Деньги

Среди различных рейтингов - Top 40 и Top 100, призов вроде Grammy или MTV Music Awards - есть одна награда, особо согревающая сердца музыкантов. Подведены "экономические" итоги музыкального года:...

Среди различных рейтингов - Top 40 и Top 100, призов вроде Grammy или MTV Music Awards - есть одна награда, особо согревающая сердца музыкантов. Подведены "экономические" итоги музыкального года: оказывается, лучшую музыку играют "Backstreet Boys" - за год они заработали 60 000 000 долларов. У "Rolling Stones" музыка немного похуже - они заработали всего 50 000 000. А последнее место в списке 100 наиболее высокооплачиваемых работников спорта и индустрии развлечений занял Lou Bega со своим сногсшибательным "Mambo ╧5" - всего $ 6 000 000.

Певица кантри Shania Twain - на третьем месте: $ 48 000 000 - благодаря ударному альбому "Come On Over" и последующему туру. За ней - Celine Dion, сделавшая за год $ 43 000 000. Капризная поп-дива Sher заработала $ 40 000 000.

Очевидно, что наибольшей популярностью пользуется музыка, которую слушают все (ну, абсолютное большинство). Это значит, что темы и гармонии должны быть проверенные, звучание - знакомое. Как в эту теплую компанию затесался Лу Бега, - понятно: голосуют ноги. Хочешь-не хочешь, а озорство голоса, свежесть ритма, все беспроигрышные приемы от свинговых и латинских биг-бэндов 40-50-х до хип-хопа (внимательный слушатель оценит скрэтчи), незатейливость и приземленность темы - он обречен на славу и популярность, особенно в год "латинского нашествия". Как выплывает Стинг - не очень понятно. Его легендарная наглость - и в творчестве и в жизни, отсутствие авторитетов (если его поражает чья-то музыка, он либо начинает делать так же, либо приглашает этого музыканта к себе, либо придумывает что-то совершенно противоположное), темы стихов, заставляющие серьезно задумываться, "неправильное" звучание и "неправильный" стиль, казалось бы, не дают никакой надежды на популярность. Но: музыка "цепляет" даже при прослушивании в машине, стихи раскрываются с третьего-четвертого-десятого раза, а ротация на радио и ТВ обеспечивается давно заработанным именем и статусом Мэтра.

Тем не менее, такие исключения редки. Просматривая музыкальные новости, сплетни, анонсы, невольно обращаешь внимание на то, что свежих имен практически нет. Есть свой "истэблишмент" в роке и свой в альтернативе, превратившейся из протеста против модных стилей в еще один модный стиль. Есть свой бомонд у панков и высший свет у гранджеров. И - ничего нового. Примерно 20 имен - и все. Мы обречены слушать их и только их, пока фирмам, радиостанциям и ТВ-программам не придет в голову, что пора бы и кого-то новенького продвинуть в ротацию. Но по неписаным правилам, все новое должно до боли в челюстях повторять старое, проверенное. И все должно быть разложено по стилям. Вот это - для юной молодежи в узких штанишках, это - для молодежи в широких хип-хоповских прикидах, это - для ностальгирующих, это - для крутых. В общем, несмотря на то, что слушать нечего, все категории населения обслужены. Такие отщепенцы, как Мумий или Земфира, умудрившиеся пробиться вопреки законам шоу-бизнеса, тут же обрастают массой "последователей" и становятся "законодателями жанра".

"Звуки", бывшие в те времена "Мьюзиком", попробовали организовать мероприятия по отлову и выявлению свежих и не вписавшихся в стадо талантов, и, похоже, подходит время подводить итоги. С ними мы вскоре ознакомим читателей "Звуков", но заранее хотим предупредить - эти итоги не обязательно должны понравиться и вам, и нам. Наша задача - постараться расширить пространство слушаемой музыки, увеличить количество групп "на слуху", поскольку изменения количества, хотелось бы надеяться, должно привести к переменам в качестве.

21.03.2000, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)