IRON MAIDEN  Десять прекрасных дам

10 знаменитых шоу Iron Maiden: c головой, без головы, с самолетом и без голоса...

Когда мы говорим о thrash-metal, мы подразумеваем Metallica, Slayer и Pantera. Когда мы говорим о NWOBHM, первое, что нам приходит на ум, – это Iron Maiden. Своими убойными риффами эти мастодонты уже на протяжении более 30 лет раскачивают толпы фанатов по всему миру. Состав коллектива и репертуар за эти годы неоднократно менялся, но так ли это существенно, когда группа выпустила уже пятнадцатый студийный альбом, ничем не уступающий предыдущим по качеству, и явно не собирается на нём останавливаться?
Вскоре Москву ожидает новое знаменательное явление, но пока давайте вспомним, каким образом Iron Maiden завоевали себе репутацию героев металлической сцены. В нашем обзоре - 10 знаменитых шоу Iron Maiden: c головой, без головы, с самолетом и без голоса...

Свой дебютный "именной" альбом Iron Maiden выпустили в 1980 году, в тот момент, когда вся английская рок-эстрада равнялась на панков. Тот альбом не только в корне изменил лицо хеви-металлической сцены, но и создал яркий образ Maiden: воинственный зомби Эдди и утяжеленное "саббатовское" звучание. Публике новые герои пришлись по душе, и потому альбом сразу же попал на 4-е место в чартах.
Радуя население маленькими клубными концертами (в том числе и за пределами страны), Maiden постепенно набирали свою популярность, и уже к лету 1980 группа была готова дать свой первый концерт на большой арене. Он состоялся 20 июня в зале Rainbow Theatre в Лондоне. Это событие было снято на видео, вышедшее начале 1981 года, и позже, пересматривая те записи, Пол Ди'Анно (Paul Di Anno) со смехом говорил, что если присмотреться, можно увидеть, как у всех парней дрожат поджилки. Возможно, они дрожали бы и у Эдди, но злобный зомби на первых концертах еще не обзавелся конечностями: на сцене он присутствовал в виде огромной башки из папье-маше. Тем не менее, та, первая, концертная запись отобразила главное: восторженную и дикую реакцию публики, которая будет далее сопровождать Maiden на протяжении всей жизни.
Для столь молодой команды это был колоссальный успех, скажу я вам! Может быть, многие и не сочтут тот концерт самым интересным выступлением юных героев, но в нем уже чувствовалась фирмовая мэйденовская энергетика, которая смогла достучаться до самих патриархов глэма - KISS, быстро взявших британцев на разогрев.

В 1982 году, после замены Пола Ди'Анно лидер-вокалистом Брюсом Дикинсоном (Bruce Dickinson), группа записала легендарный "сотонинский" альбом “The Number of the Beast”. Даже сами Maiden не могли предвидеть успеха, который обрушился на их буйные головы. Диск быстро укрепился на первых позициях в мировых чартах. Настало самое время пуститься в тур “Beast on the Road”. В его рамках группа посетила 18 стран, включая Австралию и Новую Зеландию, и отыграла суммарно 180 шоу за 8 месяцев гастролей. В этом турне стоит отметить концерт 29 июня в Нью-Йоркском Палладиуме (The Palladium), где Maiden устроили настоящий аншлаг. Вообще, это был самый первый визит британцев в Америку. Думаю, что свидетели до сих пор рассказывают потомкам про увиденное в формате военных мемориалов. Кстати, выступление также запомнилось нахально-кровожадным Эдди, который разгуливал по сцене на ходулях, держа в руке откушенную голову Оззи Осборна. Ярый защитник прав летучих мышей дал вандалу достойный отпор!

После этого турне музыканты негласно стали одними из героев металла со всеми полагающимися атрибутами власти: деньгами, славой, совместными концертами с такими гигантами, как Judas Priest, Scorpions и Def Leppard, а также ополчением со стороны Родительского Совета с обязательным обвинением в сатанизме. Но, думаете, обилие этих радостей сбило наших героев с праведного пути хоть на дюйм? После записи “Piece of Mind” Iron Maiden родили очередную бомбу под названием Powerslave. Не дождавшись официального выхода альбома, группа сразу пустилась в World Slavery Tour. И, представьте, даже со своей торопливостью Maiden ничуть не промахнулись – ученая публика давно уже не нуждалась в разъяснении того, КТО к ней едет. В некоторых городах билеты пропали меньше чем за три недели - вместе с руками кассиров.
World Slavery Tour длился почти целый год и оказался действительно мощным зрелищем. Помимо эффектного сет-листа с новыми песнями, Maiden ошеломили зрителей рядом новых “преобразований”. Талисман группы Эдди, двигаясь в ногу со временем, поменял сидящего внутри себя человека на двадцатифутовый механический скелет и стал умирать на сцене даже чаще, чем Кенни. Концерт начало сопровождать пиротехническое шоу. В рамках тура Iron Maiden впервые дали концерт за “железным занавесом”, в Польше. Событие состоялось в Варшавском Torwar Sports Hall 9 августа 1985. Зал, едва не лопнув, вместил в себя 14000 человек, а кого вместеть не смог (около 5000), те провели отличный вечер, подпирая стены стадиона в компании правоохранительных органов. Глядя со стороны, можно было бы подумать, что металлисты штурмуют здание. Но, к счастью, метал-хеды тогда были мирные, никто не пострадал…

Не сбавляя темпы и уровень насыщенности событий, Maiden быстренько слепили концертник "Live After Death" из записей, сделанных на западном побережье США, а к 1986 году выпустили в свет альбом “Somewhere In Time”. Не откладывая в долгий ящик, ребята пустились с ним в тур “Somewhere On Tour”, который опять включил в себя страны социалистического лагеря.
В начале 1988 британцы записали альбом “Seventh Son Of A Seventh Son”, который позже получил статус платинового диска. В поддержку альбома Maiden выступали в рамках “Seventh Tour Of A Seventh Tour”. на пике сезона, 20 августа, группа впервые выступала в качестве хедлайнера в Доннингтоне, на знаменитом фестивале “Monsters of Rock”. Вместе с Iron Maiden играли Guns n'Roses, Megadeth, David Lee Roth и KISS. Событие примечательно своими масштабами: на нем присутствовало около 120000 фанатов.

После столь напряженного десятилетия группа, наконец, решила взять небольшой перерыв и отдохнуть. Вплоть до 1992 года Iron Maiden усердно собирали сливки со своих ранних творений: получали платиновые статусы уже вышедших альбомов, выпускали сборники и синглы. Хотя в 1990 группа выпустила довольно неплохой материал “No Prayer for the Dying”, концерты в его поддержку не оставили у фанатов такого яркого впечатления, как сам альбом.
А вот после выхода “Fear of the Dark” в 1992 году поклонников Эдди ждал целый ряд интересных событий. Как говорится, “место встречи изменить нельзя” – все в той же Англии, в том же Доннингтоне, на том же поле, у тех же “Монстров Рока”, 22 августа, опять в роли хедлайнеров, Iron Maiden собрали несколько десятков тысяч металлистов. Позже запись с концерта легла в основу видео "Live At Donnington".

А теперь!.. Уже догадываетесь, о каком концерте 1993 года сейчас пойдет речь? Правильно! Iron Maiden впервые посетили Москву! Глупо спрашивать, почему это событие имеет такое огромное значение и для нас, и для группы. Британцы были встречены столицей с полным восторгом и побили здесь рекорд по аншлагам. Давнее выступление в Варшаве объяснило Maiden многие организационные вопросы: к примеру, если дать всего один концерт, то слишком многие останутся недовольными за стенами арены. Потому со 2 по 4 июня Iron Maiden захватили своей пулеметной энергетикой СК 'Олимпийский" и дали суммарно аж три концерта, осчастливив абсолютно всех. И с чувством выполненного долга Эдди улетел, но обещал вернуться.

Кстати, хотя злобный монстр и сдержал свое слово в 2008 году, у него был порыв сжульничать: Брюс Дикинсон, уже порядочно уставший непонятно от чего, решил покинуть группу и заниматься сольными проектами. Об этом было официально заявлено фанатам в начале 1993 года. Но, тем не менее, Брюс продержался еще полгода, дождавшись последнего в туре концерта (28 сентября). В ходе этого шоу происходили вещи, абсолютно новые для группы: прямая трансляция концерта на весь мир, отдельное название программы (“Raising Hell”) и присутствие на сцене иллюзиониста Саймона Дрейка, показывающего фокусы в духе Элиса Купера – Брюс ушел со сцены без головы.

После ухода вокалиста группа нашла ему замену в лице Блэйза Бейли (Blaze Bayley). С ним Maiden записали “The X Factor” и “Virtual XI”, попавшие в английские Top 10. Признаться, не очень хочется его обсуждать,– хотя за пять лет Бейли совершил в составе Maiden 2 кругосветных турне, во время которых Iron Maiden дали свыше 200 концертов, апогеем которых стали выступления перед 70-тысячной аудиторией в бразильском Сан-Паоло в 96-ом. Именно эти гастроли и убили Блейза: через три года (и снова в Бразилии) у вокалиста напрочь исчез голос. В итоге турне полетело к чертям, было отменено несколько концертов, на одном из которых 100-тысячная толпа не расходилась и буянила так, что полиции пришлось вызывать на подмогу армейские части. Бейли ушел и с тех пор поет в собственном проекте - столько, сколько доктор прописал.
Обратимся лучше к моменту возвращения блудного сына, а именно к 1999 году, когда после изгнания Блейза, Брюса все же уломали вернуться в коллектив.

После гигантской, хотя и непродолжительной, работы в 2000 году вышел великий и неповторимый “Brave New World”. Большинство мэйденовских фанов считают его самым лучшим альбомом группы. Многие, правда, не соглашаются и настаивают на первенстве “Dance of the Death”, но мы не будем углубляться в вопросы теософии.
Через пару дней после выхода альбома группа пустилась поддерживать его в ходе турне - радости фанатов не было конца! И вновь в течение целого года металлюги со своим верным зомби объехали все континенты. Величайшим выступлением не только в жизни Iron Maiden, но и вообще во всей истории металла, стало шоу Rock In Rio. По масштабам зрелища Maiden превзошли самих себя. На их концерт пришло более 250000 поклонников, исполнивших половину сет-листа хором! С таким количеством людей можно Париж захватить... Позже группа выпустила CD и DVD с записью выступления – пожалуй, это лучший концертник Iron Maiden в истории.

До конца 2002 года британцы выпускали синглы и сборники, а с начала 2003-го стали плодотворно готовиться к записи нового альбома. Не имея ещё его полной концепции, группа уже пустилась в мировое турне "Give me Ed... ...'til I'm Dead Tour". Этот тур был формате “мы сейчас сыграем вам пару новых песен”: музыканты, фактически, использовали концертные залы как репетиционные базы. Но уже к концу тура альбом был полностью готов, а программа обкатана. “Dance of Death” стал откровением для многих слушателей, так как он полностью ломает стереотипы о классическом мэйденовском звучании. Не прекращая путешествовать, фактически сразу после выхода пластинки, группа пустилась в "Dance of Death Tour". В нем не стоит отмечать отдельные выступления, так как они все были хороши в равной степени, но хочется отметить именно сам тур. Драматичные, оригинальные, периодически превращающие сцену в сюрреалистическое поле боя, Maiden вновь удивили слушателей прекрасными песнями и великолепным сценическим шоу. Собственно, для многих именно концерт этого турне стал причиной ярого отстаивания чести альбома среди "любителей старой школы".

И вновь мы видим затишье перед бурей. Пропав с радаров нетерпеливых фанатов на 4 года, Maiden погрузили нас в раздумья о том, чем же они занимаются. Лишь в 2008 музыканты вернулись с монументальным трудом. Попугав слушателей экспериментами с саундом ("Brave New World", "Dance of Death"), Iron Maiden решили напомнить всем, кем они были изначально, и устроили ретро-тур для тех своих поклонников, чьи косухи уже затерлись до дыр. Организовав для себя личный самолет "рейс 666" (за штурвалом был Дикинсон), IM отправились в дорогу по странам и континентам. 1 февраля 2008 года стартовало турне "Somewhere Back In Time". Оно включило в себя композиции из всех альбомов с 1980 по 1988 годы. Но мало того - спустя целых 15 лет Iron Maiden все-таки вернулись в Москву! Это был потрясающий концерт. Энергия, мощь, выработанный за десятилетия профессионализм, а главное - классический сет-лист сделали это шоу действительно сильным переживанием для зрителей.

Видимо, удовольствие от того концерта получили не только фанаты, но и сами музыканты, потому как в этот раз им не потребовалось 15 лет на раздумья — стоит ли приезжать в Россию или нет. И теперь мы ожидаем Iron Maiden в Москве с презентацией диска "The Final Frontier". Сам альбом получился довольно интересным, хотя принимается публикой неоднозначно. Но Эдди уже сменил "имидж", и пиротехника заряжена.
Кто знает, может и грядущий московский концерт заслужит занесения в этот список?..

Iron Maiden
"The Final Frontier"
Cпорткомплекс "Олимпийский"
11 февраля 20.00

07.02.2011, Иван КУРАНОВ (ЗВУКИ РУ)

IRON MAIDEN - свежие публикации:

IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →