МУЗЫКА  Игра в классиков

Лучшие каверы на классическую музыку - в обзоре Звуков.

Продолжаем разговор о кавер-версиях. Каверы на классическую музыку - тема весьма и весьма запутанная. Во-первых, разные люди под словами "классическая музыка" подразумевают совершенно разные вещи. Интуитивно отнести ту или иную композицию к "классике" сможет каждый, а вот объяснения, почему именно, при этом могут разительно отличаться. Для кого-то классика - это классицизм, вполне конкретный период в искусстве - конец XVIII - начало XIX века. Резонно, ведь именно тогда творили "венские классики" Моцарт и Бетховен. Можно понимать под классикой любую академическую музыку; то есть такую, которая находится в отношениях преемственности к традиционным европейским музыкальным формам — но здесь мы уже рискуем столкнуться с авангардистами вроде Карлхайнца Штокхаузена (Karlheinz Stockhausen), чье звучание напрочь ломает представление об академической музыке. И, наконец, можно считать классикой любую сохранившуюся в годах или даже веках композицию. Но тогда это будет "классика жанра" — в каждом музыкальном направлении есть свои заслуженные герои. Или, скажете, The Beatles не выдержали испытание временем?

Ничуть не проще разобраться, что можно считать кавером. "Оригинальная запись" — это зачастую запись в прямом смысле этого слова - нотами на бумаге. И договора, например, с Иоганном Штраусом на исполнение его вальсов никто не подписывал. Технически, любой оркестр исполняет "кавер-версии" классических произведений, но оригинала давно уже нет — он стал общественным достоянием. Разумеется, каждый руководитель оркестра или даже играющий классику солист может предложить собственную трактовку произведения. Но сегодня мы остановимся на кавер-версиях классической музыки (в самом широком, интуитивном ее понимании), сделанных в поп-культуре. Ничто не придает большей оригинальности кавер-версиям, чем попытка переориентировать "высокое искусство" на широкую аудиторию. Кстати, примерно так в семидесятых и родился прог-рок — набирающие популярность группы стали заигрывать с академической музыкой, стараясь доказать всем, что рок — не маргинальное направление, а серьезное искусство. Впрочем, многие академические музыканты все равно считают, что когда рокеры играют классику, энергии от вращения великих композиторов в их могилах хватает на освещение небольшого города. Проверять этот постулат не будем - давайте просто наслаждаться хорошими "классическими" кавер-версиями.


Carmina Burana
Не так уж много шансов сохраниться до наших времен было у поэзии средневековых странствующих поэтов-вагантов. Каким-то чудом старинный сборник песен, составленных на латинском, средненемецком и старофранцузском языках был найден в превосходном состоянии в баварском монастыре Бойерн в 1803 году. Чего только не было среди 315 текстов так называемого Carmina Burana — и религиозные пьесы, и застольные песни, и любовная лирика... Слушателю ХХ века это средневековое наследие знакомо больше по одноименной кантате немецкого композитора Карла Орфа (Carl Orff), впервые исполненной 8 июня 1937 года и до сих пор любимой режиссерами музыкальных театров. И больше всего ее любят за вступительную тему O Fortuna.

Пугающая и напряженная атмосфера этой композиции приглянулась, например, группе Era, записавшей достаточно близкий к оригиналу ремикс под названием The Mass. Более "тяжелый" кавер сделали The Trans-Siberian Orchestra: перегруженная электрогитара звучит здесь очень уместно. А вот немцы из Corvus Corax не стали размениваться по мелочам и записали целую оперу - Cantus Buranus, которую иногда исполняют "вживую". Зрелище, надо сказать, фееричное - в этом недавно убедились посетители метал-феста Wacken Open Air.


Времена года
Цикл из четырех скрипичных концертов "Времена года" принес славу венецианскому композитору XVIII века Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi). Именно эту музыку, как правило, приводят в качестве примера стиля барокко. Безупречная гармония здесь проявляется даже в структуре концертов - каждый из них символизирует одно время года и поделен на три части — по одной на каждый месяц. Впервые "Времена года" были опубликованы в 1725 году, а вот первая запись на пластинке была сделана двумя веками позже, в 1942-м, итальянским дирижером Бернардино Молинари (Bernardino Molinari) и его Orchestra dell'Accademia Nazionale di Santa Cecilia. Кстати, иногда авторство первой записи приписывают американскому скрипачу Луису Кауфману (Louis Kaufman), но это неверно - свое исполнение он записал только в 1948 году.

А со временем приобщиться к славе Вивальди стали пытаться разные музыканты; иногда совершенно неожиданные — стоит только послушать кавер от Children of Bodom. Пожалуй, еще лучше получилось у гитариста Пола Гилберта (Paul Gilbert), но более всего популярны "Времена года" у исполнителей так называемого классического кроссовера; например, свои версии сделали девичья группа Bond и всемирно известная скрипачка Ванесса Мэй (Vanessa Mae).


Лунная соната
При жизни ее легендарного автора, Людвига ван Бетховена, композиция называлась слегка по-другому - "Соната для фортепиано № 14 до-диез минор". Название "Лунная" сонате дал в 1832 году музыкальный критик Людвиг Рельштаб (Ludwig Rellstab) — мелодия напомнила ему о лунном свете над Фирвальдштетским озером. Одна из самых печальных композиций за всю историю музыки (печаль, вероятно, вызвана несчастной любовью композитора к графине Джульетте Гвичарди), регулярно появляется в фильмах и, более того, в компьютерных играх — японцы из компании Capcom использовали "Лунную сонату" в своем игровом бестселлере Resident Evil. Казалось бы, это совершенная во всех смыслах мелодия может создавать только грустное и торжественное настроение; но, например, бас-гитарист Маркус Миллер (Marcus Miller) с этим не согласился. Грусть в его фанк-версии не всеобъемлющая, в стиле Бетховена, а скорее блюзовая, и поэтому ненавязчивая и даже расслабляющая. Кавер далек от каноничного исполнения, но по-своему гениален. Также существует версия от Алиши Киз (Alicia Keys) — пример совсем уж коммерческого использования классики.


Симфония N5
Хотя работа с таким названием есть практически у каждого композитора, именно "Пятая симфония" Бетховена стала одним из самых узнаваемых и часто исполняемых произведений классической музыки. Знаменитый немецкий писатель Э. Т. А. Гофман считал симфонию "самым значительным произведением эпохи". В современной популярной культуре широкое признание получили даже не кавер-версии, а просто исполнение первых четырех нот симфонии: когда в кино необходимо обозначить внезапное наступление чего-то грозного (будь то комедия ситуаций, где муж застукал жену с любовником, или триллер с торжественным жертвоприношением) с большой вероятностью мы можем услышать начало этой композиции. Что же касается конкретных каверов — стоит отдельно упомянуть две версии: тяжелую от Apocalyptica и танцевальную от Ванессы Мэй.


Бурре
Название французского народного танца "Бурре" в переводе означает "делать резкие, хаотические прыжки". В разные времена этот танец выглядел неодинаково, пока в XVII веке не стал придворным развлечением французской аристократии: отчасти этому способствовала появившаяся мода на все исконно французское. Со временем танец обрел характерную ритмическую форму и четный размер; в таком виде его и использовал для своего творчества Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). С определенной долей условности можно сказать, что он и сделал первую кавер-версию "Бурре" Однако, если говорить о современных каверах, то, пожалуй, самая интересная реаранжировка принадлежит Йену Андерсену (Ian Anderson) из Jethro Tull. Акустическое исполнение на флейте приближает эту версию к оригиналу, не академически правильному баховскому, а изначальному, народному.

Другая обработка, на этот раз рок-джазовая принадлежит гитаристу Блюзу Сарацино (Blues Saraceno). Звучит, как минимум, необычно.


Токката и фуга ре минор.
Самая узнаваемая органная композиция также принадлежит Баху (под "самой узнаваемой" имеется в виду "Токката и фуга" под классификационным номером BWV 565, а не "дорийская" BWV 538). Благодаря своему грозному звучанию мелодия получила крайне широкое распространение: на нее не только записывают каверы, но и кладут ее в основу собственных, авторских песен. Так, Muse, переосмыслив токкату, сделали из нее гитарный рифф для песни "Plug in Baby", а Deep Purple часто использовали ее в качестве вступления для "Highway Star" на своих концертах. А Кит Эмерсон (Keith Emerson) записал токкату как часть песни "Rondo"M для коллектива The Nice.

Что же касается каверов, то ближе всего к оригиналу лежит духовая версия Canadian Brass, которая, однако, вместе с органом потеряла всю свою торжественность. Интересный рок-кавер записала британская группа Sky, а в 1995 году Ванесса Мэй (Vanessa Mae) с ее поп-кавером заняла 24 место в Billboard chart.


Полет шмеля
Знаменитый "Полет шмеля" — это не самостоятельное произведение, как иногда думают, а оркестровая интерлюдия из оперы Николая Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Интерлюдия соответствует тому самому моменту сказки, когда царевич Гвидон, перевоплотившись в шмеля, устраивает переполох в дворце Салтана и жалит несимпатичных ему людей. Гению Римского-Корсакова принадлежит одна из самых натуралистичных композиций в оркестровой академической музыке: даже если слушателю совершенно не знакомы ни царь Салтан, ни сказки Пушкина, под воздействием этой интерлюдии все равно невозможно представить себе что-либо иное, кроме кружащего в воздухе шмеля. Подобие академической музыки природе здесь доведено до идеала. Но для многих музыкантов "Полет шмеля" стал чем-то вроде дисциплины Олимпиады - гитаристы и скрипачи яростно соревнуются в том, чтобы заставить шмеля летать как можно быстрее. Например, бразильский гитарист Тьяго Делла Вега (Tiago Della Vega) в 2008 году сыграл "Полет" со скоростью 320 нот в минуту, и сразу же попал в Книгу Рекордов Гинесса.

А в 2010 этот рекорд был побит в на телевидении прямом эфире скрипачом Оливером Льюисом (Oliver Lewis). И хотя наблюдать за подобным исполнением очень увлекательно, все-таки рекордсмены превратили эту композицию в упражнение для пальцев — гармония и мелодичность смазываются на таких скоростях.

Для сравнения можно послушать кавер под названием "Sting of the Bumblebee" суровых металлистов Manowar. При всех особенностях металла, кавер близок к классическому исполнению именно своей скоростью.


В пещере горного короля
Некоторые композиции настойчиво требуют записать на себя кавер-версию потяжелее. Например, "В пещере горного короля" ("I Dovregubbens hall") норвежского композитора Эдварда Грига (Edvard Grieg). В оригинале исполняемая на фаготах и контрабасах (что уже звучит достаточно грозно), мелодия привлекла к себе внимание множества рок-групп разных периодов. Неудивительно, ведь "В пещере горного короля" — часть сюиты на пьесу Генрика Ибсена "Пер Гюнт" и символизирует вход самого короля и его троллей в горный тронный зал, а соответсвующие строчки из пьесы весьма кровожадны. Не избежать аллюзий к мистике и нордической брутальности, а это - часть образа многих рок-музыкантов. Превосходно передать такую атмосферу, замешанную на старом добром хард-роке, удалось группе Savatage; кстати, клип на их песню "Hall of the Mountain King" тоже снят очень талантливо.

Но это далеко не самая известная аранжировка песни — гораздо более популярны версии от таких динозавров, как The Who или Rainbow с текстом Кэндис Найт (Candice Night) и в обработке Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore). И, конечно, не будем забывать про виолончельный рок-кавер от Apocalyptica.


Петя и Волк
В 1936 году композитор Сергей Прокофьев создал детскую симфоническую сказку для исполнения чтецом и оркестром "Петя и Волк"; впервые она была поставлена в московском Детском музыкальном театре имени Наталии Сац. Сказка пришлась по вкусу не только советским пионерам — со временем различные версии постановки "Пети и Волка" можно было увидеть в театрах и концертных залах по всему миру. Даже мультипликация существует в разных вариантах - как от студии Диснея, так и от "Союзмультфильма". Альтернативных музыкальных записей этой симфонической сказки великое множество, но особенно хочется отметить две зарубежные версии. Первая была исполнена оркестром Филадельфии под руководством Юджина Орманди (Eugene Ormandy) и так бы и осталась одной из бессчисленных реааранжировок, если бы не Дэвид Боуи (David Bowie), который выступил в роли рассказчика.

Другая версия - британская рок-опера, поставленная Робином Ламли (Robin Lumley) и Джеком Ланкастером (Jack Lancaster). Музыка в ней крайне разнообразна: от психоделического рока до джаз-фьюжна, а в записи участвовали такие звезды, как Фил Коллинз (Phil Collins), Брайан Ино (Brian Eno) и Гэри Мур (Gary Moore). Последний, кстати, исполнил там партию утки.


Танец с саблями
Армянский боевой танец с саблями вошел в классическую музыку стараниями композитора Арама Хачатуряна, как финальная часть его знаменитого балета "Гаянэ". Захватывающий кружащийся ритм оказался настолько запоминающимся, что быстро нашел свое место в популярной культуре. И дело не только в акробатических цирковых представлениях, с которыми, как ни странно, часто ассоциируют "Танец с саблями", но и в длинном ряде разнообразных по стилю каверов. Например, джазовый музыкант Вуди Херман (Woody Herman) мастерски встроил в классический вариант типично свинговую импровизацию. Трио The Andrews Sisters принадлежит вокальная версия композиции, а петь с такой скоростью, удерживая ритм "Танца с саблями" — умение, достойное уважения. Из оставшихся каверов следует отметить три версии британских команд: рок-н-ролл от Love Sculpture, хэви-метал от Skyclad и панк-рок от Toy Dolls. Похоже, что танец превосходно ложится на любой музыкальный стиль — только так можно объяснить огромное количество каверов.


Канон Ре Мажор
Написанный еще в конце XVII века немецким композитором Иоганном Пахельбелем (Johann Pachelbel), "Канон Рэ Мажор" был на долгое время забыт и вновь найден лишь почти в середине XX века: в 1919 году немецкий исследователь Густав Бекманн (Gustav Beckmann) впервые опубликовал ноты этого произведения эпохи барокко. Первую классическую запись в 1940 году сделал американец Артур Фидлер (Arthur Fiedler) с оркестром, который он сам и возглавлял. Но если переключиться с описания классических исполнений на кавер-версии, то мы выйдем на самую знаменитую реарранжировку в стиле неоклассического металла, которая называется "Canon Rock". Композиция принесла славу ранее никому не известному тайваньскому музыканту Джерри Чангу (Jerry Chang, он же JerryC). Появившись в интернет-сервисе Google Video, "Canon Rock" моментально заинтересовал телевидение, музыкальную прессу и скоро сам стал материалом для новых аранжировок.

Однако есть еще один кавер, впечатляющий ничуть не меньше оригинала: new age-версия от блестящего пианиста Дэвида Ланца (David Lanz). Почти десятиминутный трэк способен погрузить слушателя в транс и созерцание Вселенной.

Маленькая ночная серенада
"Eine kleine Nachtmusik", или просто "Серенада №13 соль-мажор" — одна из самых узнаваемых композиций Моцарта. По задумке автора, серенада должна исполняться камерным ансамблем из пары скрипок, альта и виолончели, но обычно ее играют в более многочисленном составе струнного оркестра. До сих пор неизвестно, что именно вдохновило композитора на написание серенады, но самая распространенная версия звучит довольно прозаично — Моцарт написал ее на заказ. Гораздо более возвышенная причина — показать смешные стороны классики — двигала композитором и музыковедом Петером Шикеле (Peter Schickele), когда он записывал свои пародии под псевдонимом P. D. Q. Bach. В одноименном альбоме есть "кавер-версия", где в оригинал на протяжении всего исполнения встраиваются мелодии из творчества других классических композиторов, а также темы из американского фольклора. Чуть позже альтер эго Шикеле сочинил целую оперу "A Little Nightmare Music". И что бы не говорило название, опера не кошмарна.

Так говорил Заратустра
Классическая музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Так в 1896 году Рихард Штраус (Richard Strauss) создал свою симфоническую поэму "Also sprach Zarathustra" под впечатлением от одноименной философской книги Фридриха Ницше (Friedrich Nietzsche), а в наше время музыка стала популярна благодаря ее участию в саундтреке известного фильма Стенли Кубрика (Stanley Kubrick) "2001 год: космическая одиссея". Кубрик снял свой фильм в 1968 году, а потрясающий кавер на творение Штрауса вышел четырьмя годами позже, в 1973-м. Бразилец Эумир Деодато (Eumir Deodato) при помощи своей джаз-поп версии получил награду Грэмми за лучшее поп-инструментальное представление. Многие ценители классики считают, что Деодато посмеялся над поэмой; однако, правильнее сказать, что это сделал американский кантри-певец Рэй Стивенс (Ray Stevens), записавший пародийный трэк "Thus Cacked Henrietta", в котором песню исполняют... домашние животные. Как видно, коровам, свиньям и курам классическая музыка тоже не чужда.


Щелкунчик
Другим примером успешного союза музыки и литературы может стать всемирно известный "Щелкунчик". Сказку "Щелкунчик и мышиный король" Э.Т.А. Гофман написал еще в 1816 году, а в 1844-м Александр Дюма-отец (Alexandre Dumas, père) делает литературное переложение, которое позже легло в основу либретто Мариуса Петипа (Marius Petipa). И только в 1892 году в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера балета "Щелкунчик" Петра Чайковского. Балет поделен на большое количество частей, многие темы заслужили самостоятельную популярность и, как следствие, стали материалом для каверов. Например, в 1960 году Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и Билли Стрейхорн (Billy Strayhorn) записали пластинку с джазовыми интерпретациями "The Nutcracker Suite". Самой же популярной композицией для каверов стал "Марш", на который в 1962-м американский ансамбль B. Bumble and the Stingers записал арранжировку на фортепьяно в стиле буги под названием "Nut Rocker". Песня стала синглом #1 в Великобритании, и уже на нее стали записываться десятки других каверов. Особенно популярными были версии от Emerson, Lake & Palmer (кавер известен как "The Nutty"), The Ventures и ирландцев Dropkick Murphys.


Ромео и Джульетта
Одним из самых успешных примеров кавер-версии на тему Монтекки и Капулетти из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта" можно назвать русскую версию, исполненную Scream In Darkness. Другие неплохие весии принадлежат нордическим хеви-металлистам: обязательно оцените, как эту вещь играют Epica.


Болеро
Французский композитор-импрессионист Морис Равель (Maurice Ravel) изначально написал оркестровое произведение "Boléro" для балетной постановки. Именно в таком ключе композиция и была исполнена впервые в 1928 году в Париже, в «Гранд-Опера», когда там выступала балерина Ида Рубенштейн. Она же и попросила Равеля найти подходящую мелодию и сделать оркестровку, сам же композитор был убежден, что ни один оркестр играть это не станет. Вопреки его ожиданиям, "Boléro" стало тем самым произведением, по которому Равеля узнавали современники и потомки. Композиция также понравилась известному любителю играть классику в джазовой обработке Жаку Лусье (Jacques Loussier) и знаковой фигуре в мире музыки 60-х и 70-х Фрэнку Заппе (Frank Zappa). Забавно смотрится, когда Заппа с сигарой в зубах старательно дирижирует оркестром, исполняющим "Boléro". Также неплохой кавер принадлежит немецкому гитаристу Вольфу Хоффману (Wolf Hoffman) – в его версии можно услышать даже блюзовые мотивы.


В попытках записать кавер на классическую музыку можно заметить желание погреться в лучах славы великих композиторов; благо, недостатка в этой славе они не испытывают. Но какой бы качественной не была такая кавер-версия, она никогда не встанет в один ряд с классическим исполнением, а ее автора никогда по ошибке не спутают с автором оригинала. С другой стороны, можно воспринимать новые версии как дань уважения к музыкальному наследию или как творческий поиск в более сложном жанре. Впрочем, что такое сложность классики? Говорят, Бах рассуждал так: "Играть на любом музыкальном инструменте очень легко: все, что для этого требуется, — нажимать в нужное время на нужную клавишу. А играть он будет сам". Только для этого неплохо бы, для начала, быть Бахом.

27.12.2010, Евгений КАМАРДИН (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: