Валдис ПЕЛЬШ  "И тут, как саламандра из огня, появляюсь я"

Валдис Пельш рассказал Звукам о великом проклятии и великом везении Несчастного случая и о том, за что отвечает в коллективе "приходящий папа".

Осенью 1983 года студенты МГУ Валдис Пельш и Алексей Кортнев основали группу Несчастный случай, а весной 1997 года Валдис, будучи уже известным телеведущим, ушел в "академический отпуск" и теперь появляется на сцене только по значительным поводам. Одним из таких поводов стала недавняя презентация нового альбома НС "Тоннель в конце света" в клубе "Арена". В интервью "Звукам.Ru" Пельш рассказал о великом проклятии и великом везении "Несчастного случая" и о том, за что отвечает в коллективе "приходящий папа".

Звуки.Ru: Валдис, на концерте Вы спели не только все Ваши сольные хиты, но и песню с нового диска – "Улицу Вавилова". Для преданных поклонников группы это - заметное событие. Академический отпуск подошел к концу?
Валдис Пельш: Я бы хотел чаще выступать с группой "Несчастный случай", потому что я очень люблю с ней выступать, но соображения коммерческого характера не позволяют мне этого сделать. И это даже не костлявая рука голода, а, скорее, жилистая рука меркантилизма. Мой гонорар как музыканта "Несчастного случая" сильно отличается от моего гонорара как ведущего. И когда даты совпадают, становится сложно себе объяснить, почему ты делаешь выбор в пользу первого. К своему возрасту я уже превратился вот в такого меркантильного подонка.
Поэтому все остается в рамках прежнего формата: я выступаю на знаковых концертах группы и иногда – обычно это происходит спонтанно – на клубных. Что же касается новой песни, то, поскольку это была презентация нового альбома, было бы странно выводить меня на сцену в том репертуаре, который играется давно. У меня были партии в групповых "С 1-го по 13-е" и песне под игривым названием "Хо-хо", но мы решили, что мне нужно еще и посолировать в "Улице Вавилова". Были планы на вторую вещь, "Слезы мужчин", но ее мы просто не успели сделать с моим участием.

Звуки.Ru: А как вообще выбираются песни для Вашего исполнения? Скажем, "Инвалиды любви" с первого альбома "Троды плудов"?
Валдис: Я пою те вещи, для которых по манере исполнения подхожу лучше всего. "Инвалиды любви" – песня в стиле человека, которого подплющивает. Для нее я был лучшим. "Улица Вавилова" тоже, в принципе, под меня. Я буквально вижу этот образ – образ человека, живущего на улице Вавилова и абсолютно довольного этим. Он как бы обозревает город и понимает, что все правильно сделал. Будут еще концерты, и я ее закатаю в шоколад. Она моя. Точно так же, как "Что ты имела в виду?" изначально планировалась под меня. Но по каким-то причинам ее Лешка где-то записал, и мы решили так и оставить. А почему я пою "Овощное танго", я даже не знаю.

Звуки.Ru: На презентации нового диска было неожиданно много политики – сначала благотворительный аукцион, где Вы продавали запонку, подаренную Кортневу Медведевым, потом длинный ролик "Квартета И", пародирующий пресс-конференцию Путина. Почему вы вдруг решили обратиться к социально-политической теме?
Валдис: Социальная компонента изначально присутствовала в творчестве "Несчастного случая". Более того, часть песен в социально-политическом плане была абсолютно пророческой. Та же песня "Межсезонье" идеально описывала события 90-х и 2000-х, хотя сочинена была в конце 80-х. В середине 90-х годов подобных песен стало меньше, но это вполне объяснимо – настолько все было демократично, открыто и доступно для критики. Сейчас другая ситуация, и игнорировать ее было бы неправильно. Поэтому я бы в первую очередь отметил клип "Шла Саша по шоссе" – очень удачный ролик, в котором нет натужного желания дать какую-то острую социалку и указать всем на их ошибки.

Звуки.Ru: Медведевскую запонку-то купили в итоге?
Валдис: Это классическое проклятие "Несчастного случая". Все идет хорошо, мы находим покупателя – и в конце какой-то гость, как правило, в состоянии легкого или среднего алкогольного опьянения все портит, потому что он думает, что это игра. У меня были подозрения по поводу этого штемпа из танцевального партера, который увеличил шаг аукциона со ста тысяч до двухсот. А у меня на балконе был реальный покупатель! Помню, на 25-летии коллектива мы продавали большую декорационную вывеску, у нас тоже был покупатель, причем нормальные деньги готов был заплатить. И одна нетрезвая дама взяла и задвинула цену в два раза выше. Больше мы той дамы не видели. Здесь молодой человек за кулисами сказал, что все переведет на счет. Но есть у меня ощущение, что вряд ли он это сделает. Хотя если я его сейчас оболгал, то приношу свои глубочайшие извинения.

Звуки.Ru: То есть аукционы – постоянная составляющая концертов "Несчастного случая"? Это ваша вотчина?
Валдис: Да, это одна из вещей, где я приношу коллективу пользу. Но аукционами наше общение с публикой не ограничивается.
Наверняка кто-то помнит нашу первую акцию "Деньги – мусор": в начале 90-х годов мы на концертах рассказывали людям, что деньги – это такой же мусор, который засоряет нашу планету, как пластиковые бутылки, картонные ящики и прочее. И от них надо избавляться. Раздавали в зал мусорные пакеты, куда граждане складывали свои наличные деньги для того, чтобы мы их захоронили потом в бабкомогильнике, который у нас якобы был в Подмосковье. Естественно, это было полное вранье, мы их тратили на себя. Приходили приличные суммы – правда, мелкими купюрами, и на нас достаточно косо смотрели в вино-водочных магазинах и ресторанах, где мы ими расплачивались. А один раз жажда наживы заставила нас пойти на рискованный шаг, и мы были наказаны – я, во всяком случае. В Новосибирске на концерте пакеты вернулись очень быстро, и у нас возникло ощущение, что не все еще денежки удалось выкачать из публики. И я возьми да и ляпни что-то насчет монет, которые можно подбрасывать к нам на сцену. А сибиряки – народ заводной и достаточно меткий. На 15-й секунде мне засветили пятирублевиком в глаз, и мы были вынуждены униженно просить больше в нас не кидаться деньгами.
Потом был "Марш сексуального большинства", который мы прекратили из опасения, что нас будут ассоциировать с агрессивными маргинальными течениями, направленными категорически против гомосексуального меньшинства. В то время как у нас было дружественный марш, открытый к общению с представителями любых меньшинств, большинств, старшинств и равнинств. Вот проведение подобных вещей – это была моя работа в коллективе. И когда в планах "Несчастного случая" возникает идея необычного концерта, то тут, как саламандра из огня, появляюсь я.

Звуки.Ru: Вы прописываете ваш парный конферанс с Кортневым или импровизируете на ходу?
Валдис: Достаточно долго это не было импровизацией. Для конферанса был придуман образ прибалта, разговаривающего с сильным акцентом и пользующегося забавными конструкциями. Допустим, в течение вечера я несколько раз представлял Лешу по такой накатанной схеме. Я начинал: "Как метко заметил мой недалекий друг Алеша"... Мне говорили: “Валдис, ты, наверное, имел в виду "близкий друг"”? Я говорил: "Да, а что я не так сказал?" Потом у меня был "недешевый" друг, "нехудший" друг и так далее. Еще было шоу Zirkus 2004 года, приуроченное к 21-летию группы, с великолепным стихотворным конферансом, написанным заранее. Но часто мы с Лешей импровизируем. Мы сыгранная пара, и чтобы войти в нужный ритм, обычно требуется всего пара прогонов-репетиций.

Звуки.Ru: Кстати, о шоу Zirkus – как вам пришла в голову эта идея?
Валдис: Если есть великое проклятие "Несчастного случая", то есть и великое везение. Наша первая программа "Межсезонье" была придумана после обычного концерта в Нижнем Новгороде. Севши поздно вечером в поезд, мы поговорили, а потом легли спать. И утром, когда поезд уже погромыхивал на стыках Москвы-сортировочной, вдруг сложилась идея шоу "Межсезонье". Когда мы вышли на перрон, это шоу уже существовало в нашей голове. Оно было сделано за три репетиции и получилось очень успешным. Точно так же сожился и "Zirkus". Это была идея, в которую вдруг абсолютно все легло: цирковые номера, номера приглашенных звезд. Причем звезды ротировались – сегодня песню могла исполнять Таня Лазарева, а на следующий день Теона Дольникова. И мне очень жаль, что мы это шоу откатали раз пять всего, а потом закопали. Надо было проявить волю и прокатывать его дальше.

Звуки.Ru: Возвращаясь к теме конферанса – такое непринужденное общение с публикой, на мой взгляд, сокращает дистанцию между вами и слушателями. Может быть, это неправильно? Ведь если артист роняет между песнями скупые фразы, у него – просто в силу загадочности образа – больше шансов стать культовым.
Валдис: Он так себя ведет, потому что он говорить, как правило, не умеет. Это абсолютно нормальная вещь для большинства музыкантов. Музыканты – они как спортсмены. Среди них есть читающие и умные, а есть другие. Но это в силу того, что они погружены в свою специальность.

Звуки.Ru: Но они же должны тексты писать?
Валдис: Тексты разные бывают. Я знаю, что Леша Кортнев великолепно образован в поэтическом плане, и его поэзия это нет-нет да и продемонстрирует. А написание текстов о любви, о страданиях и о природе не предполагает большой образованности, но предполагает некий расширенный словарный запас. Почитайте Ожегова – вы там найдете массу приятных вещей.
То же самое с говорильней. Почему профессия ведущего стоит отдельно, как ни крути? Ведущий не обязательно должен быть хорошим актером. Ведущий – это человек, который говорит в любой ситуации, и говорит по делу. На том языке, на котором должно и нужно разговаривать с этой публикой.
Большинство артистов не умеет этого делать, и это не их профессия. Поэтому типичный концерт выглядит примерно так: "Спасибо, дорогие друзья, ну а следующая наша песня называется "Пиво". Поехали!" И это очень легко отследить, если вы два раза сходите на концерт того или иного исполнителя. Вы увидите, что он всегда говорит одно и то же.
Я знал одного артиста, который всегда выходил на сцену с одной и той же фразой. И однажды я эту фразу до его выступления сказал за него. Мне было интересно, как он будет выкручиваться. Он вышел и произнес: "Да, действительно", повторил фразу и начал концерт. Поэтому общение со слушателями – это не наша фишка, не наш конек. Это просто мы умеем делать, а многие нет.

Звуки.Ru: Валдис, с профессией понятно, а какие у вас хобби?
Валдис: Я эрудирован в нескольких узкоспециальных областях, что мне доставляет колоссальное удовольствие.

Звуки.Ru: В каких?
Валдис: Нырялки, парашютный спорт, военная история. И в этом нет никакого самоутверждения, потому что если я заведу разговор на эту тему в приличном обществе, то пять минут я продержусь, а дальше люди начнут зевать и скучать.

12.01.2011, Полина СУРНИНА (ЗВУКИ РУ)

Валдис ПЕЛЬШ - свежие публикации:

Валдис ПЕЛЬШ

Дата рождения:

5 июня 1967