ЕВРОВИДЕНИЕ  Сизифов труд

Печальная история о безуспешных попытках электронных музыкантов покорить вершину Евровидения.

Правила игры и конъюнктура Евровидения известны всем – это конкурс поп-исполнителей, и чтобы иметь там успех, как правило, нужно чётко вписываться в формат, гласный и негласный. Однако за почти полувековую историю на этот эстрадный форум заносило самых разных персонажей, среди которых попадались и достаточно известные электронщики. Приезжали они туда с разными целями – одни просто покуражиться, повеселить публику и выдать смачную пощечину общественному вкусу, другие – с явной надеждой на успех и часто со специально приготовленными под это новыми проектами. Объединяло эти истории одно – результат, провал разной степени эпичности. Но многим при этом удавалось главное, запомниться. Благо, выделиться в этом потоке прилизанных под универсальный поп-формат мальчиков и девочек, большого труда не составляло.

Первым заметным явлением электроники на Евровидении стало выступление бельгийской группы Telex в 1980-м году. Проходил этот конкурс в Гааге, по иронии судьбы – столице электро-ренессанса нулевых и родине таких музыкантов как Legowelt и I-F. На фоне внушительной инсталляции из модульных синтезаторов, Марк Мулен (Marc Moulin) и компания, наряженные в костюмы на манер Kraftwerk, выделывали незатейливые танцевальные движения. Песня, так и названная "Eurovision" с самого начала была пародией на всю эту "олимпиаду дурновкусия", и утонченные интеллектуалы Telex как нельзя лучше подходили на роль шутов, говорящих правду в лицо.

Telex, к тому моменту уже имевшие в активе всемирный хит "Moscow Discow" и репутацию культовой группы, приехали на Евровидение безо всяких иллюзий. "Мы рассчитывали занять там последнее место, но Португалия распорядилась иначе", со смехом вспоминал этот эпизод Марк Муллен. Португальцы поставили бельгийским визионерам "десятку", которая подняла Telex на две позиции, и в итоговом списке из 19 участников группа оказалась 17-й. Но образ ироничных лузеров в мифологии Telex тщательно поддерживался – в 1993-м на свет появилась антология группы под названием "Belgium… One Point", куда вошел 5-секундный трек, содержащий только голос ведущей, торжественно возвещающей о том, что участники из Бельгии набрали одно очко.

28 лет спустя по пути своих духовных отцов отправился парижанин Себастьян Телье (Sebastian Tellier), напоминающий Марка Мулена не только музыкой и страстью к тонкому шутовству, но и отчасти внешним видом. Удивить или шокировать кого бы то ни было поп электроникой в 2008-м шансов не было, но свои 15 минут славы Телье всё же сорвал. Как оказалось, Себастьян оказался первым за более чем 50 лет участником от Франции, исполнявшим песню на английском. Дело дошло до того, что с заявлением о попрании патриотических ценностей, выступил депутат французского парламента Жак Миар. Удивительным образом, Евровидение не первый и не последний раз возбуждало сознание политиков – чего стоит хотя бы угроза израильской вещательной компании отозвать с конкурса группу Ping-Pong за использование в представлении сирийского флага. Что же до Телье, тот пошел на уступки, добавил в песне французского текста и в результате финишировал 19-м, точь-в-точь по плану Telex. Вот только очков француз набрал целых 47, и последнего места ему было не видать как своих ушей – участников в финале было целых 25.

Совсем по-другому подошел к задаче немец Алекс Кристенсен (Alex Christensen). В начале девяностых он был суперзвездой техно-рейва и со своим проектом U96 одинаково успешно штурмовал андерграундные танцполы и попсовые хит-парады. Однако к наступлению нулевых Кристенсен, казалось, окончательно вышел в тираж. Тогда Алекс, не будь дурак, решил попробовать себя в роли сочинителя поп-хитов и… преуспел. Хит под названием "Du hast den schönsten Arsch der Welt" ("У тебя самая красивая задница в мире") с вокалом певицы с говорящим именем Y-ass, по продажам обскакал даже его главный рейвовый бестселлер "Das Boot". Отправить на Евровидение поющую задницу все-таки не решились, но путь туда для Кристенсена был открыт. И в 2009-м Алекс повез в Москву новый проект Alex Swings Oscar Sings, вокалистом в котором выступал Оскар Лойя (Oscar Loya). Несмотря на внешнее соответствие нормам Евровидения, Кристенсен ухитрился выступить даже хуже Телье, заняв с песней " "Miss Kiss Kiss Bang" 20-е место.

Уж совсем неожиданно было обнаружить след Евровидения в истории такого человека как Винс Кларк (Vince Clarke). Да-да, и он, один из основателей Depeche Mode и главное действующее лицо Yazoo и Erasure оказался не безгрешен. Речь идёт о малоизвестной стороне его творчества, группе Family Fantastic, где кроме Кларка отметились Фил Крезвик (Phil Creswick) и Марк Гиллеспи (Mark Gillespie), участники танцевального бой-бенда конца восьмидесятых под названием Big Fun. В 2007-м британцы выставили на национальный отбор к Евровидению свою песню "You Are The Melody", но на этом конкурсе часто работает закон "чем известнее музыкант, тем хуже у него получается". В результате, песня даже не прошла внутренний этап отбора. "Я был ужасно расстроен", вспоминал потом Джейсон Кризи. "Я думал, мы выиграем. Это же отличная песня – яркая, позитивная. Нам не хватило совсем чуть-чуть, мы ведь были в финале, уже на стадии всеобщего голосования". Что же до Кларка, то он об этом недоразумении, похоже, предпочитает не вспоминать - есть дела поважнее.

20.04.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ЕВРОВИДЕНИЕ - свежие публикации: