SCORN  Между битом и наковальней

Экс-барабанщик Napalm Death и праотец индустриального дабстепа Мик Харрис выступит в Москве с соло-проектом Scorn.

Корни музыкальных жанров зачастую ведут совсем не туда, куда по идее должны бы. И если давние связи Алекса Паттерсона (Alex Patterson) с группой Killing Joke удивляют, но не поражают, то появление в биографии сразу нескольких современных электронщиков строчки "начинал карьеру в Napalm Death" основательно сбивает с толку. Меж тем, именно из ранних составов бирмингемской грайндкор-банды вышли и Джастин Броудрик (Justin Broadrick), ныне известный по проектам Techno Animal, Pale Sketcher, Final и Jesu, и Мик Харрис (Mick Harris), чье имя нынче связывается в первую очередь со Scorn и Lull. О нем-то и пойдет речь.

Вдоволь наигравшись металла в восьмидесятые, Харрис решил попробовать себя в новом качестве и в 1991-м основал группу Scorn. "Группу", потому что в первом составе Мик был не один. Поначалу, Харрис сагитировал на эксперимент еще и Николаса Баллена (Nicholas Bullen) по прозвищу Ник Напалм, бас-гитариста, вокалиста и, между прочим, одного из основателей Napalm Death. Уже упоминавшийся тут Джастин Броудрик тоже время от времени присоединялся к группе в роли свободного художника.

Увлечься электроникой в начале девяностых было логично – тогда казалось, что синтезаторы и прочие "умные коробки" это единственный путь развития. Но вот с легкостью променять ударную установку на сэмплер - ход для барабанщика довольно радикальный. Музыка Scorn, как и следует проекту, основанному басистом и ударником, закручивалась от ритм-секции, но ни о каких танцах, разумеется, речи не шло. Тяжелый, как удары молота о наковальню, бит выстукивал практически трип-хоповые петли, под которыми даже не прослушивался, а чувствовался телом глубокий дабовый бас. А вместо привычных для музыки тех времен монотонного речитатива, тоненького и печального женского голоса и легких приджазованных клавиш, Харрис и Баллен начиняли свои треки индустриальным шумом, дарк-амбиентными текстурами и доносящимся откуда-то издалека воем расплющенных гитар. Если к трип-хопу прицепить приставки "death" и "doom", получился бы именно Scorn.

К 1995-му Мик остался в одиночестве и к этому моменту окончательно очертил сферу своих интересов. Индастриал, даб и экспериментальная электроника – вот что вдохновляло Харриса в тот момент. О том, с чем Мик водил дружбу, проще всего сделать вывод по ремикс-альбому "Ellipsis", где вместе собраны Coil, Билл Ласвелл (Bill Laswell, с которым Харрис еще с начала девяностых сотрудничал в проекте Painkiller), Scanner, Autechre и Meat Beat Manifesto.

В 2002-м Scorn выпустил десятый за десять лет альбом "Plan B" (к этому моменту Харрис был подписан на лейбл Hymen) и казалось, история постепенно завершается. Армию последователей Мик не вырастил, да и собственную нишу выработал полностью. И тут появился дабстеп. Не то, чтобы Харриса немедленно признали праотцем жанра – угрюмая молодежь из южного Лондона чтила джангл, гэрридж и хип-хоп. Но для тех, в чьем бэкграунде была не только черная музыка, но и индастриал (а таковых было немало) Scorn был абсолютным, непререкаемым идолом.

Для того, чтобы вписаться в дабстеповую среду, Мику оставалось лишь слегка подкрутить бас – сплющить компрессором и добавить высокочастотных гармоник. И если Meat Beat Manifesto, еще одни прото-дабстепперы, присоединившиеся к большой волне, осовременившись, подрастеряли своё узнаваемое лицо, то Харрис остался самим собой. Кувалдообразный бит выдает экс-барабанщика Napalm Death с головой.

В роли хедлайнера номер два (а привозить по несколько артистов сразу уже становится для arcto promo доброй традицией) в этот раз выступит проект Sumberged, детище американца Курта Глака (Kurt Gluck). Его музыку проще всего было бы назвать брейк-кором, если бы не стремление экспериментировать с живым звуком. С одной стороны – перегруженные драм-н-бассовые лупы и предельно агрессивный цифровой бас, очень напоминающий всё того же Мика Харриса. С другой – джазовые запилы и злоба, характерная скорее для экстремальных проектов Джона Зорна (John Zorn). Неспроста на его последнем альбоме засветились уже упоминавшийся тут Билл Ласвелл и японский трубач Тошинори Кондо (Toshinori Kondo).

Scorn & Submerged
Москва, клуб "16 тонн"
17 марта 20:00

28.02.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

SCORN - свежие публикации:

Сайт: www.mickharris.net

SCORN

Дата рождения:

15 августа 1969