В 1993 году судьба забросила меня в Самый Настоящий Американский Музыкальный Магазин. Магазин находился в городе Нью-Йорке и я, обалдевший от обилия Самых Настоящих музыкальных инструментов, схватил первый попавшийся под руку Stratocaster и помчался в кабинку для прослушивания. Закрывшись в кабинке, дрожа от нетерпения начать поскорее рубить рок, я увидел прикрепленный над усилителем листочек бумаги. На нем было написано: "Smoke On The Water. Stairway To Heaven. Hotel California". Поскольку среди перечисленных песен было ровно две трети моего тогдашнего исполнительского репертуара (играть "Hotel California" я не умею и по сей день), я решил поинтересоваться у продавца, к чему бы это. Добродушный темнокожий консультант довольно внятно растолковал мне, что эти три песни играть во время прослушивания не стоит - и так каждый первый "музыкант" норовит их сыграть. Ушки, знаете ли, вянут.
Говорят, что "правило трех песен" и по сей день живо во многих американских магазинах. В проджазованном до печенок Новом Орлеане список песен расширили, включив туда даже "Nothing Else Matters". Но это - в музыкальных магазинах. А вот закаверить любимую песню, пусть даже из "черного списка" - запретить невозможно, чем многие музыканты и пользуются.
Начнем с "Hotel California". Когда-то группа Eagles даже не помышляла о том, что они станут заложниками одной песни. Сочинили они свою самую главную композицию будучи уже вполне состоявшимися музыкантами (у них даже вышла компиляция лучших вещей). Но тут случился альбом "Hotel California" с одноименной песней, и все предыдущее творчество оказалось канувшим в Лету. Очередная road song зазвучала из всех радиоприемников и джукбоксов, обрекая самих Eagles на вечную борьбу с "хитом всех времен и народов". Пока что группа проигрывает: второго такого же хита сочинить не удалось, но зато "Hotel California" знают все. И с удовольствием каверят.
Специальный приз "За национальную идентичность" получают сразу несколько музыкантов. Почетная грамота достается Gipsy Kings, которые записали фламенко-версию на испанском языке. Песня стала чуть ли не популярнее оригинала, когда братья Итан и Джоэл Коэны включили ее в свой легендарный фильм "Большой Лебовски". Сами Eagles, кстати, назвали версию Gipsy Kings своим любимым кавером. Есть за что.
Но приз зрительских симпатий мы отдаем македонскому музыканту и телеведущему Игорю Джамбазову (Igor Džambazov). Патриотический пафос Игоря просто распирает - и он записал песню "Hotel Macedonia", воспевающую родную страну. Что думает по поводу этой кавер-версии группа Eagles, нам не известно. Но эффект поразительный: послушаешь Джамбазова - и прямо так и тянет в Македонию...
Самый экзотический кавер принадлежит корейской группе Roo'ra. Свое название они расшифровывали как "roots of reggae" и по каверу это заметно. В отличие от Gipsy Kings, текст корейцы решили не переводить и спели по-английски как умели. Результат налицо.
Но самым безумным кавером, конечно же, стоит признать версию калифорнийской (а какой же еще!) ска-группы SkaDaddyZ. Кавер стал настолько популярным, что многие даже не верили в его принадлежность неизвестным ребятам из Окснарда, и приписывали маститым NOFX. Магическая сила песни сыграла со Ska DaddyZ злую шутку - своих хитов у них так и не появилось, а вот "Hotel California" - запомнился...
Вторым номером нашего сборного концерта для ностальгирующих идут кавер-версии "Stairway To Heaven". Джимми Пейдж (Jimmy Page) и Роберт Плант (Robert Plant), в отличие от Eagles, заложниками "небесной лестницы" не стали. Но кавер-версии на эту песню отличаются совершенно сумасшедшим полетом фантазии. На австралийском ТВ даже выходила программа под названием "The Money Or The Gun", в каждом выпуске которой исполнялась новая версия "Stairway To Heaven". Всего таких версий получилось аж 25, а самой дикой из них стала версия композитора и шоумена Рольфа Харриса (Rolf Harris).
Из того же шоу и вот это безумие от австралийской команды The Beatnix, которые исполняли в стилистике мерси-бита не только битловские песни, но и чуть ли не все ключевые хиты мировой рок-музыки. Как оказалось, при правильном препарировании творение B>Led Zeppelin чертовски похожа на "She Loves You". Е-е-е!
Приз за классический подход к кавер-версиям получает Фрэнк Заппа (Frank Zappa). Он не просто переписал аранжировку хита, но и зациклил на ней всю программу тура 1988 года. Гитарное соло он заменил секцией духовых, от чего и без того мощное соло Пейджа приобрело новую эффектную окраску.
Ну и, наконец, песня, сыграть которую может, пожалуй, любой подросток, даже взявший в руки гитару три дня наза. Самый известный рок-рифф, основной рок-хит прошлого столетия - "Smoke On The Water"! Вот уж его-то перелопачивали вдоль и поперек, но рок-сущность, так или иначе из вылезала даже из самых странных кавер-версий. Вот, например, адский угар от Cannibal Corpse: даже животный гроулинг Джорджа Фишера (George Fisher) не ухудшил положения. Разве что песня превратилась в занятный аттракцион: кто разобрал хоть одно слово текста - тот молодец и получает печеньку.
А вот одно из самых титулованных исполнений хита: Джо Сатриани (Joe Satriani), Стив Вай (Steve Vai) и Джон Петруччи (John Petrucci) в туре "G3" зажигали так, что хоть святых выноси и успевай увертываться от металлического дождя гитарных соло.
Совсем по-другому решили эту песню Señor Coconut and his Orchestra : при помощи перкуссии и саксофона они "вытащили" латиноамериканскую основу композиции и превратили ее в ча-ча-ча.
Но гран-при каверов получают... как ни странно, сами Deep Purple. В 1989 году, на альбоме "Rock Aid Armenia", средства от которого пошли в помощь пострадавшим от землетрясения в Ленинакане и Спитаке, появилась новая версия песни. В ней авторам легендарной композиции помог весь цвет мировой рок-музыки: тут и Роджер Тейлор (Roger Taylor), и Брайан Мэй (Brian May), и Дэвид Гилмор (David Gilmour), и Алекс Лайфсон (Alex Lifeson), и Тони Айомми (Tony Iommi), и Брюс Дикинсон (Bruce Dickinson), и Джон Пол Джонс (John Paul Jones)... Так что даже старый и - напомним! - не рекомендуемый к проигрыванию в музыкальных магазинах хит может действительно помочь. Тогда, когда помощь нужна.
Ну, а что до молодых музыкантов - мы же понимаем, какую песню они будут играть на своей первой репетиции? Естественно, ту, которую знают наизусть и ту, которую не так уж сложно сыграть.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)