МУЗЫКА  Дым на лестнице в отель

Звуки вспоминают самые необычные кавер-версии песен, которые не рекомендуется играть в музыкальных магазинах.

В 1993 году судьба забросила меня в Самый Настоящий Американский Музыкальный Магазин. Магазин находился в городе Нью-Йорке и я, обалдевший от обилия Самых Настоящих музыкальных инструментов, схватил первый попавшийся под руку Stratocaster и помчался в кабинку для прослушивания. Закрывшись в кабинке, дрожа от нетерпения начать поскорее рубить рок, я увидел прикрепленный над усилителем листочек бумаги. На нем было написано: "Smoke On The Water. Stairway To Heaven. Hotel California". Поскольку среди перечисленных песен было ровно две трети моего тогдашнего исполнительского репертуара (играть "Hotel California" я не умею и по сей день), я решил поинтересоваться у продавца, к чему бы это. Добродушный темнокожий консультант довольно внятно растолковал мне, что эти три песни играть во время прослушивания не стоит - и так каждый первый "музыкант" норовит их сыграть. Ушки, знаете ли, вянут.

Говорят, что "правило трех песен" и по сей день живо во многих американских магазинах. В проджазованном до печенок Новом Орлеане список песен расширили, включив туда даже "Nothing Else Matters". Но это - в музыкальных магазинах. А вот закаверить любимую песню, пусть даже из "черного списка" - запретить невозможно, чем многие музыканты и пользуются.

Начнем с "Hotel California". Когда-то группа Eagles даже не помышляла о том, что они станут заложниками одной песни. Сочинили они свою самую главную композицию будучи уже вполне состоявшимися музыкантами (у них даже вышла компиляция лучших вещей). Но тут случился альбом "Hotel California" с одноименной песней, и все предыдущее творчество оказалось канувшим в Лету. Очередная road song зазвучала из всех радиоприемников и джукбоксов, обрекая самих Eagles на вечную борьбу с "хитом всех времен и народов". Пока что группа проигрывает: второго такого же хита сочинить не удалось, но зато "Hotel California" знают все. И с удовольствием каверят.

Специальный приз "За национальную идентичность" получают сразу несколько музыкантов. Почетная грамота достается Gipsy Kings, которые записали фламенко-версию на испанском языке. Песня стала чуть ли не популярнее оригинала, когда братья Итан и Джоэл Коэны включили ее в свой легендарный фильм "Большой Лебовски". Сами Eagles, кстати, назвали версию Gipsy Kings своим любимым кавером. Есть за что.

Но приз зрительских симпатий мы отдаем македонскому музыканту и телеведущему Игорю Джамбазову (Igor Džambazov). Патриотический пафос Игоря просто распирает - и он записал песню "Hotel Macedonia", воспевающую родную страну. Что думает по поводу этой кавер-версии группа Eagles, нам не известно. Но эффект поразительный: послушаешь Джамбазова - и прямо так и тянет в Македонию...

Самый экзотический кавер принадлежит корейской группе Roo'ra. Свое название они расшифровывали как "roots of reggae" и по каверу это заметно. В отличие от Gipsy Kings, текст корейцы решили не переводить и спели по-английски как умели. Результат налицо.

Но самым безумным кавером, конечно же, стоит признать версию калифорнийской (а какой же еще!) ска-группы SkaDaddyZ. Кавер стал настолько популярным, что многие даже не верили в его принадлежность неизвестным ребятам из Окснарда, и приписывали маститым NOFX. Магическая сила песни сыграла со Ska DaddyZ злую шутку - своих хитов у них так и не появилось, а вот "Hotel California" - запомнился...

Вторым номером нашего сборного концерта для ностальгирующих идут кавер-версии "Stairway To Heaven". Джимми Пейдж (Jimmy Page) и Роберт Плант (Robert Plant), в отличие от Eagles, заложниками "небесной лестницы" не стали. Но кавер-версии на эту песню отличаются совершенно сумасшедшим полетом фантазии. На австралийском ТВ даже выходила программа под названием "The Money Or The Gun", в каждом выпуске которой исполнялась новая версия "Stairway To Heaven". Всего таких версий получилось аж 25, а самой дикой из них стала версия композитора и шоумена Рольфа Харриса (Rolf Harris).

Из того же шоу и вот это безумие от австралийской команды The Beatnix, которые исполняли в стилистике мерси-бита не только битловские песни, но и чуть ли не все ключевые хиты мировой рок-музыки. Как оказалось, при правильном препарировании творение B>Led Zeppelin чертовски похожа на "She Loves You". Е-е-е!

Приз за классический подход к кавер-версиям получает Фрэнк Заппа (Frank Zappa). Он не просто переписал аранжировку хита, но и зациклил на ней всю программу тура 1988 года. Гитарное соло он заменил секцией духовых, от чего и без того мощное соло Пейджа приобрело новую эффектную окраску.

Ну и, наконец, песня, сыграть которую может, пожалуй, любой подросток, даже взявший в руки гитару три дня наза. Самый известный рок-рифф, основной рок-хит прошлого столетия - "Smoke On The Water"! Вот уж его-то перелопачивали вдоль и поперек, но рок-сущность, так или иначе из вылезала даже из самых странных кавер-версий. Вот, например, адский угар от Cannibal Corpse: даже животный гроулинг Джорджа Фишера (George Fisher) не ухудшил положения. Разве что песня превратилась в занятный аттракцион: кто разобрал хоть одно слово текста - тот молодец и получает печеньку.

А вот одно из самых титулованных исполнений хита: Джо Сатриани (Joe Satriani), Стив Вай (Steve Vai) и Джон Петруччи (John Petrucci) в туре "G3" зажигали так, что хоть святых выноси и успевай увертываться от металлического дождя гитарных соло.

Совсем по-другому решили эту песню Señor Coconut and his Orchestra : при помощи перкуссии и саксофона они "вытащили" латиноамериканскую основу композиции и превратили ее в ча-ча-ча.

Но гран-при каверов получают... как ни странно, сами Deep Purple. В 1989 году, на альбоме "Rock Aid Armenia", средства от которого пошли в помощь пострадавшим от землетрясения в Ленинакане и Спитаке, появилась новая версия песни. В ней авторам легендарной композиции помог весь цвет мировой рок-музыки: тут и Роджер Тейлор (Roger Taylor), и Брайан Мэй (Brian May), и Дэвид Гилмор (David Gilmour), и Алекс Лайфсон (Alex Lifeson), и Тони Айомми (Tony Iommi), и Брюс Дикинсон (Bruce Dickinson), и Джон Пол Джонс (John Paul Jones)... Так что даже старый и - напомним! - не рекомендуемый к проигрыванию в музыкальных магазинах хит может действительно помочь. Тогда, когда помощь нужна.

Ну, а что до молодых музыкантов - мы же понимаем, какую песню они будут играть на своей первой репетиции? Естественно, ту, которую знают наизусть и ту, которую не так уж сложно сыграть.

11.02.2011, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: