IRON MAIDEN  Недетские игры

Iron Maiden туром в поддержку альбома "The Final Frontier" установили новую планку для металлических концертов. Планку, преодолеть которую смогут только они сами.

Московским концертом Iron Maiden открыли вторую часть тура в поддержку нового альбома "The Final Frontier". Для всех отечественных поклонников группы - событие более, чем знаковое: мы ждали от британцев новой, свежей программы, а не просто сборного концерта хитов. Требование вполне обоснованное: "The Final Frontier" явно станет одной из самых успешных работ группы. Хотя этот успех носит скорее медийный, нежели комерческий характер: он занял первое место в чартах тридцати с линим стран, а на верхнюю строчку британского чарта попал сраз же после выхода - такого с Maiden не было с 1992 года, со времен выхода эпического "Fear Of The Dark". Так что и шоу должно было быть альбому под стать.

Привозить вместе с собой беспутных детей, чтобы окончательно не отбились от рук – хорошая традиция в стане Maiden. В прошлом году королей британского металла разогревала дочка Стива Харриса (Steve Harris), длинногривая Лорен (Lauren Harris), а в этом году родительские чувства решил проявить вокалист Брюс Дикинсон (Bruce Dickinson). Из большой любви, сына своего Остина (Austin Dickinson) Брюс в детстве, видать, мало порол, но к хорошей музыке приучил, и мало того - передал чаду умение неплохо петь. Но вокал вокалом, а музыкальные вкусы юного дарования заметно и не в лучшую сторону отличаются от папиных. Вместе с кучкой идеологически близких оболтусов он сколотил мяталкоровую группу Rise to Remain, которая с переменным успехом катается по разным фестивалям, но теперь была взята в качестве разогревающей команды для части концертов турне.

Сперва зрители оценивали внешность вокалиста (естественно, похож), потом уже голос (тоже похож, когда поет чистым звуком), ну, а потом уже - саму группу. Играли ребята, надо сказать, мощно и ровно: как и принято, термина "сбиваться" у английских коллективов просто не существует. Но звук у Rise To Remain оказался выстроен нечеловечески неровно: бочка барабанщика Пэта Ланди (Pat Lundy) заглушала все живое. Кроме того, Остин, видимо, от творческой незрелости, пытался много и часто гроулить, а вот это ему, с его хорошими вокальными данными, категорически противопоказано. Ну и последнее замечание, исключительно по визуальной части: братцы, если не отрастили хаера - нет смысла особо мотать головой, это вызывает ассоциацию не с королями металла, а с китайской собачкой на торпеде автомобиля.
Хотя стоит отдать должное - чувство меры ребята имели. Видимо, все же чуткий отец предупредил сына о том, кто и зачем придет на концерт, попросив особо не терзать психику бедных рокеров. Но отшлепать парня все равно стоило бы, хотя бы за пролетарское обилие мата - слово "fuck" из уст Остина прозвучало не одну сотню раз, хотя играли Rise To Remain всего минут тридцать.

Но вот зажигаются экраны - и начинается вступительный футуристический ролик к альбому "The Final Frontier". Кровавые зубищи Эдди, космические пейзажи - эстетика новой программы смахивает на нечто среднее между творчеством Джеймса Камерона и Ханса Руди Гигера. Новые опасные миры, космос, тайны, опасности, ужасы, страсти - все почти по-настоящему. И вот - под ураганную дробь Нико МакБрейна (Nico McBrain) на сцене возникает Maiden. Шоу началось!

И - не подвели, не разочаровали. Прежде всего, конечно же, подбором песен. Нет, это никакой не выезд на прошлых заслугах - это новая, свежая и хорошо продуманная программа, которая претерпела существенные изменения по сравнению с тем, что Maiden играли летом на фестивалях. Теперь в сет листе появились новые вещи и, надо сказать, они составляют неплохую конкуренцию старым хитам. Стартовые "Satellite 15… The Final Frontier" и "El Dorado" пробирают до дрожи.

Дикинсон носится по сцене заведенным волчком, то вскакивая на циклопические декорации, то выбираясь на авансцену и "раскачивая" зал. Кажется, что он не намерен останавливаться и будет, как и летом, "гнать" программу нон-стоп. Но после "2 Minutes To Midnight" Нико МакБрейн уже пытается вступить с отсчетом, как Дикинсон неожиданно прерывает его: "Погоди-ка!". МакБрейн, естественно, сбивается, и Дикинсон, ехидно хохотнув, замечает: "Ну, что, один-ноль в твою пользу!", после чего пускается в длинные и пространные рассуждения о том, что играть сегодня они будут совсем новые, совсем старые песни, а еще такие песни, про которые "вы даже забыли, что они у нас есть". "В общем", - продолжает ехидничать Дикинсон, - "у нас впереди длинный концерт".

Концерт, действительно, длинный - свыше двух часов, и не хочется, чтобы он завершался. Вот на "Dance Of Death", Дикинсон раскачивается, подсвеченный алыми фонарями, а в серединной части взрывается диким воплем гитара Дейва Мюррея (Dave Murray), что вместе с басом Харриса плетет упругую структуру, на которую нанизываются партии ЯНика Герса (Janick Gers) и Эдриана Смита (Adrian Smith). Герс становится вторым главным шоуменом вечера: он регулярно закручивает свой "Стратокастер" на ремне вокруг шеи и подбрасывает его кверху. О бесчисленных "мельницах" даже не стоит упоминать - на подобные эффекты Герс не обращает внимания, они у него происходят автоматически.

"Blood Brothers", которую на летних концертах Дикинсон посвящал памяти Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio), в этот раз он предварил длинным "распевом" с залом, после чего сообщил, что теперь "мы с вами - кровные братья!". Тоже отличный подход к делу!

Была сыграна и неизменная "The Trooper", в которой Дикинсон по традиции выбежал в британском военном кителе, размахивая "юнион джеком". На "fear Of The Dark" случился очередной сеанс хорового пения, а явление нового Эдди произошло на завершающей основную часть концерта "Iron Maiden". Обновленный маскот (ровно такой же, как и на обложке новой пластинки) вальяжно прошелся по сцене, попытался картинно отобрать гитары и Мюррея и Герса (на герсовой гитаре он даже дернул пару струн), и медленно, с достоинством, удалился.

Ну, а на бис случился форменный бенефис Харриса - даже оторопь берет, как после двух часов концерта он может продолжать играть такие скоростные партии, как в бисовых "The Number of the Beast" и "Hallowed Be Thy Name". После этих номеров Дикинсон водружает на голову огроменный треух и лихо отплясывает "казачка". Шапка сваливается - "Черт, как же ее носят?" - удивленно хмыкает Брюс. И лишь на финальной "Running Free" кажется, что музыканты позволяют себе чуть-чуть расслабиться: Дикинсон уже не форсирует высокие ноты, а вся тройка гитаристов все чаще принимает картинные позы. Но все равно - фантастическая энергетика валит со сцены неудержимой лавиной.

Раскидав медиаторы, палочки и пластик с барабанов в публику, музыканты уходят, пообещав вернуться. И вот тепеь становится понятно: слухи о том, что нынешние альбом и тур - прощальные, скорее всего, лишены всякого основания.
Перед нами - не просто отцы-основатели. Перед нами - лучший образец своего жанра. Более мощного и качественного шоу даже трудно представить. Почти недостижимая планка, преодолеть которую смогут, разве что, сами Iron Maiden. Следующим туром и следующим альбомом.


Павел СУРКОВ и Иван КУРАНОВ,

12.02.2011, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

IRON MAIDEN - свежие публикации:

IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →