ТЕХНИКА  Три градации звука: внимание, эксперимент!

Ради своих читателей мы готовы пожертвовать самым дорогим - барабанными перепонками! В поисках идеального саунда "Звуки" слушают одну и ту же музыку на аппаратуре трех разных категорий. Для чистоты эксперимента три системы, каждая из которых состоит из усилителя и CD-плейера, мы подключаем к одной и той же паре акустических систем. Результат - документируем. Выводы - публикуем!

В прошлый раз мы уже расписали три категории музыкального "хай-фая", теперь настал черед провести следственный эксперимент и рассказать о том, что же мы увидим,- вернее, услышим, переходя с одной ступени на другую. Итак, перед нами три системы, каждая из которых представляет одну из описанных в предыдущей статье категорий. Для чистоты эксперимента все системы, каждая из которых состоит из усилителя и CD-плейера, мы подключаем к одной и той же паре акустических систем Monitor Audio. В качестве тестового материала мы, как и раньше, будем использовать достаточно эклектичный набор – джаз, классический рок и современную поп-музыку, разбавив всё это различными "неформатными" хитростями – ужасно интересно, как хорошая аппаратура будет справляться с танцевальной электроникой, эмбиентом, а также со стеной шумных гитар в пост-роке и шугейзе.
Эксперимент начинается!

В роли первой системы выступает линейка Cambridge Audio Azur 550. На ступень выше – усилитель и CD-вертушка модели Azur 840 от тех же Cambridge Audio. Наконец, верхняя ступень - Plinius Anniversary Edition, новозеландский хай-энд штучной работы (выпущего всего 75 комплектов). Производит эту технику совсем небольшая компания – трудится в "Плиниусе" всего 25 человек - весьма характерная история для хай-энда (похожим образом работает, например, Burmester, где основатель и глава компании до сих пор собственноручно разрабатывает дизайн своих компонент). В этом году компания отметила тридцатилетие, и пара из усилителя и CD-плейера "Anniversary Edition", которую на собираемся слушать, выпущена именно по случаю этого юбилея. В первые десять лет "Плиниус" специализировался на этаком высококлассном DIY, собирая предварительные усилители и усилители мощности, а первая модель, после которой о Plinius заговорили как о серьезном игроке на хай-эндовом поле (усилитель мощности SA-250), появилась только в 1992-м, уже после слияния с Craft Audio Limited.

Под маркой Anniversary Edition скрывается новое издание самых популярных доселе моделей "Плиниуса" – интегрального усилителя 9200 и CD-проигрывателя CD101. Для пущей целостности к комплекту добавлен пульт ДУ, управляющий обоими аппаратами сразу. Как уже говорилось, хай-энд – вещь консервативная. Здесь линейка техники не меняется по несколько раз в год, а модель 20-летней давности будет работать годами, и не просто работать, а оставаться при этом таким же "топовым" устройством, и даже расти в цене. Единственное что требуется в новых изданиях – косметические улучшения вроде нового CD-транспорта, работающего еще тише и точнее, улучшенной проводки внутри самих компонент или дополнительных входов для домашнего кинотеатра. Еще одна особенность хай-энд техники в том, что поскольку техника эта работает годами, да еще и является при этом ярко выраженным предметом роскоши (цена за компонент частенько превышает 10000 евро, а порой доходит до ста), особое внимание уделяется внешнему виду и качеству исполнения. Так, визуальным образом продукции Plinius занимается известный дизайнер Филип Старк. А перед выходом в продажу каждый аппарат с течение 100 часов подвергается самым жестким тестам.

Довольно характеристик, попробуем теперь всё это послушать. Начинаем, разумеется, с младшего "Кембриджа". Старт сам по себе неплохой – тут не услышишь всех артефактов, которые мы наблюдали, стартуя с mp3, прослушанных на встроенной карте от ноутбука. Здесь все чётко и честно – и с Джоном Колтрейном (John Coltrane), и с Led Zeppelin, и с U2, и с Тимбалендом (Timbaland) "Кембридж" справляется неплохо. Правда есть странное ощущение, что с живой музыкой получается лучше, чем с электроникой – "Star Guitar" от Chemical Brothers звучит как-то плоско, да и качать должна бы сильнее. Вполне возможно, это дефект записи самих "Химиков".

Что же будет дальше? Подключаем к нашей цепи линейку Cambridge Audio Azur 840. Главные среди многочисленных технологических отличий этой линейки от "младших братьев" – реализованная в усилителе технология XD (Crossover Displacement), которая снижает искажения сигнала не только на малых уровнях мощности, а также балансная коммутация.

Разница с 550-м слышна сразу. На "Acknowledgement" Колтрейна самые заметные отличия – в общем акустическом пространстве, в том, как звучит помещение. Здесь гораздо явственнее слышны отзвуки инструментов, что заметно усиливает эффект присутствия. Еще одно заметное отличие – более "разборчивая" картина ударной секции, а также саксофон, звучащий чуть мягче. Не менее явственная разница наблюдается и на рок-музыке (Led Zeppelin "When The Levee Breaks"). Здесь также расцветают новыми красками ударные (похоже, это самый сложный для точного воспроизведения инструмент), интересная картина наблюдается и с басом – звук более чётко локализовался в общей картине, а также в нем появились едва слышные высокочастотные составляющие. А вот на Rolling Stones "As Tears Go By", или на пост-роке от Explosions In The Sky разница между 550 и 840 оказывается минимальной.

Удивительным образом, что-то подобное происходит и с электроникой. Добавилось пространства у показавшихся плоскими Chemical Brothers, но особенно хорош оказался Timbaland ("The Way I Are"). Разговоры о том, что Тимба – мастер звука, ведутся совсем не на пустом месте. Музыка, которая, казалось бы, заточена под "бытовую" аппаратуру, на хорошем хай-фае раскрывает множество незаметных ранее слоёв. Особенно красиво сочетается вся эта тонкая детализация с мощным клубным "качем" – казалось бы, чтобы его добиться, требуется пожертвовать пространством и превратить весь трек в плоскую "сосиску", где каждое действие жестко подчинено этой "качовой" дисциплине. Но нет – размазывающая по стенам ритм-секция живет своей жизнью, а многоплановая, фактурная аранжировка – своей, ничуть друг другу не мешая и не разваливая при этом трек на несвязанные составляющие.

Однако самым показательным примером внезапно оказывается U2 "Where The Streets Have No Name". На 840-м "Кембридже" разительно преображается вокал. С одной стороны наблюдается всё тот же эффект открытия новых деталей, с другой – резко расширяется акустическое пространство. Здесь слышно даже не комнату, а целый стадион – трюки продюсера записи Брайана Ино (Brian Eno). Именно такой звук и нужен этому духоподъемному боевику – вот оно, хвалёное ощущения присутствия в первом ряду, которое должна давать хорошая аппаратура.

Пора делать еще один шаг вверх, и мы переходим к "Плиниусу". Разницу между старшим "Кембриджем" и этим аппаратом расслышать уже чуть сложнее, дело здесь в первую очередь в том, что мы пытаемся перескочить через одну ступень от того звука, к которому привыкли. Однако сразу заметен субъективный эффект – от этого звука меньше устаёшь. Тут требуется натренировать ухо и привыкнуть к этому звучанию, перепробовав разных записей, после этого субъективные ощущения можно уже конкретизировать.

"Плиниус" весьма точен в воспроизведении вокала. В той же "When The Levee Breaks" Плант будто бы поёт прямо перед нами – ощущение это достигается тем, что стали слышны мельчайшие детали: придыхания, артикуляция отдельных звуков. Совершенно другую картину показывает и U2 (кто бы мог подумать, что песня окажется таким хорошим тестом). При переходе от 550 к 840 мы выиграли в пространстве, что привело к ощутимой потере мощи ритм-секции. "Плиниус" снова складывает эти слои в единую картину – тут вам и мощные барабаны, и чёткий вокал, и огромное пространство.

Еще прибавили в мощи и Chemical Brothers – даже интересно, является ли эта "заточка под хороший звук" сознательным ходом – неужели существенная аудитория "Химиков" слушает эту музыку на такой аппаратуре? По всей видимости, дело тут в ориентации не столько на хай-фай и хай-энд, сколько на супермощные акустические системы больших площадок. И эффект этой мощи оказывается куда лучше заметен на хай-энде, нежели на привычной домашней аппаратуре.

Напоследок – смертельный номер, My Bloody Valentine "Loveless". Здесь нечеткость, из-за которой гитары сливаются в стену абразивного шума, будто бы заложена в саму идею. Рассматривать под микроскопом хай-энда музыку, построенную на шуме и искажениях, изначально странная затея. Но результат оказывается по меньшей мере занятным – да, и тут появляется та самая детализация и возможность расслышать каждый звук отдельно. Удивительным образом, гитары не хрипят, а ударные скромно занимают место "во втором ряду". Несколько странно звучит искусственно искусственно размазанный по пространству вокал. Мы будто оказываемся по ту сторону кулис и видим эту запись такой, какой её, скорее всего, наблюдал при сведении Кевин Шилдс (Kevin Shields). Что ж, это, по меньшей, мере интересный опыт.

Технические характеристики:

ANNIVERSARY COMPACT DISC PLAYER:

Частотная характеристика:
20 Гц – 20 кГц +/- 0,2 дБ

Искажения:
<0,01%

Максимальный выходной уровень сигнала:
2 В RMS при сопротивлении 10 кОм или выше

Выходное сопротивление:
100 Ом

Выходное сопротивление цифрового выхода:
75 Ом


ANNIVERSARY INTEGRATED AMPLIFIER:

Выходная мощность:
200 Вт RMS при 8 Ом
280 Вт RMS при 4 Ом

Частотная характеристика:
20 Гц – 20 кГц +/- 0,2 дб
-3 дБ на частоте 5 Гц и -3 дБ на 70 кГц

Искажения: :
<0,05% при номинальной мощности
0,2% в худшем случае перед клиппингом

Усиление:
От линейных входов до акустических терминалов: 40 дБ
От фоновхода до выхода предусилителя:
66 дБ при высоком уровне
60 дБ при низком уровне


А всем желющим сравнить свои ощущения от прослушивания мы напоминаем, что в Burmester регулярно проходят прослушивания. Поэтому вы можете записаться на их сайте, захватить с собой любимую музыку и услышать, как она может звучать на технике разного уровня. В салоне Burmester есть несколько уже собранных моделей - сравнение тоже может дать интересный результат!

21.10.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: