним сложная история. Для меня он был таким же членом группы, как и все остальные. Я с ним очень давно знаком и вот буквально вчера писал ему СМС, он же скоро в Россию приезжает. Сумач (Sumach Valentine) - отличный парень, очень душевный. Но ни на одном нашем треке его, кажется, нет. Его участие в группе было каким-то неформальным. Я помню, что мы вместе с ним записали трек на его сэмплер MPC, когда впервые поехали в Калифорнию, но мы просто не знали, как его сохранить, даже на плёнку перегнать не смогли. И я даже помню сейчас эту песню, она очень крутая, правда! И вот так всегда – я могу рассказать сотни историй про то, как мы с ним тусовались и что-то сочиняли, но ничего из этого не задокументировано. Забавно, что он стал популярен так не сразу, может просто ждал подходящего момента, не знаю. А сейчас он на Warp, это невероятно!
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)