ТЕХНИКА  Step By Step

Вся история hi-fi аппаратуры строится вокруг достоверного звучания. Музыка в ваших колонках "высокой точности" должна звучать максимально близко к тому, как звучала она в момент записи. Именно за этой точностью и ведется "гонка вооружений" в индустрии аудиофильской техники. Что даёт это "абсолютное качество" слушателю? Мы вычислили три градации хорошего звука.

Как уже не раз говорилось в наших материалах на эту тему, вся история hi-fi аппаратуры строится вокруг достоверного звучания. Музыка в ваших колонках "высокой точности" должна звучать максимально близко к тому, как звучала она в момент записи. Именно за этой точностью и ведется "гонка вооружений" в индустрии аудиофильской техники. Что даёт это "абсолютное качество" слушателю? Детали, которые в конечном итоге создают эффект сопричастности. Поскрипывание струн контрабаса, придыхание вокалиста, атмосфера помещения - все это складывается в ощущение того, что музыкант стоит перед вами и, собственно, для вас и играет.

"Позвольте! Мой Denon / Sony / Kenwood / Вега / iPod и так отлично звучит!", может заметить читатель. Во-первых, субъективное "хорошо" и объективное "точно" – не всегда одно и то же. Искажение тоже может оказаться приятным на слух. Привычный всем звук электрогитары есть не что иное, как результат красивого искажения. Похожий эффект вполне может наблюдаться и на музыкальном произведении целиком. Например, срезанные высокие частоты на чей-то вкус могут придавать музыке приятный привкус "винтажности". Но будет это, строго говоря, не исходным музыкальным произведением, а вольной его интерпретацией. Во-вторых – всё, как известно, познаётся в сравнении.

Восприятие музыки на аппаратуре разного качества – сродни присутствию на концерте любимого исполнителя в разных точках. Начальный уровень – галёрка, куда музыка доносится нечетко, сливаясь с естественным шумом помещения. Поднявшись на ступеньку выше в качестве аппарата, вы как бы спускаетесь в партер – тут уже отлично различим каждый инструмент, можно вслушиваться и всматриваться в любимого басиста или следить за тем, что за трюки выделывает за установкой барабанщик. Наконец, высший пилотаж – эффект нахождения в первом ряду. Тут вы замечаете мельчайшие детали – то, как у барабанщика скрипит педаль в "бочке", а скрипачка шелестит страницами нотной книги.

Аудиофилы любят проводить аналогии между звуком и вином – и там, и там понимание приходит с опытом. Для неопытного в этих вопросах человека разница между напитком стоимостью, скажем, в 300 и 1500 евро за бутылку едва ли будет заметна, тогда как ценитель определит более качественный продукт без труда. При этом даже "чайник" отличит какую-нибудь "бурду" от неплохого вина начального уровня. Смысл в том, что двигаться здесь надо поступательно. Чтобы почувствовать вкус к более тонким деталям и переходить на следующий уровень, нужно максимально освоится в текущем, понять и прочувствовать всё, что можно здесь расслышать или почувствовать на вкус.

Вернемся, однако, к hi-fi аппаратуре. Где находится тот самый начальный уровень, на котором преимущества неплохой техники будут очевидны каждому? Популярный "hi-fi для начинающих" стоимостью примерно в 500 евро за компонент, делают Cambridge Audio, NAD, Rotel, Harman Kardon. Но смотреть тут, разумеется, надо не на бренд (за "Харманом", например, водится делать колонки для мониторов Apple) а на конкретные модели. Для "Кембриджа", например, аудиофильская техника начинается с линейки Azur-550 (усилитель и cd-плейер). Начальные модели Cambridge Audio тоже собирает в Китае, но выгодное отличие от того, что предлагают производители "масс-продуктов" типа Sony в том, что собирает технику "Кембридж" на своих собственных заводах, где весьма существенно заморачивается с контролем качества. Каждый аппарат тестируется не только на предмет звучания и обеспечения заявленных технических параметров, но и на такие экзотические вещи, как стойкость к ударам (технику ведь предстоит везти через пол земного шара), или разрядам тока, поданным на корпус. Кроме этого, тут полностью исключен вариант, когда пять аппаратов из одной партии, звучат абсолютно по-разному, что вполне водится за производителями "бытовой" аудиотехники (не то, чтобы у тех аппарат не мог звучать хорошо, но это будет скорее везение).

Всё это уже очень неплохо, но дальше начинаются вещи куда более интересные и интригующие. Поднявшись еще на ступеньку выше, мы видим hi-fi топ-уровня. Здесь уже будут балансные входы, золоченые контакты и всевозможные технологические ухищрения, призванные снизить искажение сигнала (т.е. добиться той самой точности, т.е. более достоверного звучания), а также многоуровневая защита от всего на свете и полезные бонусы типа микропроцессорного контроля функций. За такую технику с вас попросят порядка $2000 за компонент.

Наконец, еще выше расположен high-end. Музыкальная алхимия, техника ручной работы, выпускающаяся в штучных количествах. Это уже не просто усилитель или CD-плейер - это "luxury product", предмет роскоши. Такие вещицы, как правило, нельзя купить в магазине – в лучшем случае, придется отправляться к специализированному дилеру (счастье, если таковой найдется в стране), делать предзаказ и ждать, пока аппарат для вас соберут и доставят. Плюс хай-энда и в какой-то степени топ-хайфая еще и в том, что это аппаратура абсолютно вне времени. Если компьютеры и гаджеты приходится менять в лучшем случае раз в несколько лет, то такая вещь прослужит несколько поколений, не устареет и не испортится. Это как немецкий рояль начала XIX века или скрипка Страдивари - такие вещи попросту вечны и ценность их с годами только растёт. High end – пришелец из того времени, когда дорогими вещами были не вещи очень модные, а вещи, очень хорошо и долго работающие.

В следующей части статьи мы расскажем об опыте практического испытания техники трех типов.

12.10.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: