ФЕСТИВАЛЬ  Bloc Weekend 2011: Окна роста

Третий день фестиваля Bloc Weekend: Boxcutter, A Guy Called Gerald и трехчасовой концерт Лорана Гарнье.

У меня уже начинается третий день "Блока", а на фестивале еще не успел закончиться второй. Проснувшись в девять утра, то бишь в полдень по Москве, отправляюсь досматривать субботнюю программу. На зеленой арене (единственной, что еще открыта) доигрывает "Bodyhammer showcase". Три часа назад здесь играли Legowelt, TLR и Orgue Electronique (по отзывам очевидцев, ничего особенного не показавшие), а сейчас пластинки ставит нахваленная моими лондонскими друзьями девушка Матильда (Matilda). Народу в зале много, причем успел поспать здесь, судя по всему, я один, остальные колбасятся со вчера. Зрелище несколько устрашающее (пол залит пивом и завален одноразовыми стаканами в три слоя, люди с трудом стоят на ногах), но музыка неплоха. Матильда заводит ретроградский хаус, отклоняясь то в сторону нью-бита, то в эйсид. Последним треком звучит замечательная "The Sun Can't Compare" от Mr White, которую Матильда резко обрывает, останавливая пластинку рукой. "Какого хрена, осталось еще пять минут!", возмущаются рейверы. В качестве утешительного приза всем дожившим до конца выдают воду и конфеты.

Программа уже непосредственно третьего дня открывается в два часа. Сегодня здесь всё раньше начинается и раньше заканчивается - завтра утром всем разъезжаться по домам, так что арены закрываются в час ночи. Главный аттракцион воскресенья – уже традиционный для "Блока" маскарад. Каждый год заявляется определенная тема, например в 2009-м все наряжались в стиле фильма Miami Vice, что отлично соответствовало игравшему в тот вечер итало-диско. В этот раз в почёте супергерои, и уже на первое выступление в ableton dome приходят Дарт Вейдер и Супер Марио. В "пабе" (еще одной арене, куда мы так и не зашли) сегодня вечером конкурс на лучший наряд, приз в котором - билет на следующий "Блок".

Программу открывает Convex. Юноша хипстерского вида, обложившись модными контроллерами, играет с "трактора" тек-хаус. Уныло и как-то совершенно не в теме фестиваля, видать этого адепта клубного звучания подкинули на "Блок" со стороны "Аблетона", а организаторы, чтобы не позориться, поставили его в самый невыгодный слот.

В три здесь же выступают мои любимцы, Digitonal и Posthuman, они же AGT Rave Cru, только сегодня они будут не диджеить рейв, а играть свои собственные треки. Сегодня у них полуторачасовой джем, но разделение проектов слышно довольно чётко. Сначала звучат треки Digitonal – скрипочки с электроникой где-то на стыке IDM и modern classical, затем постепенно включается TB-303, прямой бит, сначала едва заметный, потом всё ярче и ярче выраженный. В какой-то момент англичане выдают блок вещей, очень напоминающих немецкий транс начала девяностых. Подобную музыку тогда играли LSG, Cosmic Baby, Effective Force и даже Sven Vath. Ветвь была крайне интересная и, как и UK hardcore, долгое время незаслуженно забытая. Если новый виток возрождения возникнет именно тут, я буду безмерно рад.

Сетап у британцев довольно скудный (пара лаптопов со старенькими контроллерами), но на этом наборе Энди и Джош по-настоящему играют. Хороший лайв он, как и мягкий звук, не в железках, а в головах. По прошествии примерно часа романтических мелодий становится всё меньше, а жесткого бита и истеричных завываний TB-303 – всё больше. Ситуацию взял в свои руки Posthuman и к концу выступления из динамиков уже грохочет оголтелый "кислотный рейв".

На смену Digitonal и Posthuman приходит виниловый диск-жокей по имени Placid. Пластинки у него неплохие, но на третий день эйсидной классикой нас уже не удивишь, к тому же в пять на зеленой арене выступает Boxcutter, а его лайв – одно из главных для меня ожиданий "Блока-2011". Три года назад, когда "Блок" обитал еще в норфолкской глуши, Барри Линн (Barry Lynn) выдал настоящую феерию – во-первых, он играл живьем, что вообще не слишком характерно для дабстеп-тусовки, во-вторых, на редкость грамотно выстраивал драматургию концерта, не забывая при этом в разумных пределах поработать на публику. С тех пор прошло три года, за которые Барри успел выпустить два отличных альбома, но живьем нам на глаза больше не попадался. Каким-то образом, при всей шумихе вокруг дабстепа и planet mu, его умудрились не привезти ни на "Сонар", ни в Москву.

За три года наш Питер Пэн, кажется, даже не повзрослел – всё тот же веселый подросток. Начинает Барри с чего-то вальяжного, будто играет на "лесной" сцене фестиваля Big Chill (кажется, эти треки он издавал не как Boxcutter, а под своим настоящим именем), но от трека к треку потихоньку прибавляет в динамике. Минут через двадцать зал уже во всю отплясывает под развеселый электрофанк, спродюсированный на современный лад. Народ, похоже, знал, куда идти – зал полон, на входе очередь, что для пяти часов вечера и третьего дня, когда народу на фестивале уже и не так много, явление редкое. Барри излучает абсолютное счастье – кланяется публике в редких паузах, улыбается в тридцать два зуба и произносит какие-то благодарственные речи, которые, конечно, не разобрать – во-первых, у него нет микрофона, во-вторых, говорит он с жутким акцентом. Во второй половине Барри еще взвинчивает темп и разгоняется почти до Squarepusher'а. Сбивчатые "олдскульные" ритмы, эйсидные рифы и легкомысленные мотивы. В ableton dome уже начинает Global Goon, но мысль о том, чтобы уйти отсюда ради чего бы то ни было, кажется абсурдной. Барри снова выдал едва ли не лучший лайв фестиваля.

При первых же звуках техно от Люка Эббота (Luke Abbott), вся арена дружно ломится на выход. Следуем этой дорогой и мы, но на Global Goon, конечно, уже не попасть. Очередь стоит не двигаясь. Уходить, впрочем, тоже смысла нет – следующим здесь играет A Guy Called Gerald, а на других аренах всё равно нет ничего интересного. Джеральд Симпсон (Gerald Simpson) сулился сыграть "proto-acid"-сет, но в действительности крутит чудесное ретроградское электро начала восьмидесятых в духе Afrika Bambaataa и Jonzun Crew. В отличие от Марка Арчера, Симпсон отлично подружился с новыми технологиями и играет не с пластинок, а с модного "макинтоша". Электро сменяется чикагским хаусом и ранним техно. Похоже, Джеральд выстроил сет в хронологическом порядке.

По сравнению с дневной программой в ableton dome успел смениться виджей, и этот обращается с проекциями куда более искусно. Вместо того, чтобы проецировать на стены шатра мелькающие узоры, он умело использует форм-фактор шатра и регулярно балуется с эффектом, когда потолок то словно падает на зрителей, то наоборот уезжает от них. С грохочущим техно всё это прекрасно гармонирует. Пройдя через дежурный набор эйсид-хаус классики, который я слышу здесь уже, кажется, четвертый раз, Джеральд радостно выруливает на какой-то тупняк из девяностых. Похоже, нам пора сменить площадку.

В Jak:Bloc диджеит Жак Грин (Jacques Greene), питомец неплохого шотландского лейбла LuckyMe, пропагандирующего всевозможный новый фанк. Примерно такое и играет Жак – грувоносная ломаная музыка, достаточно мелодичная для того, чтобы её было нескучно слушать в отрыве от клубного звука. Это, определенно, хорошо. Записываем в открытия.

Следующим вахту принимает Мэтт Катлер (Matt Cutler), он же Lone – модный продюсер, входящий в обойму Warp Records, но ничего пока там не выпустивший. Визуально – унылый лаптоппинг, даже контроллера нет. Музыка неплоха, хотя и не поражает. Lone начинает с собственных треков (околодетройтское ретро-техно по заветам Деррика Мея (Derrick May)), а где-то к середине скатывается в хорошую в теории, но уже невероятно надоевшую здесь олдскул-классику. Заслышав в пятый раз за сегодня Adonis "No Way Back", мы тянемся к выходу.

Пора, наконец, заглянуть на красную арену, где сегодня целый вечер буйствует дабовый шоукейз под патронажем хорватского фестиваля Outlook. Внутри происходит настоящий рейв для растаманов – толпа пляшет под зажигательную раггу от Irration Steppas. Вообще развлекалово от ямайцев это для британского фестиваля почти обязательный номер. Музыку эту здесь любят, и отдыхать от электроники приходят именно на такое. На сцене два колоритнейших персонажа – человек-гора в балахоне и бандане и шупленький бородач в огромном ямайском берете, сидящем на нем как чалма. С исполнительским искусством чуваки не заморачиваются, голосят себе под "минус" и никого этим не смущают, благо со зрелищностью у этой парочки проблем нет.

"Степпаз" даже избегают главной болезни даб-коллективов – однообразия. У этих есть вещи побыстрее и повеселее (почти ранний Asian Dub Foundation), есть солнечная расслабленность, а есть меланхолия и даже рефлексия. Особенно хорош распространенный у даб-музыкантов аттракцион "заяц – волк", когда оба вокалиста кричат "Irration!", а зал должен отвечать "Steppas!".

На главной арене пощелкивает своим минимализмом Matthew Dear. На фоне кислотной передозировки это даже можно послушать минут пятнадцать, но лучше бы он, конечно, был с группой и вместо того чтобы стучать, спел бы песен. Скоро здесь начинается финальное шоу "Блока-2011", трехчасовой лайв группы LBS под предводительством Лорана Гарнье (Laurent Garnier).

LBS при ближайшем рассмотрении оказывается урезанным составом группы, с которой Гарнье откатал мировое турне в поддержку диска "Tales of a Kleptomaniac". "L" это сам Лоран, дирижер "оркестра". "B" – клавишник Бенджамин Рипперт (Benjamin Rippert), "S" – еще один электронщик Scan X, отвечающий, по всей видимости, за биты. За бортом остались гитара и саксофон, но для такой музыки, как играют сегодня французы, они и не нужны. Если лайв к "Клептоману" был эклектичной подборкой танцевальной электроники последних двадцати лет от джаззи-хауса до дабстепа, то LBS чётко следуют концепции "играть техно".

Техно в понимании этой троицы это, к счастью, не немецкий минимал и не зубодробительная жесть в духе того, что играл здесь Марк Белл (Mark Bell), а, скажем так, слегка прокачанный детройт. В их музыке есть мощный ритм, но нет агрессии, звучит она скорее мягко, к тому же французам выставили весьма корректный, если не сказать чуть тиховатый звук, что идет им исключительно на пользу. Поначалу идея о том, что LBS собираются играть так три часа, кажется абсурдом, но час пролетает практически незаметно. У Лорана и компании длинные треки, в них есть импровизация (отвечает за это, конечно же, Рипперт), при этом частенько можно различить в потоке знакомые нотки – то "Back to My Roots" проскользнет, то "Gnanmankoudji" без соло, то что-то совсем старое. Это не концерт, состоящий из разнородных песен, как бывает обычно у Гарнье, а одна длинная композиция-путешествие. Ровно то, что нужно под финал фестиваля. Последняя картина фестиваля - прохаживающийся по залу человек-самолёт. Уж не знаю, кого из супергероев тот копирует, но выглядит очень эффектно.

Пора подводить итоги. "Блок" с каждым годом становится всё масштабнее и создается ощущение, что еще пару лет, и он уже перестанет умещаться в Батлинсе, а хедлайнерами на большой арене будут уже не LFO и Афекс Твин, а кто-нибудь масштаба Бьорк (Bjork). Это скорее минус. Смотреть звезд на фестивалях – удовольствие сомнительное, да и любим мы "Блок" скорее за камерность и обилие музыкантов типа Digitonal, d'Arcangelo, Yimino и Ульриха Шнаусса (Ulrich Schnauss). Однако пока всё это здесь есть, за что и спасибо организаторам. В этом году практически не было серьезных разочарований – все, от кого ждали чего-то яркого, свой уровень подтвердили. Единственной ложной дегтя стало относительно низкое качество лайвов (найти музыканта с клавишами в этот раз было непросто), но впрочем "Блок" никогда не делал упор на исполнителей. Главным же сюрпризом, пожалуй, стало обилие приличного техно (в противовес Москве с её модой на третьесортный минимал) и целая серия неплохих сетов uk-funky и прочей пост-дабстеповой веселухой.

22.03.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: