Осенью 1983 года студенты МГУ Валдис Пельш и Алексей Кортнев основали группу Несчастный случай, а весной 1997 года Валдис, будучи уже известным телеведущим, ушел в "академический отпуск" и теперь появляется на сцене только по значительным поводам. Одним из таких поводов стала недавняя презентация нового альбома НС "Тоннель в конце света" в клубе "Арена". В интервью "Звукам.Ru" Пельш рассказал о великом проклятии и великом везении "Несчастного случая" и о том, за что отвечает в коллективе "приходящий папа".
Звуки.Ru: Валдис, на концерте Вы спели не только все Ваши сольные хиты, но и песню с нового диска – "Улицу Вавилова". Для преданных поклонников группы это - заметное событие. Академический отпуск подошел к концу?
Валдис Пельш: Я бы хотел чаще выступать с группой "Несчастный случай", потому что я очень люблю с ней выступать, но соображения коммерческого характера не позволяют мне этого сделать. И это даже не костлявая рука голода, а, скорее, жилистая рука меркантилизма. Мой гонорар как музыканта "Несчастного случая" сильно отличается от моего гонорара как ведущего. И когда даты совпадают, становится сложно себе объяснить, почему ты делаешь выбор в пользу первого. К своему возрасту я уже превратился вот в такого меркантильного подонка.
Поэтому все остается в рамках прежнего формата: я выступаю на знаковых концертах группы и иногда – обычно это происходит спонтанно – на клубных. Что же касается новой песни, то, поскольку это была презентация нового альбома, было бы странно выводить меня на сцену в том репертуаре, который играется давно. У меня были партии в групповых "С 1-го по 13-е" и песне под игривым названием "Хо-хо", но мы решили, что мне нужно еще и посолировать в "Улице Вавилова". Были планы на вторую вещь, "Слезы мужчин", но ее мы просто не успели сделать с моим участием.
Звуки.Ru: А как вообще выбираются песни для Вашего исполнения? Скажем, "Инвалиды любви" с первого альбома "Троды плудов"?
Валдис: Я пою те вещи, для которых по манере исполнения подхожу лучше всего. "Инвалиды любви" – песня в стиле человека, которого подплющивает. Для нее я был лучшим. "Улица Вавилова" тоже, в принципе, под меня. Я буквально вижу этот образ – образ человека, живущего на улице Вавилова и абсолютно довольного этим. Он как бы обозревает город и понимает, что все правильно сделал. Будут еще концерты, и я ее закатаю в шоколад. Она моя. Точно так же, как "Что ты имела в виду?" изначально планировалась под меня. Но по каким-то причинам ее Лешка где-то записал, и мы решили так и оставить. А почему я пою "Овощное танго", я даже не знаю.
Звуки.Ru: На презентации нового диска было неожиданно много политики – сначала благотворительный аукцион, где Вы продавали запонку, подаренную Кортневу Медведевым, потом длинный ролик "Квартета И", пародирующий пресс-конференцию Путина. Почему вы вдруг решили обратиться к социально-политической теме?
Валдис: Социальная компонента изначально присутствовала в творчестве "Несчастного случая". Более того, часть песен в социально-политическом плане была абсолютно пророческой. Та же песня "Межсезонье" идеально описывала события 90-х и 2000-х, хотя сочинена была в конце 80-х. В середине 90-х годов подобных песен стало меньше, но это вполне объяснимо – настолько все было демократично, открыто и доступно для критики. Сейчас другая ситуация, и игнорировать ее было бы неправильно. Поэтому я бы в первую очередь отметил клип "Шла Саша по шоссе" – очень удачный ролик, в котором нет натужного желания дать какую-то острую социалку и указать всем на их ошибки.
Звуки.Ru: Медведевскую запонку-то купили в итоге?
Валдис: Это классическое проклятие "Несчастного случая". Все идет хорошо, мы находим покупателя – и в конце какой-то гость, как правило, в состоянии легкого или среднего алкогольного опьянения все портит, потому что он думает, что это игра. У меня были подозрения по поводу этого штемпа из танцевального партера, который увеличил шаг аукциона со ста тысяч до двухсот. А у меня на балконе был реальный покупатель! Помню, на 25-летии коллектива мы продавали большую декорационную вывеску, у нас тоже был покупатель, причем нормальные деньги готов был заплатить. И одна нетрезвая дама взяла и задвинула цену в два раза выше. Больше мы той дамы не видели. Здесь молодой человек за кулисами сказал, что все переведет на счет. Но есть у меня ощущение, что вряд ли он это сделает. Хотя если я его сейчас оболгал, то приношу свои глубочайшие извинения.
Звуки.Ru: То есть аукционы – постоянная составляющая концертов "Несчастного случая"? Это ваша вотчина?
Валдис: Да, это одна из вещей, где я приношу коллективу пользу. Но аукционами наше общение с публикой не ограничивается.
Наверняка кто-то помнит нашу первую акцию "Деньги – мусор": в начале 90-х годов мы на концертах рассказывали людям, что деньги – это такой же мусор, который засоряет нашу планету, как пластиковые бутылки, картонные ящики и прочее. И от них надо избавляться. Раздавали в зал мусорные пакеты, куда граждане складывали свои наличные деньги для того, чтобы мы их захоронили потом в бабкомогильнике, который у нас якобы был в Подмосковье. Естественно, это было полное вранье, мы их тратили на себя. Приходили приличные суммы – правда, мелкими купюрами, и на нас достаточно косо смотрели в вино-водочных магазинах и ресторанах, где мы ими расплачивались. А один раз жажда наживы заставила нас пойти на рискованный шаг, и мы были наказаны – я, во всяком случае. В Новосибирске на концерте пакеты вернулись очень быстро, и у нас возникло ощущение, что не все еще денежки удалось выкачать из публики. И я возьми да и ляпни что-то насчет монет, которые можно подбрасывать к нам на сцену. А сибиряки – народ заводной и достаточно меткий. На 15-й секунде мне засветили пятирублевиком в глаз, и мы были вынуждены униженно просить больше в нас не кидаться деньгами.
Потом был "Марш сексуального большинства", который мы прекратили из опасения, что нас будут ассоциировать с агрессивными маргинальными течениями, направленными категорически против гомосексуального меньшинства. В то время как у нас было дружественный марш, открытый к общению с представителями любых меньшинств, большинств, старшинств и равнинств. Вот проведение подобных вещей – это была моя работа в коллективе. И когда в планах "Несчастного случая" возникает идея необычного концерта, то тут, как саламандра из огня, появляюсь я.
Звуки.Ru: Вы прописываете ваш парный конферанс с Кортневым или импровизируете на ходу?
Валдис: Достаточно долго это не было импровизацией. Для конферанса был придуман образ прибалта, разговаривающего с сильным акцентом и пользующегося забавными конструкциями. Допустим, в течение вечера я несколько раз представлял Лешу по такой накатанной схеме. Я начинал: "Как метко заметил мой недалекий друг Алеша"... Мне говорили: “Валдис, ты, наверное, имел в виду "близкий друг"”? Я говорил: "Да, а что я не так сказал?" Потом у меня был "недешевый" друг, "нехудший" друг и так далее. Еще было шоу Zirkus 2004 года, приуроченное к 21-летию группы, с великолепным стихотворным конферансом, написанным заранее. Но часто мы с Лешей импровизируем. Мы сыгранная пара, и чтобы войти в нужный ритм, обычно требуется всего пара прогонов-репетиций.
Звуки.Ru: Кстати, о шоу Zirkus – как вам пришла в голову эта идея?
Валдис: Если есть великое проклятие "Несчастного случая", то есть и великое везение. Наша первая программа "Межсезонье" была придумана после обычного концерта в Нижнем Новгороде. Севши поздно вечером в поезд, мы поговорили, а потом легли спать. И утром, когда поезд уже погромыхивал на стыках Москвы-сортировочной, вдруг сложилась идея шоу "Межсезонье". Когда мы вышли на перрон, это шоу уже существовало в нашей голове. Оно было сделано за три репетиции и получилось очень успешным. Точно так же сожился и "Zirkus". Это была идея, в которую вдруг абсолютно все легло: цирковые номера, номера приглашенных звезд. Причем звезды ротировались – сегодня песню могла исполнять Таня Лазарева, а на следующий день Теона Дольникова. И мне очень жаль, что мы это шоу откатали раз пять всего, а потом закопали. Надо было проявить волю и прокатывать его дальше.
Звуки.Ru: Возвращаясь к теме конферанса – такое непринужденное общение с публикой, на мой взгляд, сокращает дистанцию между вами и слушателями. Может быть, это неправильно? Ведь если артист роняет между песнями скупые фразы, у него – просто в силу загадочности образа – больше шансов стать культовым.
Валдис: Он так себя ведет, потому что он говорить, как правило, не умеет. Это абсолютно нормальная вещь для большинства музыкантов. Музыканты – они как спортсмены. Среди них есть читающие и умные, а есть другие. Но это в силу того, что они погружены в свою специальность.
Звуки.Ru: Но они же должны тексты писать?
Валдис: Тексты разные бывают. Я знаю, что Леша Кортнев великолепно образован в поэтическом плане, и его поэзия это нет-нет да и продемонстрирует. А написание текстов о любви, о страданиях и о природе не предполагает большой образованности, но предполагает некий расширенный словарный запас. Почитайте Ожегова – вы там найдете массу приятных вещей.
То же самое с говорильней. Почему профессия ведущего стоит отдельно, как ни крути? Ведущий не обязательно должен быть хорошим актером. Ведущий – это человек, который говорит в любой ситуации, и говорит по делу. На том языке, на котором должно и нужно разговаривать с этой публикой.
Большинство артистов не умеет этого делать, и это не их профессия. Поэтому типичный концерт выглядит примерно так: "Спасибо, дорогие друзья, ну а следующая наша песня называется "Пиво". Поехали!" И это очень легко отследить, если вы два раза сходите на концерт того или иного исполнителя. Вы увидите, что он всегда говорит одно и то же.
Я знал одного артиста, который всегда выходил на сцену с одной и той же фразой. И однажды я эту фразу до его выступления сказал за него. Мне было интересно, как он будет выкручиваться. Он вышел и произнес: "Да, действительно", повторил фразу и начал концерт. Поэтому общение со слушателями – это не наша фишка, не наш конек. Это просто мы умеем делать, а многие нет.
Звуки.Ru: Валдис, с профессией понятно, а какие у вас хобби?
Валдис: Я эрудирован в нескольких узкоспециальных областях, что мне доставляет колоссальное удовольствие.
Звуки.Ru: В каких?
Валдис: Нырялки, парашютный спорт, военная история. И в этом нет никакого самоутверждения, потому что если я заведу разговор на эту тему в приличном обществе, то пять минут я продержусь, а дальше люди начнут зевать и скучать.
Дата рождения:
5 июня 1967
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)