DE KIFT  Музыка сквотов

Фестиваль Bliksem ADM, прошедший в Нидерландах, вызывал смутные тревоги с самого начала. Корреспондент Звуков в компании группы De Kift смело окунулся в сквот-культуру...

Фестиваль Bliksem ADM, прошедший 4 сентября в Нидерландах, вызывал смутные тревоги с самого начала. Место проведения – древнейшее сквоттерское обиталище где-то на окраинах Амстердама, фотографии оттуда напоминали поселение полусумасшедших людей после конца света, а сайт фестиваля – о старых добрых временах, когда в интернете все писалось за пару часов в "Блокноте" и прекрасно работало. Еще до поездки я поняла, что никакой общественный транспорт на адрес Hornweg 6 от станции не ходит, так что после моего робкого вопроса о фестивальных автобусах музыканты из De Kift любезно предложили меня подвезти.

Ожидания оправдались. Столько ржавого железа, груд велосипедов, машин и станков, обвиваемых свободно растущей зеленью, я никогда не видела. Какая из машин была обжитой, а какая просто материалом для выплеска творческой энергии - различалось с трудом. Основное действие разворачивалось в большой железной коробке (подозреваю, что это старое здание завода) с баннером на одной из стен, оставшимся еще со времен активной борьбы со сквоттерами – "Stop 't kraakverbod! Wij blijven!" ("Остановите запрет на сквоттинг! Мы остаемся!") Собрались все: от металлистов и хиппанов до семейных пар среднего класса с детьми на велосипедах. Циркачи, огнеметатели, жонглеры, театральщики, даже "зоопарк пластиковых животных", а еще причал с потертыми кораблями. Важной частью всего окружающего пейзажа оказалось невозможное количество собак вокруг. Псы уверенно бегали везде, заходили в "коробку" что-нибудь послушать, а некоторые просто спали на сцене. Особенно трогательно выглядел по-хозяйски зашедший в гримерку питбуль, сладко заснувший на диване артистов.

Увлеченная осмотром окрестностей и впитыванием местной атмосферы, я не очень вслушивалась в другие группы - ждала De Kift. Смесь из панка, ска, рока и литературных текстов, большая часть из которых принадлежит русским авторам. Группа заходит в зал колонной, наигрывая инструментальное интро. Путь через толпу зрителей прокладывает Вим тер Вейле (Wim ter Weele), едущий на велосипеде с барабанами: голландцы вообще любят велики, но у Вима - уникальное устройство с зонтиком. В зале уже сильно накачавшийся народ лениво пытается сосредоточиться, но Ферри (Ferry Heijne) начинает говорить вступление к "Knoeсk", и весь зал замолкает и притягивается к сцене, как магнитом – традиционный эффект. Ферри - прекрасный рассказчик и отличный актер. Возможно, так действует звук нидерландской речи, но в который раз меня захватывает его голос.

Опять понимаю, что я начала учить этот язык прежде всего из-за De Kift. Прокачиваю через себя сыгранные "Zeis" (Сергей Есенин), "Zwart-Wit" (Николай Гумилев) и "Sherry" (Венедикт Ерофеев), где ангелы зовут воющего Ферри сходить за хересом в привокзальный ресторан. Довольно странно слышать знакомые со школы стихи на почти незнакомом языке в угарной мелодике с трубами. Тем не менее, группа чувствует настроение этой поэзии, хотя иногда и в неожиданном для меня ключе – никогда бы не подумала, что кто-нибудь будет играть "Незнакомку" Блока ("De Onbekende") с таким надрывным пьяным отчаянием. Музыка совсем непростая – партии труб накладываются друг на друга, мелодия идеально встает под громоздкий текст, множество инструментов в перкуссии, вплоть до старого пылесоса. И все это гармонично и просто звучит вместе, не давая задумываться над тем, какая на самом деле это сложная конструкция.

Звук, несмотря на очень странное место, идеален. Разве что мешает иногда включаемое в дальнем углу зала кольцо Тесла. Играют главный хит разбитых сердец "Beguine" с последнего альбома "Hoofdkaas". Братья Ферри и Марко (Marco Heijne) поют, обнявшись, и это еще одна важная сторона группы – на сцене четыре человека с фамилией Heijne, а мама братьев Ан (An van der Hoorn) каждый концерт продает альбомы группы, раскладывая свой столик неподалеку от сцены. Уже имею полную дискографию De Kift, что совсем на меня не похоже – их альбомы просто интересно держать в доме, настолько необычно они сделаны. Концерт заканчивается на пике – Ферри носится по сцене и кричит "Wee mij", басист Матайс (Mathijs Houwink) ломает пол ногами, все счастливы, как дети.

В темноте за сценой прощаюсь с ребятами и еду в Амстердам. Я уже жду следующей поездки в Нидерланды и выпуска нового альбома De Kift в феврале.

13.09.2010, Наталья БОЛТНЕВА (ЗВУКИ РУ)

DE KIFT - свежие публикации: