ФЕСТИВАЛЬ  Bloc Weekend 2011: Аппарат естественного дыхания

Первый день британского фестиваля Bloc Weekend: LFO подтвердил статус хедлайнера, Magnetic Man не поразили, а Apparat не разочаровал.

В этом году на Блок решено ехать на поезде. Фестивальные автобусы из Лондона это, конечно, круто и весело, но трястись по пробкам шесть часов невероятно ломает. Поезда прямо до Майнхеда нет, но можно доехать до города Тонтон и оттуда подъехать местным автобусом. Застряв на пересадке, успеваем этот самый Тонтон бегло осмотреть, там оказывается буквально всё что нужно для счастья – тройка красивых старых башен, этническая еда, афиши вечеринки с Крисом Либератором (Chris Liberator) и даже самый настоящий рекорд-шоп с винилом, копаться в котором правда нет времени.

Еще один плюс приезжать своим ходом – не попадаешь в толкучку на входе. Процесс получения ключей от домика, обмена билетов на браслеты и собственно заселение занимают минут 15. Расписание выступлений заранее не публикуется, его здесь выдают на входе, поэтому первые новости с Блока всегда плохие – первым делом смотришь, что уже пропустил (приехать сюда к самому началу непросто) и что не увидишь из-за того, что любимый артист совпал с еще более любимым или играет в пять утра.

В этот раз по этой части всё плохо. Уже отыграли отличные электро-люди ADJ и 214, а тусовка голландцев во главе с Legowelt и Orgue Electronique играет с четырех утра. На последний сет этого блока, нахваленную друзьями девушку Матильду (Matilda), правда, можно уже встать – она играет с девяти утра. Обход фестиваля начинается для нас с Ed DMX и снова облом – Эд играет на новой площадке, в шатре Ableton Dome, на вход туда стоит огромная очередь, потому как другие площадки еще попросту не открылись. Эда приходится слушать из-за дверей. Играет он веселый аблетоновый мэшап из своих "песенных" хитов – тут вам и старье вроде “Street Boys”, и свеженькая "The Game". А завтра в этом шатре имени Аблетона играет Марк Арчрер (Mark Archer) из Altern8. Как бы на него просочиться, не занимать же очередь за час – пропустишь еще кого-нибудь…

Идем на красную арену. Здесь свои унылые даб-техно мотивы заводит Даниэль Метео (Daniel Meteo). В начале дабовое тесто он чуточку разбавляет хип-хопом, но быстро съезжает в однообразные лупы. Почему-то немецкие диджеи скатываются в такое с почти стопроцентной вероятностью. Следующим тут заявлен Siriusmo. Длинноволосый парень из густого дымового облака играет Justice-образное перекачанное электро. Компьютера перед ним нет, синтезаторов тоже. Похоже, чувак просто заводит треки с CD-карманов. Интересные треки попадаются, но в основном музыка не впечатляет, тем более что от альбома этот "лайв" отличается минимально. Года четыре назад этим сплющенным звуком кого-то можно было удивить, а сегодня – однозначный "незачёт".

На дабстеп-арене (которая почему-то называется TecBloc) играет Mala. Как и большинство дабстеп-артистов, Мала не играет свои треки живьем, а только диджеит, но диск-жокей из него отменный. К тому же в паре с ним выступает колоритный эм-си, черный дядька с дредами (сам Мала, к слову, выглядит так же). Музыка у Малы злая и минималистичная, но не без экспериментов. Воббл выводит какие-то уж совсем хитро синкопированные рисунки, под которые "мастер церемоний" начитывает свои вдохновенные речи. Звук – что надо, особенно у сцены. Громко, но четко. В первых рядах, синхронно вскидывая вверх руки, рубится группка юных адептов дабстепа. По ощущениям все это напоминает какое-то первобытное религиозное действо.

Открытие дня – персонаж по имени Lando Kal. Чернокожий паренек с "платформой" на голове (прямо молодая Грейс Джонс (Grace Jones)) играет зажигательную смесь из электро, вонки и IDM – сбивающийся танцевальный бит, пульсирующий бас, то и дело уходящий в дабстеповое уханье и пёстрая нарезка из вокальных сэмплов. Технически вроде бы ничего особенного не делает (лаптоп с контроллерами), но музыка великолепная и для танцев и для "просто послушать". К тому же парень – перформер от природы, на него и смотреть интересно, и с публикой он взаимодействует. Вообще, маленькая арена Jak Bloc, пожалуй, самая удачная в этот раз, по крайней мере, по атмосфере и звуку.

На красной арене (второй по величине) успеваем застать конец сета Иконики (Ikonika). Девочка диджеит довольно самобытный гибрид дабстепа и техно, местами вполне интеллигентного, почти орбиталовского, местами туповатого. Жалко, что не лайв – её собственные треки я бы с удовольствием послушал, а здесь интересные вещи щедро разбавлены шлаком. Публика, однако, пляшет.

В 11 вечера здесь начинает Apparat. От него я тоже почему-то жду диджей-сета (его главное выступление здесь – завтрашний лайв Moderat, а сегодняшний Modeselektion showcase выступает в роли пре-пати, этакая вечерняя зарядка), но Саша достает лаптоп и заводит "Fractales". Сегодня будет "своё". Технически лайв Аппарата не меняется много лет, это танцевальный микс из треков, разобранных на куски. Саша то на ходу собирает эту головоломку, то наоборот, корёжит и ломает, выкручивая ручки эффектов. Но вот музыка с 2006-го изменилась заметно, поменялся какой-то общий грув. Тогда это был почти брейкс, разбавленный электро и IDM, теперь – скорее дабстеп. Пусть и без воббловых запилов, но с очень характерным, чисто аппаратовским ритмическим рисунком. Вторым же треком Саша выдает невероятно красивую вещь, мелодичную и духоподъемную, с очень красивыми пэдами на заднем плане. Если новый альбом будет таким, я буду безмерно счастлив. Лайв, конечно, далеко не весь такой – тут и без техноидных штук не обходится, и без сильно перелопаченных старых хитов. Зачем-то в сольном сете Саша играет много Модерата, лишенного вокала и ремикшированного на клубный манер. Но публика именно на эти вещи реагирует особенно резво. "Rusty Nails" встречают как хит. А по мне бы лучше ремикс на Ladytron сыграл. Но лайв все равно неплохой.

Отказав Modeselektor (в прошлый раз они были просто отвратительны), отправляемся смотреть на Magnetic Man. Skream и Benga здесь частые гости, в прошлый раз на их "back 2 back"-сете была настоящая давка, а в этот раз их совместному проекту дали статус едва ли не главных хедлайнеров фестиваля и выпустили на главную арену. На сцене три человека с лэптопами (у одного из них, кажется, есть и клавиши, но снизу не разглядеть) плюс дредоносный эм-си, очень напоминающий манерой Максима из Prodigy. Вокалисток Magnetic Man с собой не возит, их голоса звучат в записи. Общее впечатление от этого сильно портится, человеческого фактора этим трем силуэтам с компьютерами отчаянно не хватает (парни все-таки претендуют на статус поп-группы), и одним MC тут никак не обойтись.

Но за исключением "фанерности" голоса, слушается лайв неплохо, благо группа чередует почти R&B-шные хиты с агрессивными дабстеповыми запилами. Перед одним из медленных треков в зале гаснет свет и зрителям предлагается поднять зажигалки или телефоны "за тех, кто сейчас в Токио". Ну а под конец, конечно, играется хит "One Perfect Stranger" с вокалом Кейти Би (Katy B). Будем надеяться, что летом на "Сонаре" они все же сыграют её вместе, благо Кейти Би тоже заявлена на тот фестиваль в качестве соло-артиста.

В перерыве перед выступлением главного хедлайнера первой ночи, LFO, отправляемся поглядеть на модных диджеев. На двух аренах поменьше параллельно играют Joy Orbison и Jamie XX. Несмотря на разный бэкграунд от диджей-сета музыканта из The xx вполне можно было ждать сета, почти целиком состоящего из пауз, между которыми он иногда заводит тихие пластинки), играют они довольно сходную музыку – бодрую танцевальную машанину из uk garage, вонки, дабстепа и старого брейкбита. Только у Орбисона картина получается чуть более мрачная, а у Джейми – оптимистичная, с залетами в электрофанк и мутировавший почти до неузнаваемости R&B.

К выступлению LFO, заявленному на 1.30 ночи, вокруг становится некомфортно. В залах натоплено так, что вспоминаешь прошлое лето в Москве, дышать нечем. Вокруг неожиданно много обдолбосов и просто очень нетрезвых людей – то ли их развезло от жары, то ли британцы решили ударно начать уикенд, в общем, в кои-то веки на "Блоке" ощущается сильный социальный дискомфорт. К сцене лезть даже не стоит, но нетрудно найти комфортное местечко вдалеке, где при этом отлично видно и слышно (благо, звук на главной арене вообще очень хорош).

На сцене одинокий Марк Белл (Mark Bell) (второй участник, Газ Варли (Gaz Varley) покинул группу после альбома "Advance") в сопровождении компьютера и неопознанного синтезатора. За ним – экран с видеопроекциями в духе The Designers Republic, мелькающие геометрические фигуры, очень подходящие к саундтреку. Играет Марк довольно злое техно. Поначалу меня это даже расстраивает, была призрачная надежда, что нам сыграют что-нибудь типа "Nurture", но увы. Однако в происходящем быстро удается найти смысл. Нет, Белл не играет "клубняк", он не упрощает свои треки для концертов (как это делают многие электронщики), а наоборот усложняет, делает музыку более агрессивной и менее удобоваримой. Чем-то его концерт напоминает прошлогоднее выступление Fuck Buttons на "Сонаре", только у LFO сильнее выражен ритм и шумовые текстуры менее однородные. Общий грув похож на трек "Mummy, I've Had An Accident..." с альбома "Sheath", который Белл, разумеется, тоже играет.

Ближе к середине, Марк начинает вплетать в поток сильно ускоренные фрагменты старых вещей. Иногда бит ломается и тогда музыка превращается в предельно агрессивный IDM в духе альбома Speedy J "A Shocking Hobby". Абсолютный хайлайт всего выступления и вообще первого дня – вписанная в самую середину концерта старая вещица "Tied Up", разогнанная и порубленная в фарш. Вскоре появляются и другие "хиты" – искореженная "LFO" и, разумеется, "Freak", под который рейверы скачут в дружном экстазе. Блеск. Такого удовольствия от техно, я не испытывал, наверное, лет десять. Немецкие минималисты завели жанр в тупик, но британцы, кажется, способны его оттуда вывести. А для нас на сегодня, пожалуй, всё. Пора бы и поспать.

16.03.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: