MASSIVE ATTACK  Маленький праздник

Московский концерт Massive Attack прошел при полупустом зале, но впечатления оставил самые лучшие.

Главный вопрос, возникавший перед третьим по счету приездом Massive Attack в Москву – чем же обусловлен такой странный выбор площадки. MA, конечно, популярны здесь, но ведь буквально год назад они не смогли собрать аншлаг в не слишком большом "ДС Лужники" (во многом, разумеется, из-за дорогих билетов), теперь же, по сути с той же программой, их ставят в еще больший "Мегаспорт", а цены делают и вовсе космическими (без скидок билет в танцевальный партер стоил 4500 рублей).

И опасения полностью оправдались. К моменту, когда свет в зале погас, и на сцену вышла Мартина Топли-Бёрд (Martina Topley-Bird) с сольным "разогревочным" выступлением, в танцевальном партере наблюдалась картина Карлссона "Одинокий петушок" – заполнен он был примерно на одну десятую. Горстку фанатов, к тому же, поделили на две зоны – ту, что поближе к сцене и ту, что подальше. Вскоре барьер между дальней и ближней частью был открыт, но как оказалось, дело было совсем не в том, что организаторы решили собрать всех страждущих поближе к сцене. Оказывается, те, кто оказался в дальней зоне, совсем не были в курсе, что покупают билет "категории Б" – стоили "зона 1" и "зона 2" абсолютно одинаково и подавались как левая и правая части зала. Протестам публики организаторы вняли, благо, даже зрители из двух зон сразу не создавали в переднем загоне эффекта толпы. Ажиотажа не наблюдалось и на трибунах – если места подешевле (дальше, но по центру) были заполнены, то боковые сектора сияли разноцветными пятнами пустых кресел.

Проблемой номер два оказался звук. Стадионное эхо хорошо для шума толпы на аншлаговом хоккейном матче, а вот для музыки просто убийственно. Тихий сет мисс Топли-Бёрд, которая подыгрывала себе на клавишах под сопровождение перкуссии, слушать оказалось невозможно в принципе. Потеря, правда, была невелика – Мартина честно воспроизвела сет годичной давности, прочитав по бумажке ту же пару русскоязычных фраз про пластинки и поцелуи. Самым примечательным в первом отделении был диалог певицы с одним из ретивых фанатов, кричавшем ей "ай лав ю!" с дальней трибуны, а также финальное соло барабанщика, в конце зачем-то выбросившего в конце палки не в публику, а куда-то вглубь сцены.

В перерыве, поняв что на трибунах ловить нечего, публика стала прорываться в танцпартер. Места там было достаточно, а местная охрана была совсем не против "договориться". Но Massive Attack не были бы сами собой, если бы не обладали удивительной способностью "прокачать" практически любую площадку. Победить эхо их чудо-звукорежиссерам не удалось, но в остальном со своей работой они справлялись на "отлично". Если во время открывавшей концерт "United Snakes" (вот вам, кстати, и первое отличие от концерта годичной давности) в зале и была каша, то к "Babel" звук почти пришел в норму.

Визуальное оформление у группы не меняется уже много лет – на экранах за сценой мелькают тексты о том, сколько денег тратится на военные расходы, перечисляются виды наркотиков (среди них почему-то регулярно появляется "коньяк") и сменяют друг друга заголовки из местной желтой прессы. Их, кстати, успели заменить – вместо "Погребняк тайно женился перед матчем с немцами" появилось что-то про Саакашвили, и перечисление селебритис, увеличивших себе грудь.

Сетлист, разумеется, напоминал прошлогодний, но не повторял его полностью. Кое-где менялся порядок песен ("Girl I Love You" теперь шла после "Risingson", а "Inertia Creeps" – перед "Safe From Harm"), но главное – мы получили три новых, вернее сказать, других песни. Помимо открывавшей концерт "United Snakes", нервного брейк-рока с пульсирующим басом (эта вещь выходила еще 4 года назад на сингле "False Flags"), нам досталось и два совсем свежих номера. "Invade Me" тянет на статус нового хита – как и в "Safe From Harm", женский вокал здесь перекликается с речитативом Роберта Дель Найя (Robert Del Naja), только в главной женской роли не Дебора Миллер (Deborah Miller), а всё та же Мартина.

Второй "свежак" прозвучал уже в бисовом блоке, и в этой вещи отчетливо слышалось то, что над аранжировкой еще предстоит поработать. "You Were Just Leaving" (под таким названием она проходит в сетлистах) это быстрая и довольно монотонная вещица с вокалом 3D, который часто повторяет одни и те же фразы вроде "Shinin' in… Shinin' in". Интересно, что обе новые вещи по общей картине напоминают альбом UNKLE "Never Never Land" – пульсирующий бас, динамичный ломаный ритм и тревожные гармонии. И это, надо сказать, совсем не худший вектор движения – в "Heligoland" все ж таки не хватает драйва. За бортом, по сравнению с прошлым московским концертом, оказались "Red Light", "Psyche" и финальная "Karmacoma".

Помимо, собственно, сетлиста, отличались и вариации самих вещей. Massive Attack обладают удивительной для электронщиков способностью не воспроизводить один и тот же набор песен как пластинку, а играть их каждый раз по-новому. В "Unfinished Sympathy" Дебора вдруг выдает резкие вокальные рулады, в "Girl I Love You" и "Atlas Air" по-новому звучат гитарные соло, а "Mezzanine" превращается в предельно минималистичный даб, в котором всё строится вокруг баса, ударных и речитатива.

Если по сумме всех факторов этот концерт и уступил прошлогоднему, то впечатление всё равно оставил крайне позитивное. Уже в который раз убеждаюсь в том, что Massive Attack – лучшая концертная группа мира, по крайней мере в электронном сегменте. И делает их такими во многом как раз способность выдавать феерические шоу в любых условиях.

27.09.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

MASSIVE ATTACK - свежие публикации: