PIXIES  Generation P

Растянувшиеся на полтора года торжества по случаю 20-летия альбома “Doolittle”, хвала небесам, не утихают. Своей очереди услышать пластинку живьем дождался специальный корреспондент Звуков Сергей Степанов.

Формулируя собственные планы и надежды на новый концертный год, я довольно скоро заметил, что почти все они – за исключением разве что Godspeed You! Black Emperor – сгруппировались под литерой “P”. Pulp, Portishead, Pixies и примкнувшая к ним Пи Джей Харви (PJ Harvey) – честное слово, больше мне в 2011 году ни от кого ничего не надо. То есть, конечно, надо – вменяемых цен на авиабилеты, когда придет время лететь в Европу. Ну а пока суд да дело, гора пришла к Магомету – приуроченное к 20-летнему юбилею альбома “Doolittle” турне великой американской группы Pixies добралось до Канады.

Тут, наверное, необходим короткий исторический экскурс: ровно 7 лет назад группа Pixies, не подававшая никаких признаков жизни с 1993 года, когда отношения Блэка Фрэнсиса (Black Francis) и Ким Дил (Kim Deal) решительно зашли в тупик, воссоединилась и отыграла ряд концертов в формате greatest hits. На протяжении нескольких лет Фрэнсис то обещал новый альбом, то говорил, что его не будет, а группа продолжала выступать, не словом, но делом голосуя за второй вариант: кому нужны новые песни, когда старые так хороши и многочисленны.

В конце концов, когда общественность окончательно утвердилась во мнении, что воссоединились Pixies ради денег, музыканты придумали себе новый – первый после собственно реюниона – информационный повод. Осенью 2009 году их главному альбому “Doolittle”, ставшему краеугольным камнем альтернативного рока и научившему жизни как Nirvana, так и ту же Пи Джей Харви, исполнилось 20 лет. Той же самой осенью Pixies отправились в новое турне, с обещанием ежевечерне исполнять живьем не только альбом “Doolittle” от первой до последней ноты, но и все привязанные к нему би-сайды.

Пообещали – и по-прежнему выполняют обещание. За полтора года шоу под вывеской “Pixies play Doolittle” побывало в Европе, Америке, Австралии и Новой Зеландии, вернулось в Европу, вернулось в Америку – и вот, наконец, довезло свои декорации до Канады. Началось все, как и было обещано, с показа программного не только для истории кинематографа, но и для Pixies времен “Doolittle” “Андалузского пса” Луиса Бунюэля (Luis Buñuel) – в ускоренной перемотке и с отдельными монтажными вольностями, но на правильный лад все равно настроившего.

К чести Pixies, появившись на сцене, они не стали отправлять полный зал в досрочный нокаут, стартовав с би-сайдов – “Dancing the Manta Ray”, “Weird at My School”, “Bailey’s Walk” и “Manta Ray” (“Некоторые из этих песен такие невразумительные, что мы еле их вспомнили”, - призналась басистка Дил, у которой в Pixies роль спикера). Только после этого, разыгравшись и размявшись, Pixies атаковали Metropolis в полную силу – альбом “Doolittle”, если кто запамятовал, начинается с песни “Debaser”.

К заявленной задаче группа подошла со всей ответственностью (песни с “Doolittle” звучали в альбомном порядке, за скобками не оставалось ничего, даже самого завалящего аккорда) и не без фантазии (которую иллюстрировал довольно изобретательный видеоряд, по клипу на песню). Кульминационные моменты – “Here Comes Your Man”, “Monkey Gone to Heaven”, “La La Love You”, “Hey” – угадывались сразу, но менее захватывающими от этого не становились. Час потехи (читай: сюрпризов) еще настанет, пока же Pixies занимались делом – и, право же, если воссоединились они и впрямь ради денег, то отрабатывают их музыканты безукоризненно.

Уйдя со сцены с финальными аккордами “Gouge Away”, но оставшись дурачиться на украшавшем ее задник экране, Pixies, как вдруг выяснилось, совершенно свели зал с ума: еще два би-сайда, отложенные на бис “Wave of Mutilation” в альтернативном заторможенном прочтении и “Into the White”, зрители встречали с диким энтузиазмом. (И поделом: последняя, сыгранная группой в эффектном белом дыму, прозвучала мощнее, чем что-либо до нее.) Ну а раскрыв тему “Doolittle” до последней запятой, Pixies вышли на бис еще раз – и тут уж недовольных точно не осталось.

Надо сказать, что концерт под вывеской “Pixies play Doolittle” в монреальском “Метрополисе”, на который попал я, был вторым – и выбери я тот, что был днем ранее, причины для недовольства могли бы и найтись. Но уже успев привыкнуть к тому, что мои любимые группы моих любимых песен больше не играют, я в кои-то веки поймал удачу за хвост – где-то между янговской “Winterlong” (в самом деле, куда без нее) и “The Holiday Song” скромные торжества по случаю юбилея отдельно взятой пластинки окончательно превратились в настоящий, без поводов и тормозов, праздник.

“Nimrod’s Song”! “Vamos”! “Caribou”! Днем ранее ничего из этого, на минуточку, не было. Были “Where Is My Mind?” и “Gigantic” – но их Pixies, быстро посовещавшись, решают сыграть и сегодня. Все вместе – образцовый, грандиозный, незабываемый мини-сет на зависть кому угодно и на радость всем. Включая, что немаловажно, самих музыкантов – когда в разгар очередного гитарного запила в “Vamos” широко заулыбался доселе сдержанный Блэк Фрэнсис, он стал совершенно неотличим от Санта-Клауса. А подчеркнуто немолодой, но отчаянно беснующийся в старообрядческом слэме танцпартер – на детей, разбирающих подарки из-под елки. Слово за Pulp.

20.04.2011, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

PIXIES - свежие публикации:

PIXIES

Если фраза "нет пророка в своем отечестве" и дала однажды осечку, то произошло это событие в 1987 году в Бостоне, США. Группа Pixies, без сомнения, стала пророком грандж-революции начала 90-х годов. Наиболее красноречивое признание величия музыкального гения Pixies остается за Куртом Кобейном, который однажды признался: "я просто пытался содрать Pixies"...
Читайте наш рассказ о группе.

Подробности из жизни:

Если фраза "нет пророка в своем отечестве" и дала
однажды осечку, то
произошло это событие в 1987 году в Бостоне, США.
Группа Pixies (феи, эльфы - англ.), без сомнения, стала пророком
грандж-революции начала 90-х годов. Этот квартет,
образовавшись в 1987 году, за свою небольшую карьеру хоть и не заработал
свой "миллион долларов", но приобрел статус культового и, как повелось в
рок-н-ролле со времен Velvet Underground, "каждый, кто купил их
пластинку, создал собственную группу". Наиболее красноречивое признание
величия музыкального гения Pixies остается за Куртом Кобэйном,
указавшим однажды на истоки вдохновенной Smells Like Teen Spirit:
"я просто пытался содрать (rip-off) Pixies".

Большой поклонник кинематографического таланта Дэвида Линча, некто
Чарльз Майкл Китридж Томпсон IV, тогда еще студент Amherst
University, однажды отправился по учебным делам в Пуэрто-Рико. Через шесть
месяцев он сказал себе "Да пошло это всё на хрен, я хочу играть в
рок-группе!", - собрал…

Далее... →