Christian FENNESZ  Море шума

Кристиан Феннеш – культовая фигура в экспериментальной музыке. В его композициях будто бы пытаются друг друга перебороть две составляющие: тихие и гармоничные гитарные зарисовки живут своей жизнью, а абразивные потоки разнородного шума, хруста и треска – своей, как если бы Робин Гатри давал концерт в помещении работающего завода и при сгоревшем комбике.

То, что в Москве на одной и той же площадке с разницей в неделю выступят Oval и Кристиан Феннеш (Christian Fennesz), выглядит символично. Оба – культовые фигуры в экспериментальной музыке, исповедуют сходную идеологию, где в основе лежит лёгкая неисправность. В композициях Феннеша будто бы пытаются друг друга перебороть две составляющие: тихие и гармоничные гитарные зарисовки живут своей жизнью, а абразивные потоки разнородного шума, хруста и треска – своей, как если бы Робин Гатри (Robin Guthrie) давал концерт в помещении работающего завода и при сгоревшем комбике. И пусть оба они – не Radiohead, и не Aphex Twin, привоз обоих - веха для московских промоутеров. Если Oval, по сути, перестал гастролировать еще тогда, когда никакой концертной жизни в России толком не было, то Феннеш в последние десять лет только и делал, что колесил по миру. И вот только сейчас доезжает до Москвы и Петербурга, хотя разговоры о его привозе велись как минимум последние лет пять-семь. Сначала поговаривали о его приезде в "Авант" и в "Икру", а в 2007-м он должен был выступать здесь с Майком Паттоном (Mike Patton), но и этот концерт в итоге сорвался.

Принципиальная разница между Маркусом "Oval" Поппом (Markus Popp) и Кристианом Феннешем в том, что первый – все же в первую очередь саунд-дизайнер, экспериментатор, живущий в собственной лаборатории как в башне из слоновой кости. Феннеш – экстраверт. Музыкант, чья стихия – живая игра, импровизация и многочисленные коллоборации и джемы. В его дискографии с десяток совместных альбомов, где он объединяется то с участником Sonic Youth Джимом О'Рурком (Jim O'Rourke), то с Рюичи Сакамото (Ryuichi Sakamoto), то с Микой Вайнио (Mika Vainio) из Pan Sonic, то с Марком Линкусом (Mark Linkous) (Sparklehorse). Эволюция "от Овала до Феннеша" наглядно демонстрирует путь от девяностых к нулевым, переход от стерильной электроники к экспериментам на стыке жанров, из которых в конце концов выросли и современный дрон-эмбиент, и экстремальные формы "пост-всего" вроде Sunn O))).

Для знакомства с музыкой Феннеша идеально подойдет его альбом "Endless Summer", датированный 2001-м – с одной стороны, самый мягкий и мелодичный (если такие слова вообще подходят для описания подобной музыки), с другой – полностью раскрывающий и его экспериментальную сторону. Именно после выхода этой пластинки Кристиан и оказался той самой "универсальной фигурой", объединившей любителей эмбиента, пост-рока, нойза и даже металла.

Fennesz
Санкт-Петербург, Центр им. Сергея Курехина, в рамках фестиваля "Электро-Механика"
27 ноября

Москва, КЦ "Дом"
28 ноября 20:00

18.11.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Christian FENNESZ - свежие публикации: