Московским концертом Iron Maiden открыли вторую часть тура в поддержку нового альбома "The Final Frontier". Для всех отечественных поклонников группы - событие более, чем знаковое: мы ждали от британцев новой, свежей программы, а не просто сборного концерта хитов. Требование вполне обоснованное: "The Final Frontier" явно станет одной из самых успешных работ группы. Хотя этот успех носит скорее медийный, нежели комерческий характер: он занял первое место в чартах тридцати с линим стран, а на верхнюю строчку британского чарта попал сраз же после выхода - такого с Maiden не было с 1992 года, со времен выхода эпического "Fear Of The Dark". Так что и шоу должно было быть альбому под стать.
Привозить вместе с собой беспутных детей, чтобы окончательно не отбились от рук – хорошая традиция в стане Maiden. В прошлом году королей британского металла разогревала дочка Стива Харриса (Steve Harris), длинногривая Лорен (Lauren Harris), а в этом году родительские чувства решил проявить вокалист Брюс Дикинсон (Bruce Dickinson). Из большой любви, сына своего Остина (Austin Dickinson) Брюс в детстве, видать, мало порол, но к хорошей музыке приучил, и мало того - передал чаду умение неплохо петь. Но вокал вокалом, а музыкальные вкусы юного дарования заметно и не в лучшую сторону отличаются от папиных. Вместе с кучкой идеологически близких оболтусов он сколотил мяталкоровую группу Rise to Remain, которая с переменным успехом катается по разным фестивалям, но теперь была взята в качестве разогревающей команды для части концертов турне.
Сперва зрители оценивали внешность вокалиста (естественно, похож), потом уже голос (тоже похож, когда поет чистым звуком), ну, а потом уже - саму группу. Играли ребята, надо сказать, мощно и ровно: как и принято, термина "сбиваться" у английских коллективов просто не существует. Но звук у Rise To Remain оказался выстроен нечеловечески неровно: бочка барабанщика Пэта Ланди (Pat Lundy) заглушала все живое. Кроме того, Остин, видимо, от творческой незрелости, пытался много и часто гроулить, а вот это ему, с его хорошими вокальными данными, категорически противопоказано. Ну и последнее замечание, исключительно по визуальной части: братцы, если не отрастили хаера - нет смысла особо мотать головой, это вызывает ассоциацию не с королями металла, а с китайской собачкой на торпеде автомобиля.
Хотя стоит отдать должное - чувство меры ребята имели. Видимо, все же чуткий отец предупредил сына о том, кто и зачем придет на концерт, попросив особо не терзать психику бедных рокеров. Но отшлепать парня все равно стоило бы, хотя бы за пролетарское обилие мата - слово "fuck" из уст Остина прозвучало не одну сотню раз, хотя играли Rise To Remain всего минут тридцать.
Но вот зажигаются экраны - и начинается вступительный футуристический ролик к альбому "The Final Frontier". Кровавые зубищи Эдди, космические пейзажи - эстетика новой программы смахивает на нечто среднее между творчеством Джеймса Камерона и Ханса Руди Гигера. Новые опасные миры, космос, тайны, опасности, ужасы, страсти - все почти по-настоящему. И вот - под ураганную дробь Нико МакБрейна (Nico McBrain) на сцене возникает Maiden. Шоу началось!
И - не подвели, не разочаровали. Прежде всего, конечно же, подбором песен. Нет, это никакой не выезд на прошлых заслугах - это новая, свежая и хорошо продуманная программа, которая претерпела существенные изменения по сравнению с тем, что Maiden играли летом на фестивалях. Теперь в сет листе появились новые вещи и, надо сказать, они составляют неплохую конкуренцию старым хитам. Стартовые "Satellite 15… The Final Frontier" и "El Dorado" пробирают до дрожи.
Дикинсон носится по сцене заведенным волчком, то вскакивая на циклопические декорации, то выбираясь на авансцену и "раскачивая" зал. Кажется, что он не намерен останавливаться и будет, как и летом, "гнать" программу нон-стоп. Но после "2 Minutes To Midnight" Нико МакБрейн уже пытается вступить с отсчетом, как Дикинсон неожиданно прерывает его: "Погоди-ка!". МакБрейн, естественно, сбивается, и Дикинсон, ехидно хохотнув, замечает: "Ну, что, один-ноль в твою пользу!", после чего пускается в длинные и пространные рассуждения о том, что играть сегодня они будут совсем новые, совсем старые песни, а еще такие песни, про которые "вы даже забыли, что они у нас есть". "В общем", - продолжает ехидничать Дикинсон, - "у нас впереди длинный концерт".
Концерт, действительно, длинный - свыше двух часов, и не хочется, чтобы он завершался. Вот на "Dance Of Death", Дикинсон раскачивается, подсвеченный алыми фонарями, а в серединной части взрывается диким воплем гитара Дейва Мюррея (Dave Murray), что вместе с басом Харриса плетет упругую структуру, на которую нанизываются партии ЯНика Герса (Janick Gers) и Эдриана Смита (Adrian Smith). Герс становится вторым главным шоуменом вечера: он регулярно закручивает свой "Стратокастер" на ремне вокруг шеи и подбрасывает его кверху. О бесчисленных "мельницах" даже не стоит упоминать - на подобные эффекты Герс не обращает внимания, они у него происходят автоматически.
"Blood Brothers", которую на летних концертах Дикинсон посвящал памяти Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio), в этот раз он предварил длинным "распевом" с залом, после чего сообщил, что теперь "мы с вами - кровные братья!". Тоже отличный подход к делу!
Была сыграна и неизменная "The Trooper", в которой Дикинсон по традиции выбежал в британском военном кителе, размахивая "юнион джеком". На "fear Of The Dark" случился очередной сеанс хорового пения, а явление нового Эдди произошло на завершающей основную часть концерта "Iron Maiden". Обновленный маскот (ровно такой же, как и на обложке новой пластинки) вальяжно прошелся по сцене, попытался картинно отобрать гитары и Мюррея и Герса (на герсовой гитаре он даже дернул пару струн), и медленно, с достоинством, удалился.
Ну, а на бис случился форменный бенефис Харриса - даже оторопь берет, как после двух часов концерта он может продолжать играть такие скоростные партии, как в бисовых "The Number of the Beast" и "Hallowed Be Thy Name". После этих номеров Дикинсон водружает на голову огроменный треух и лихо отплясывает "казачка". Шапка сваливается - "Черт, как же ее носят?" - удивленно хмыкает Брюс. И лишь на финальной "Running Free" кажется, что музыканты позволяют себе чуть-чуть расслабиться: Дикинсон уже не форсирует высокие ноты, а вся тройка гитаристов все чаще принимает картинные позы. Но все равно - фантастическая энергетика валит со сцены неудержимой лавиной.
Раскидав медиаторы, палочки и пластик с барабанов в публику, музыканты уходят, пообещав вернуться. И вот тепеь становится понятно: слухи о том, что нынешние альбом и тур - прощальные, скорее всего, лишены всякого основания.
Перед нами - не просто отцы-основатели. Перед нами - лучший образец своего жанра. Более мощного и качественного шоу даже трудно представить. Почти недостижимая планка, преодолеть которую смогут, разве что, сами Iron Maiden. Следующим туром и следующим альбомом.
Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...
Подробности из жизни:
Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)