ФЕСТИВАЛЬ  Но я - не полевой командир, а я - лейтенант запаса...

Применительно к фестивалю "Беломор-буги" слово "самый" произносится без всякой натяжки. Самый северный, самый старый, самый заслуженный фестиваль России действительно умеет произвести впечатление –кажется, на всех, кроме жителей родного города...

Применительно к фестивалю "Беломор-буги" слово "самый" произносится без всякой натяжки. Самый северный российский фестиваль – проходит на Белом море. Самый старый– в этом году отмечает 17 лет своего существования. Самый крупный – двухдневная программа охватывает всю Россию, от столиц до самых до окраин. Здесь на одной сцене можно встретить группы из Смоленска и Сыктывкара, Брянска и Краснодара, Перми и Москвы. Самый независимый – никакой поддержки от властей и пивных спонсоров, никакой политической "крыши", никаких лозунгов и тупых "форматных звезд", только музыка – и музыка настолько хорошая, что услышать ее приезжают со всех городов страны.
Звуки уже не первый год пишут о "Беломоре", каждый год мы, а также наши питерские, вологодские и пермские коллеги, привозим из Архангельска свежие музыкальные впечатления и порцию восторгов. "Беломор" действительно умеет произвести впечатление – кажется, на всех, кроме жителей родного города...

День всенародного единства самолет "Москва-Архангельск" отмечает в воздухе, невзирая на слезные просьбы стюардесс. Развеселая нетрезвая компания, всю дорогу пытавшаяся завести со мной знакомство, интересуется, что я буду делать в их замечательном краю. Фестиваль? Какой фестиваль? "Беломор-буги"? – Не слышали...
Утро. Троицкий проспект, центр города. До начала концертов – добрых часов пять, самое время посидеть в кафе и развиртуалиироваться с ЖЖ-френдами. Вы собираетесь на фестиваль? – На фестивааааль? Нееее, не уверены...
К Московскому проспекту меня подвозит смешливый парень, рассказывающий о своей рок-юности во Пскове. Пойдет ли он на "Беломор"? – А что это? А, фестиваль? Что, вот прям здесь? Ну, не знаю, мне тут еще по делам надо...

“Нет рекламы" - самое простое объяснение происходящему, но оно не совсем справедливо. Реклама в центральной городской газете и по радио, листовки и флаеры – кажется, организаторы сделали все (кроме, пожалуй, пиратской расклейки афиш), чтобы собрать зал. Но билетов продается пара тысяч.
"Беломор-буги" проходит в развлекательном центре семейного типа. На фасаде ничто не напоминает о том, что здесь сегодня здесь рубятся суровые музыканты со всей страны. Родители приводят детей на боулинг и в семейное кафе, на верхних этажах проходит киносеанс. "А афиши они почему-то не повесили", - грустно разводит руками организатор Александр Мезенцев. - Можно подумать, им деньги не нужны".

Александр Мезенцев - пожалуй, последний рыцарь рока на просторах страны. Его крохотная команда делает фестиваль с такой отдачей и таким уровнем КПД, что на протяжении двух дней мне остается только удивляться. Расписание выполняется с точностью швейцарского Montreux, забота о журналистах тут превосходит венрегский Sziget, удобство музыкантов и райдер - на уровне британского Glastonbury. Прибавьте к этому простую человеческую заботу - и вы поймете, почему местные музыканты молятся на Мезенцева... а также почему он не вызывает никакой симпатии у чиновников от культуры. Но Александру и его подопечным досталась на редкость неотзывчивая аудитория. В Москве и Питере даже самая захудалая начинающая команда всегда может рассчитывать на несколько десятков друзей, которые поддержат ее в ответственный день. В Архангельске народ предпочитает заполнять амфитеатр и трибуны, чтобы потом снисходительно похлопать пару раз из темноты. Немудрено, что средний стаж жизни местных групп составляет 3-5 лет: кто же захочет рубиться перед равнодушным залом?

А между тем, программа "Беломора" составлена умно и со вкусом. Здесь в разумных пропорциях собраны олдскул и "модные" жанры, при этом первый день фестиваля традиционно отдан на откуп более тяжелым составам, а второй заполняет яркий жанровый винегрет, в котором можно обнаружить несколько рифмующихся ходов: ретро-рок и свинг, фолк-панк и грандж хорошо "работают" на раскачку аудитории, а в перерывах можно передохнуть и послушать что-нибудь свежее и "умное".


День 1. 5 ноября.

Фестиваль открывают молодые местные глэмстеры Snacks&Pedals. "Ну что, вжарим?" - с места в карьер стартует веселая, задиристая программа, в которой на передний план почему-то выведены барабаны и англоязычный вокалист,- голосу последнего остро не хватает делэя и некоторой разборчивости, но ударные по-настоящему хороши и затейливы. Их крепкий олдскульный рокешник - что-то вроде консервированного воздуха урожая 70-х: бодро, ровно и малосодержательно. Но за песню "Metal Up Your Ass" кое-кто из грандов отвалил бы сонграйтеру немало зеленых.

Следом, как с конвейера, на сцену сходят еще две команды, у руля которых стоят длинноволосые статные блондины. Chrome Masters с ходу презентуют публике вокал, переходящий в ультразвук, после чего проводят слушателя по всем закоулкам hard’n’heavy. Лидер-вокалист Артур Михеев обладает выигрышной внешностью Роберта Планта; правда, в том, что касается музыки, группа уверенно держит курс на более пронзительных мастеров - Judas Priest и Manowar. Похоже, ребятам не везет со звуком: в первой половине шоу гитарист явно не слышит себя в мониторах и играет на полтона выше. Но быстро выправляется, и дальше концерт идет как по маслу. Свои хорошо аранжированные композиции группа выдает со здоровой агрессией. Единственное, в чем можно упрекнуть этот сет – в излишнем пафосе и нездешней помпезности. Пожалуй, это - следствие некоторой отчужденности музыкантов (говорят, состав этой группы часто меняется и участники просто не успевают притереться друг к другу). Но нельзя не отметить стройность аранжировок и хороший баланс драйва и мелодичности.

Немного доброго юмора и сценической гибкости – вот чего не хватает Chrome Masters, и именно этот момент учли их сограждане, совсем молодые ребята, назвавшие группу Electric Iron ("Электроутюг"). Приятно видеть, что парни четко отделяют сценический имидж от повседневной работы: одну из своих песен, едва ли не самую мощную, они трогательно называют на репетициях ”Паровозик из Ромашково". Будет здорово, если "утюги" и в свои выступления сумеют привнести здоровую иронию. Команда играет всего полтора года, но уже демонстрирует нешуточный драйв. Кстати, вокалист там тоже лепит себя с Планта – только вот поет он, к сожалению, не столь убедительно, периодически мажет мимо, верхние ноты берет с опаской. Зато в этой игре есть главное: артистизм и всепобеждающий напор. Плюс юность - а это значит, что при должной настойчивости группа способна продемонстрировать хорошие темпы роста.

Но вот группа, которая "сделает" всех предшественников - Gentoo. Найти эту группу в поисковике довольно непросто (надо же было взять себе название в честь известной ОС Linux!), но оно того стоит: лидер команды, харизматичная и прыгучая Ксения Кашина, смогла собрать состав, которому предстоит "побить" всех участников двухдневного фестиваля. Это не просто хороший уровень - это хороший европейский уровень. Крепко сбитая, улыбчивая и прыгучая девчонка с разноцветными дрэдами до попы делает забойнейший грайнд и метал-кор, от которого публика наконец растормаживается и выходит на танцпол поразмяться. Вокальные данные и уверенность в себе позволяют лидер-вокалистке использовать и гроулинг, и высокие ноты, поэтому ее сет производит совершенно сногсшибательное впечатление.
Шоу, которое делает "Дженту", рассчитано не только на бездумные скачки, но и на интенсивное общение: вот и народ уже начинает улыбаться и хлопать, вот и первый слэм...
Откуда такая невероятная свобода и харизма? - этот вопрос занимает меня, пока я не отлавливаю Ксюшу за кулисами. Разгадка проста: в обычной жизни вокалистка суровой группы преподает хореографию в детском саду (!). Немудрено, что при такой работе она развила удивительные способности к коммуникации - ей досталась самая непростая аудитория в мире!
Впереди у команды - выход альбома, позади - две смены состава. Успеет ли Gentoo добраться до вершин чартов в нынешней версии - неизвестно. Но так хочется, чтобы это произошло!..

Краснодарцы Newton играют ту всепроникающую разновидность гранджа, которая не запоминается решительно ничем - похоже, музыканты предметно работают над тем, чтобы их игра выветривалась из головы немедленно после того, как заканчивается композиция. Вы скажете - чего ты хочешь от гранджа? Я возражу: но почему каждый может напеть мелодии песен Кобейна?

Следом за краснодарцами вновь выступают хозяева площадки - Enemy Down. Это такая команда-калейдоскоп: они пока не определились, что им больше нравится играть, поэтому на всякий случай включили в программу и баллады, и хороший хард-кор, и пост-рок в духе Mono. Но лучше всего парням удаются кричалки в духе RATM - если запретить им употребление английских слов, карьера может сложиться удачно.

Полную невнятицу представила на фестивале Пермь: несмотря на то, что ее музыка нынче в фаворе у столичных продюсеров, считающих город оплотом авангарда, его представители My Re[z]istance демонстрируют архаичный металл, художественно расстроенную гитару и песни, утащенные сразу из всех подвалов мира. Основная проблема группы - в том, что она не умеет вовремя остановиться, эксплуатируя один и тот же удачный рифф до упора. На пятой минуте однообразие реально достает, в тексты вслушиваться уже скучно - такое впечтление, что в этой мешанине звуков кто-то уже порылся до нас.

А вот мелодик-метал ярославских Inexist, наоборот, звучит профессионально и сыгранно. Прежде всего, Inexist эффектно работает именно как гитарная формация: здесь серьезное внимание уделяется инструментальным сплитам, ритм-секция служит бережной поддержкой лидирующей партии, отличная соло-гитара - партии уместные и точные. Свинг барабанщика и вовсе можно использовать в качестве учебного пособия. Но хорош и контент: вокал по-настоящему красив, а тексты небанальны. Обязательно найдите альбом "Погружение", выпущенный группой недавно, на нем есть несколько славных вещей в духе группы Кирпичи и форматная вещь "Я пытаюсь бежать". Особую радость доставляет публике лысый как коленка вокалист: он динамичен, классно двигается и отлично удерживает внимание зала.

Yuri Mikhailov Group - вот абсолютный хедлайнер вечера. Виртуозный гитарист Юрий Михайлов, которому в этот день пришлось рубиться в буквальном смысле за троих. Группа смоленского виртуоза - басист Виктор Липовой и барабанщик Артур Автандилян - не смогла присоединиться к Юрию, поэтому ему пришлось солировать под минусовку. Если вы считаете, что это сказалось на качестве игры - ничуть! Юрий показал истинный инструментальный класс. И ничего, что его сет выглядел похожим на финал чемпионата Guitar Hero - герой в этом зале был определен с первых тактов, больше напоминавших скоростную стрельбу из футуристического оружия.
Где берется такая головокружительная техника? - Причиной всему академическое образование. Юрий был вундеркиндом, с детства выступал на краевых концертах с... домрой. Ребята, это даже веселее, чем скрипочка! С 1998 года он перешел на электрогитару, развивал свою бешеную технику и засветился в составе Alex Sigmer и Heads or Tails. Но Михайлов - прирожденный лидер, и с недавних пор уже в составе собственной группы он играет яркий, атмосферный хард, от которого Сатриани и Вай немедленно отправляются в курилку. Инструментальные пьесы Юрия довольно "кинематографичны", на их происхождение явным образом намекают названия композиций: "Rock'n'roll Way", навеянная "Resident Evil" "Spy Games" и наполненная скрытой нежностью "Andromeda". При плохом раскладе такое мастерство заслуживает места соло-гитариста в серьезной западной команде. При хорошем - мировой известности во главе собственной группы.

Лисьи хвосты, расшитые косоворотки, окрики и посвисты молодецкие - на сцене нарисовались представители реставрационного режима, москвичи Аркона. Pagan metal этой группы всегда вызывал у меня некоторое недоумение: я попросту не понимаю, как материал альбомов "Гой, Роде Гой!" или "От Сердца к Небу" можно петь на полном серьезе. Но, оказывается, концертная версия выступления носит характер буйного скоморошества, а кавалерист-девица Маша Архипова способна не только исторгать из себя призывы возродить Русь великую, но и подбить народ на вождение хоровода под песню о солнышке ("Ярило") и хоровое исполнение песни "Леший".
Очарования выступлению "Арконы" добавляют этнические инструменты - дудки и волынки, благодаря которым музыка звучит куда интереснее. Духовые выручают даже плоскую умцу-умцу песни "Стенка на стенку" - слушая эти партии, хочется не прыгать, а стоять, улыбаясь до ушей. А как неожиданно звучит аранжировка песни "Я за то люблю Ивана"!..
Приятно наблюдать, как к концу вечера публика собралась у сцены и не хочет отпускать любимых музыкантов восвояси. Но впереди у нас - вечерний джем в клубе "Колесо", а назавтра - вторая часть "Беломора"...


День 2. 6 ноября.

Открывающие день музыканты из Северодвинской команды Fанк Sтерлинг играют перед импровизированным худсоветом. На танцполе перед ними пританцовывают журналисты со всех уголков нашей неотзывчивой Родины. Больше в зале в 3 часа дня нет никого, но журналисты - в восторге.
"Меняем фанк на стерлинги!", "Деньги в руки - будут звуки!" - для кого-то подобное кредо звучало бы излишне нахально, однако для FS это не больше чем веселая речевка. Они играют солнечный фьюжн с явным привкусом джаза и панка. Тем веселее мне узнать, что духовая секция группы играет в военно-морском оркестре - занятие, предполагающее жесткую исполнительскую дисциплину!
Лидер команды, сонграйтер и вокалист Сергей Самодов, обладает резким голосом и поет в наступательной манере. Он пытается выстраивать на сцене образ обаятельного хама, трамвайного ловеласа - но по его сияющему лицу слишком очевидно, что в жизни он - романтик до мозга костей. Это весело, это свежо и... слегка наивно: "Она сказала - вымой руки, прежде чем коснуться меня!", сопровождаемое нежной трубой, звучит нелепо - сюда просится текст посложнее либо музыка поубедительнее.
Веселый бит с хулиганскими текстами с мультяшными барабанами и романтичным тромбоном - патентованный рецепт счастья для танцпола. Ближайшие родственники этой группы в Москве пользуются почетом и уважением: Вася Ложкин, Мерсиметро давно стали классикой андеграунда. Теперь у них появился отличный северный собрат. Группа играет меньше года, и есть серьезные основания полагать, что главные хиты у нее впереди.

"Эй, прохожий, проходи..." Группа Прохожий из соседнего Новодвинска играет кроссовер с непроницаемыми лицом. Пятерка за технику, двойка за артистизм: три гитары, в которых лидерство наряду с соло-гитарой внезапно берет бас, звучат здорово, однако копировать Макаревича стоит, когда твой тембр обладает известной задушевностью, да и общаться с публикой все же полезно. Пожалуй, группе стоило бы сконцентрироваться на инструментальных номерах: вывести вперед соло-гитару и играть спид уровень технической подготовки вполне позволяет. Вообще говоря, приятно, что каждая первая группа на сцене фестиваля действительно умеет играть - это дорогого стоит.

Марсианско-русский сет группы Йота - традиционный рок-лубок. Звучит он довольно беспорядочно и неотстроенно: зачем-то вывели вперед вокал солиста Бориса Шитикова, и тот в результате заглушил чистую трубу и красивый бас. Такое впечатление, что этому составу нужен другой солист, а солисту - другой состав.

Но для меня самым незабываемым выступлением этого фестиваля станет, конечно же, выступление потрясающих Kid Logic. На самом деле, это - супергруппа: ритм-секция мэтров прогрессив-металлической формации Blind Vandal помогает расправить крылья молодым виртуозам - Александру Дорофееву и Вадиму Баеву.
В этой группе прекрасно все: и то, как два гитариста ведут разные мелодические линии, не перекрывая друг друга, и то, как слаженно звучит состав... и особенно - как Дорофеев играючи, с озорной улыбкой, вытворяет на гитаре такое, что у нас глаза на лоб вылезают. Он играет весело и легко, без всякого напряга, его удивительная техника и мощный напор - настоящее открытие. Особенно интересно то, что Александр - самоучка. Для него просто не существует ограничений и правил, его напор их попросту сметает.
Именно Kid Logic может в ближайшее время стать важнейшей частью архангельского музыкального экспорта. Увидев название этой группы на афише, не пропустите ее. Вас ожидает потрясение.

Не везет череповецким ребятам из Voltum: после такого сета они просто "не звучат". Громкий и неразборчивый грандж, поверх которого развевается стенающий вокал - не лучшая находка.

Куда лучше смотрится и звучит питерский состав Karmuazine. Энергетический центр этой группы - три девушки: нежная солистка Мила Юрченко, которой хорошо удаются броские фразы типа "Love is not vegetarian", экспрессивная скрипачка Мария Шагинова и "пространная" клавишница Татьяна Есина. Собрать этот плывущий атмосферный инди позволяет предельно четкий бас Ивана Колосова. Группе хорошо удаются "традиционные" номера - сет выглядит как развлекательная прогулка по жанрам инди-поп музыки. Не очень понятно, почему авторы называют это "трип-хоп" - возможно, потому, что вокалу и ведущим инструментам недостает напора; но программа, безусловно, заслуживает внимания.

А вот, наконец, и хорошо сыгранный пост-панк. Северодвинские музыканты из Indigo Junks - их восхититильные барабаны и общая расстановка сил напоминают ИДМГ, гитара басиста умеет разговаривать, а перекличка солистов похожа на перестрелку.
Довольно традиционно звучат сыктывкарские поп-рокеры The Kite Runners. Их солист Иван Тропников обладает тембром Джима Моррисона и неплохим английским произношением - но этим для меня достоинства группы исчерпываются.

Если и есть что-то, чего не хватало на этом фестивале - так это хорошего профессионального фолк-рока. Для того, чтобы представить его на "Беломор-буги", понадобилось аж из Брянска привезти фолк-панкеров Почти Непьющий Оркестр, вдохновляющихся творчеством The Pogues и The Dubliners и умудряющихся при этом сохранять собственное, дикое, но очень симпатичное лицо. Состав и звучание - банджо, аккордеон и три гитары - эти парни скопировали с группы Шейна МакГоуэна (Shane MacGowan). Но угар, мощная мелодическая основа песен и алко-веселье в стиле "загулявшая свадьба" у них целиком свои.

А песни!.. Они безбашенно танцевальны, и нет ничего лучше, чем петь их хором. Особенно удачны номера "Небо.Асфальт.Луна" и "Он будет жить". На закуску ПНО исполняют одну из популярных кельтско-шахтерских баллад, которую так уважают поклонники Pogues - "Dirty Old Town". Но публику, разумеется, больше всего радуют разрывные джиги и громкий звериный рык, который время от времени издает колоритный вокалист Juice.

А в финале фестиваля выступает московская ретро-формация Пижоны - у нас этих колоритных парней можно увидеть разве что на коропоративах либо на тематических фестивалях, а здесь они разернулись вовсю! Контрабасист основателя команды Олега Усманова стилизован под синий замшевый ботинок, зал наполняют звуки мело-свинга и буги-вуги. В зале находится даже несколько человек, сносно исполняющих линди-хоп. В репертуаре "Пижонов" - куча вечнозеленых хитов, от "Tu Vuo Fa L'Americano" до "La Bamba” - и, конечно же, буги на любой вкус и цвет. Это самое логичное завершение фестиваля "Беломор-буги"... однако в ночи нас, по традиции, ждет after party со всеобщим джемом, переходящим в братание музыкантов всей страны, и вот там-то музыка будет играться самая разнообразная.


Почему создателям "Беломор-буги" удается собрать такой крепкий и разнообразный состав при минимуме ресурсов? - пожалуй, у меня есть ответ на этот вопрос. Лучший зритель для Мезенцева и его команды - они сами. Они делают фестиваль, который им самим будет интересно посетить, собирают на него группы, которые им самим хочется услышать. А растормошить публику при таком подходе нетрудно - ведь не зря под конец каждого дня в зале раздаются овации весьма внушительной толпы. Хочется, чтобы таких фестивалей было больше - однако где найти людей, которые горели бы идеей так, как в Архангельске? Именно поэтому "Беломор" до сих пор не имеет аналогов в России.
Именно поэтому мы и в следующем году отправимся на Север за музыкой.

Встретимся на "Беломор-буги-2011"!

15.11.2010, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)