Trey GUNN  "Я свободная частица, я со всеми - и сам по себе"

Знаменитый музыкант Трей Ганн рассказал Звукам об отшельничестве Роберта Фриппа, тяжелых творческих исканиях Эдди Джобсона и о том, почему играть в дуэте куда комфортней, чем в трио.

Многоликий Трей Ганн в последние годы ухитряется работать с потрясающей интенсивностью: он то выпустит новый сольник, то выйдет на сцену с бывшими товарищами по King Crimson, то выпустит очередной учебник по игре на своем коронном инструменте warr guitar. Накануне российских концертов проекта TU, в котором Трею помогает его давний приятель Пэт Мастелотто (Pat Mastelotto), Ганн рассказал Звукам об отшельничестве Роберта Фриппа (Robert Fripp), тяжелых творческих исканиях Эдди Джобсона (Eddie Jobson) и о том, почему играть в дуэте куда комфортней, чем в трио.

Звуки.Ru. Трей, первый вопрос - почему же ты все-таки отправляешься в тур именно с TU? У тебя ведь такое количество проектов, а вот в тур ты едешь c Пэтом Мастелотто. В чем причина?
Трей Ганн. Все очень просто. Пэт - мой близкий друг и всегда рядом. Я могу ему позвонить и сказать: "А поехали-ка в тур, что-то давно мы никуда не ездили". И Пэт, как правило, немедленно соглашается. Это первое. А второе - нас всего двое. А двоим музыкантам куда легче договориться, нежели троим и уже, тем более, четырем! При этом, заметь, договориться не только на сцене, но и за ее пределами.

Звуки.Ru. Тогда не могу не задать вот какой вопрос - у TU всего один студийный альбом, записанный много лет назад...
Трей Ганн. Ну и что?

Звуки.Ru. А вот что - на этом альбоме четырнадцать композиций. Выходит, что тебе и Пэту приходится на концертах "гонять по кругу" старый материал. Не скучно?
Трей Ганн. С чего бы это? Смотри, какая штука - то, что записано в студии, это, скажем так, фиксация того, что мы с Пэтом хотели играть на тот момент. Сейчас мы можем хотеть играть что-то другое. А можем и не хотеть. И мы совершенно не обязаны нота в ноту на каждом концерте повторять то, что записано на пластинке. Это невозможно, больше того - я толком и не помню, что да как там было сыграно. Зато все основные темы я помню, как, надеюсь, и Пэт (смеется). И мы можем импровизировать, играя "по мотивам" того, что когда-то записали. А поскольку нас на сцене всего двое - эта импровизация неизменно обречена на взаимопонимание и на взаимную поддержку. Я же говорил - двоим людям всегда легче договориться! Так что я очень рад, что у нас есть те самые четырнадцать вещей - это четырнадцать тем для импровизации, непаханное поле!

Звуки.Ru. Ты с легкостью идешь на альянсы с другими музыкантами...
Трей Ганн. Почему я должен этому сопротивляться? Если друзья приглашают меня поиграть, а я свободен - то почему бы и нет?

Звуки.Ru. Так что не удивляйся, что я начну спрашивать тебя о разных группах, в которых ты играл или играешь...
Трей Ганн. О нет!!! Только не о King Crimson! Я так и знал!!!! (дико хохочет, делает ужасающую гримасу и машет руками)

Звуки.Ru. А я не о Crimson! Я конкретно о Роберте Фриппе. Сохранилась ли между вами какая-то общность?
Трей Ганн. Мы друзья. Мы все еще друзья. Впрочем, нет, не так: мы были, остаемся и, надеюсь, останемся друзьями. Просто у Роберта есть совершенно четкий психотип поведения. Он - домосед, его ничего не интересует, кроме музыки. И он в какой-то степени эгоист, только не надо думать, что это слово его как-то очерняет. Нет, просто он целиком погружен в то дело, которым занят в данную минуту. Вот сейчас ему интересно сидеть дома, не ездить на концерты и погружаться в ту музыку, которая звучит у него в голове. Он, можно сказать, медитирует - ничего другого его не волнует, это наносное, он даже внимание на это не обращает. Кого-то это может раздражать, меня - нет. Мы перезваниваемся, болтаем, но я прекрасно понимаю, что сейчас Роберту нечего мне предложить. Равно, как и мне ему - ему ни мои, ни чьи-либо еще предложения не нужны. Роберт абсолютно самодостаточный человек, за что я его и люблю, и восхищаюсь им. А когда меня спрашивают о Crimson - хорошо, что ты этого не сделал! - я всегда говорю: "Это не ко мне, это к Роберту".

Звуки.Ru. А что происходит с другим проектом, в котором ты принимал участие - UKZ?
Трей Ганн. А это, опять же, не ко мне, а к Эдди Джобсону. Вот, кстати, еще один, полностью погруженный в собственные мысли и идеи человек. Я вообще не уверен, что есть такая группа - UKZ. Ну, мы встретились с Эдди, поиграли вместе, а потом ему это стало неинтересно, у него теперь другой проект - U-Z, и я к нему не имею ни малейшего отношения. Но Эдди, в отличие от Роберта, сейчас - куда более активен. Если Роберт сидит дома, то Эдди готов играть концерты, выступать, период затишья и отшельничества у него прошел. Но он не приглашает меня, а я не навязываюсь.

Звуки.Ru. А есть еще Киммо Похьённен (Kimmo Pohjonen) и KTU...
Трей Ганн. Тут как раз все отлично! Мы записали в 2009 году новый альбом KTU - "Quiver", и Киммо присоединится к нам с Пэтом в российском туре, так что с KTU нет никаких проблем. Это - активный проект, живой, приходите на концерты, покупайте пластинку, здесь нет никаких проблем.

Звуки.Ru. Но при этом меньше года назад ты выпустил свой новый сольник - "Modulator".
Трей Ганн. А это не совсем мой сольник! Это тоже дуэт - я же говорю, мне удобно играть вдвоем с кем-то, я не люблю большие группы - дуэт с барабанщиком Марко Миннеманном (Marco Minnemann). Записывался альбом так: Марко начинал играть тему, я подхватывал, чистая импровизация, по сути. Это очень сложно, но в то же время - жутко интересно.

Звуки.Ru. А почему тогда бы не поехать в тур с Марко? Все-таки, это был бы промоушен нового сольника...
Трей Ганн. Была такая идея. Но Марко - занятой человек, ничуть не менее занятой, чем я. И Марко довольно тяжел на подъем. А еще Марко - перфекционист. Я предлагал ему поехать в тур, и первое, что он мне сказал - "А как мы поедем на гастроли, если не отрепетируем все эти вещи?". Почти час сложной музыки отрепертировать, знаешь ли, не так-то просто. Я был готов к репетициям, но наши с Марко графики слишком плотные, так что, может, мы и поедем в тур, но попозже.

Звуки.Ru. Пэт, Марко... Я вспомню еще и Билла Брафорда (Bill Bruford), и Эрика Слика (Eric Slick), с которым ты выходил на сцену в рамках The King Crimson Project... А кого ты считаешь самым лучшим барабанщиком, с кем тебе легче всего играть?
Трей Ганн. Со всеми! Все они - прекрасные музыканты. Есть еще куча барабанщиков, с которыми я не играл, и они тоже - отличные музыканты! (смеется)

Звуки.Ru. Но на гастроли ты едешь с Пэтом. Он для тебя кто, в первучю очередь близкий друг или все-таки музыкант, с которым хорошо и удобно играть?
Трей Ганн. И то, и другое. Друг, конечно же. Но и музыкант. То есть совпали два важных момента: мой близкий друг, с которым мне нравится проводить время, болтать о всяком, просто ездить по миру - он, оказывается, еще и отличный барабанщик. И мы сочетаем в наших гастролях оба этих начала: с одной стороны, это - путешествие двух близких друзей, которым нравится проводить время друг с другом, а с другой - это тур двух музыкантов, один из которых первоклассный барабанщик.

Звуки.Ru. То, что ты делаешь, балансирует на очень тонкой грани между прог-роком и авангардом. А сам ты как себя определишь - ты рокер или авангардист?
Трей Ганн. Я - очень (подчеркивает), очень авангардный рокер (смеется). Мне нравится эксперимент. Значит, я авангардист. Но при этом мне безумно нравится импровизация. Значит, я джазмен. И мне безумно нравится выходить на сцену и устраивать откровенное музыкальное безумие. Выходит, я рокер. При этом мне удается находить общие темы и с авангардистами, и с рокерами, и с джазменами. Так что я - такая свободная частица, я со всеми и сам по себе. И мне в этом состоянии более чем комфортно!

TU
Москва, клуб Gogol'
18 ноября 20.00

16.11.2010, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

Trey GUNN - свежие публикации:

  • События - Рассказываю, как все было..., 09.11.2010
    Ретроспектива работ Трея Ганна выйдет 16 ноября »»
  • Альбом дня - Untune The Sky, 27.02.2004
    У Трея Ганна (Trey Gunn) довольно странная музыка. Это нормально. В King Crimson все музыканты - довольно странные люди. Во всяком случае, те, кто играет там долго. А Трей Ганн (даже имя какое-то "не »»