ТЕХНИКА  Лучшие гаджеты десятилетия-2

Лучшие гаджеты десятилетия: из аналога в цифру и обратно, японские синтезатры и музыка в киношном звуке.

Странно оспаривать тот факт, что главным устройством нулевых все же стал компьютер. Именно вокруг этих "умных коробок" так или иначе выстраивалась вся техника последнего десятилетия. Но выстраивалась, надо сказать, очень по-разному. Одни всеми силами старались вписаться в этот околокомпьютерный мир и занять образовавшиеся в нем ниши, другие, наоборот стремились построить утопию "мира без компьютеров" то возвращаясь с светлое прошлое (как производители синтезаторов, возродившие "аналог"), то пытаясь создать светлое будущее (подобно изобретателям медиацентров). Итак, пойдем по порядку.

ЦАП (цифро-аналоговые преобразователи)

Музыка в файлах (а не на дисках) отлично подошла для мобильных устройств, но поначалу несколько осложнила жизнь любителям слушать музыку дома и в хорошем качестве. Да, никто не мешает хранить коллекцию в высоком битрейте или, еще лучше, в формате без потери качества, но ведь воспроизводить всё это поначалу приходилось обычной звуковой картой, а тут качество звука оставляло желать много большего. На помощь пришли внешние ЦАПы - устройства, получающие на вход цифровой сингал и выдающие преобразованный из него качественный звук. ЦАП с USB-входом (например, Cambridge Audio DAC Magic или Arcam dRAC) может работать, фактически, как внешняя звуковая карта и подключаться к любому компьютеру. Подсоедините ЦАП к вашей hi-fi системе и дело сделано - в неё отлично интегрируется компьютер, хранящий терабайты музыки.

Втрой вариант - внешний ЦАП, принимающий цифровой аудио-сингал по оптическому или коаксиальному S/PDIF. Сюда можно подавать сигнал как с компьютера (цифровым аудио-выходом сегодня снабжены очень многие звуковые карты) или, например, с недорогого DVD-плейера - внешний ЦАП существенно улучшит качество звучания. Для этого можно как воспользоваться отдельным ЦАПом, так и применить для этих целей ЦАП, встроенный в усилитель или ресивер. Для этого подойдет, например, Cambridge Audio 650 R или Hegel H70.

Медиа-центры

В эволюционной цепочке оставался один простой шаг – избавиться от компьютера. В самом деле, в качестве хранилища музыки и видео, он обладает рядом очевидных недостатков. В первую очередь это ненадежно и не всегда удобно. Например, для оцифровки любого сигнала с аналогового источника (скажем, винила), вам понадобится не только звуковая карта с качественным аналогово-цифровым преобразователем, но и базовые навыки владения аудио-софтом, плюс, собственно говоря, и сам софт. Медиа-центр (т.е. система для хранения, воспроизведения и записи музыки на основе цифровых носителей, например жеского диска) независим от многочисленных компьютерных хворей, и в управлении прост как айпод – нужные вам действия вызываются нажатием буквально пары клавиш.

К реализации медиа-центров производители подходят по-разному. Например, Loewe разработали универсальную систему, включающую в себя проигрыватель CD и DVD, а также FM-тюнер. Кроме этого, медиацентр читает данные с USB-устройств, легко интегрируется с портативным плейером вроде iPod или iPhone, может быть оснащен встроенным жестким диском, но главное – эта штуковина умеет получать данные из сети. Можно, например, проигрывать файлы с "расшаренных" дисков или воспроизводить звуковой поток из интнрнета. Еще один плюс такого устройства – медиацентр может использоваться в качестве ядра "многокомнатоной" системы.

Похожую систему разработала и компания Kaleidascape. С их сервера можно воспроизводить фильмы или музыку, а также копировать туда диски любых форматов, включая BluRay, а также пользоваться библиотекой, доступной через интернет. Такой центр может быть реализован в виде интегрированной системы (сервер + плейер "в одном флаконе"), но можно эти компоненты и разделить. Плюс в том, что к одному серверу можно подключить несколько плейеров, расставив их в нескольких комнатах.

Это, судя по всему, только начало, сейчас в процесс разработки медиа-серверов включаются всё новые игроки. Не так давно о планах создания собственного медиа-сервера объявили даже маститые производители high-end аппаратуры из немецкой компании Burmester.

Домашние кинотеатры

Казалось, от старого доброго стерео уже никуда не уйти. Идея с квадрофоническим звуком в своё время себя не оправдала – в конце концов, ушей у человека всего два, так что восприятие заточено именно под двухканальную систему. Однако распространение домашних кинотеатров привело к тому, что многоканальный звук стал чуть ли не стандартом де факто. Многоканальные системы делали абсолютно все, от производителей компьютерных колонок (в этом случае можно было разжиться системой 5-1 за смехотворные 50 долларов, правда на столько же эта система и звучала) до консервативных производителей hi-fi и hi-end комнонент.

Разумеется, "серьезные" системы домашних кинотеатров предназначались не только для просмотра кино, но и отлично годились для прослушивания музыки. В классическом варианте музыкальный диск слушается на обычном стерео: в роли передних каналов в такой системе используются обычные "музыкальные" акустические системы, а всё остальное при прослушивании музыки попросту отключается. Но дотошные меломаны регулярно проводили эксперименты, слушая музыкальные дискив киношном режиме. В результате, музыканты сами сделали шаг навстречу. Насыщенные пространственными звуковыми эффектами альбомы стали время от времени записываться в многоканальном формате. Речь, разумеется, в первую очередь идёт об электронике. В таком формате, например, издавал альбомы немецкий эмбиент-лейбл FAX, а Трент Резнор (Trent Reznor) даже сделал специальное переиздание в 5.1 своего классического диска "The Downward Spiral".

Синтезаторы

Несмотря на засилие программных синтезаторов, "железное" синтезаторостроение в нулевые годы тоже не стояло на месте. Пуще других усердствовали японцы из компании Korg. Они предложили сразу несколько устройств, ставших ныне музыкальным стандартом де-факто. Первым делом стоит вспомнить MicroKorg, миниатюрный трехоктавный синтезатор с вокодером, который сейчас входит в концертный набор у каждой второй группы, использующей клавиши. Сделали эту машинку в 2002-м и производят поныне, запустив недавно в производство новую модификацию, MicroKorg XL (главным недостатком первого "Микрокорга" справедливо считаются маленькие и неудобные клавиши). Внутренность MicroKorg практически полностью повторяет начинку их же модели Korg MS2000, цифрового синтезатора, сделанного по образу и подобию классических машинок семидесятых. Разница в том, что у "Микрокорга" сильно урезан блок управления – вместо полного набора кнопок, движков и ручек, тут два переключателя функций и две ручки, при помощи которых, однако, можно получить доступ ко всем возможностям программирования. Работать с такой штукой не слишком удобно, но зато весит она всего полтора кило и звучит на редкость мягко и винтажно.

Вторым революционным устройством от "Корга" стал эффект-процессор Korg Kaoss Pad. С точки зрения функциональных возможностей, в нем вроде бы и не было ничего нового (дежурный набор ревербераций, хорусов, фленжеров и эха в разных комбинациях плюс свежий, но не революционный эффект "заедания"), но каков визуальный эффект! Вместо того, чтобы в полутьме крутить едва заметные из зала ручки, теперь музыкант на глазах у изумленной публики видоизменял звук, водя пальцем по светящейся сенсорной панели.

Еще одним героем синтезаторостроения нулевых внезапно стал Дейв Смит (Dave Smith), легендарный инженер, стоявший в своё время у истоков стандарта MIDI и ставший одним из разработчиков синтезатора Prophet 5. Смит открыл свою собственную компанию Dave Smith Instruments, которая занялась тем, что методично возвращала к жизни аналоговый синтез. Аналоговые инструменты, отличавшиеся красотой мягкостью звука, практически перестали производиться еще в девяностые, уступив место цифровым (новая технология была дешевле и стабильней), однако звук "как в семидесятые" так и остался для электронщиков несбыточной мечтой.

Смит удивил не только тем, что стал производить аналоговые железки (строго говоря, большинство его синтезаторов – гибридные, там есть как аналоговые, так и цифровые компоненты), сколько тем, что сделал их доступными и популярными. Практически любая его машинка, будь то монументальный PolyEvolver или миниатюрный Mopho – находка для музыканта. Смит даже планировал возродить легендарную ритм-машину LinnDrum, объединив усилия с её автором, Роджером Линном (Roger Linn), но до производства этот аппарат, увы, так и не дошел.

Контроллеры

Мощнейший толчок к дальнейшему развитию техники и появлению совершенно новых устройств дало развитие музыкального софта. Внутри лаптопа, при помощи одних лишь программ, как оказалось, можно делать удивительные вещи, но вся эта виртуальная кухня совершенно не подходят для живых выступлений. Не подходит по одной простой причине – лицезреть концерт "лаптопщика" (пусть даже внутри его компьютера происходит импровизация и свободный творческий полёт) примерно так же увлекательно, как наблюдать за человеком, читающим ежедневную почту.

Да, существуют миди-клавиатуры, но ведь электронный "лайв" – не только и не только игра на клавишах, да и современный софт занимается далеко не тем, что изображает из себя синтезатор. Частенько живое выступление электронщика – этакий "микродиджеинг", когда композиция собирается на ходу из микроскопических деталей, синхронизированных во времени. Этот процесс чем-то напоминает сборку паззла на глазах у изумленной публики, с той лишь разницей, что кусочки головоломки всегда складываются в одну и ту же картину, здесь же результат может быть совсем разным.

Всё это (а заодно и появление программ типа Ableton Live, идеально заточенной под такое действо) привело к появлению контроллера как нового музыкального инструмента. Инструмент нового поколения напоминает большой квадрат, усеянный разноцветно перемигивающимися кнопками. Игра на такой штуке визуально напоминает игру на клавишах, только вместо черных и белых – цветная матрица, где по вертикальной оси располагаются партии разных инструментов или просто отдельные звуки или фрагменты (вплоть до сэмплов из кинофильмов), а горизонтальная соответствует оси времени. Разумеется, привязывать все кнопки к "аблетону" совсем не обязательно – при помощи них можно управлять эффектами (почти как в Korg Kaoss Pad), на кнопках можно настукивать пальцами перкуссию или даже играть как на фортепианной клавиатуре.

Первыми активизировались независимые производители. Одной из ранних пташек оказался Monome (главным его пропагандистом был музыкант Daedelus). Конкурентом этого контроллера был французский прибор Lemur, главное отличие которого было в том, что Моном состоял из группы кнопок, а Лемур реализовывал их при помощи сенсорного экрана. Вскоре к делу подключились "мейджоры" в лице Akai и Novation. И если Моном и Лемур были скорее штучной продукцией для "гиков", то APC40 и Novation Launchpad стали продаваться едва ли не в каждом компьютерном магазине.

Еще дальше зашли в этом направлении инженеры из Yamaha, сделавшие на базе матричного интерфейса отдельный инструмент, получивший название Tenori-On. Чтобы играть на этой штуке, уже не нужен компьютер – все основные звуки (как мелодические, так и ритмические) зашиты в его память. Очевидным плюсом такой штуки стала мобильность (электронщик Four Tet рассказывал, что пользуется ей в самолетах и даже написал при помощи Tenori-On один из своих треков, "Sing"). Однако Тенори-Он вполне подходит и как сценический инструмент – о том, что можно сделать, имея такую машинку в концерном "сетапе" отлично демонстрирует певица Little Boots. В направлении "альтернативных решений" стоит вспомнить и Reactable – этакий конструктор, позволяющий собирать звук из кубиков (в роли "блоков" используются волны, фильтры и прочие составляющие синтезаторной схемотехники). Главным адептом этой техники считается известная своей эксцентричностью Бьорк (Bjork).

Чего ждать дальше?

Очевидно, дальнейшей универсализации стандартов. Любое устройство будет способно сообщаться с любым другим по общему интерфейсу, подобно героям камероновского "Аватара". Кроме этого, любая железка от айпода до телевизора будет иметь возможность выходить в интернет. Пользы тут масса - и телепрограмму скачать, и прошивку новую подгрузить, и, главное, фильм или музыку из сети взять. Все же распространение сервисов типа Spotify скорее всего привезет к тому, что большинство музыкальных систем вообще не будут нуждаться в собственном хранилище. Даже синтезатору от такого механизма есть прок - нелишней, например, будет функция сохранения звуков на сервере (как хранятся там сейчас контакты от ICQ) или организация работы в многопользовательском проекте, когда над одним треком смогут работать музыканты из разных точек планеты. Такие системы есть и сейчас, но вот их удобство пока оставляет желать много лучшего. Разумеется, победят беспроводные технологии - и музыкальный центр, окутанный копной проводов, отойдет в прошлое. Каждый прибор в приделах досягаемости беспроводоного вещания, будет автоматически определяться центральной системой и, если нужно, синхронизироваться со всем остальным "железом". Вот вам и "умный дом" - многокомнатные системы, доведенные до абсолюта.


Звуки благодарят салон Burmester за помощь в организации публикаций. Burmester - постоянный партнер Звуков, благодаря которому мы с вами имеем возможность следить за новостями и открытиями в области музыкальной техники. Помимо прочего, в их салонах проводится прослушивание, в ходе которого можно услышать, как звучат ваши любимые записи на разных hi-end системах.

10.12.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: