U2  Прыжок веры

В Москве прошел первый российский концерт U2. Редакция Звуков теплой компанией отправилась на шоу, и теперь делится впечатлениями друг с другом и с вами...

В Москве прошел первый российский концерт U2. Редакция Звуков теплой компанией отправилась на шоу, и теперь делится впечатлениями друг с другом и с вами...

Дмитрий Куркин: Итак, концерт U2 в Москве (первый, пока единственный) состоялся. Пересказывать его шаг за шагом совершенно не хочется - по мне так это тоже самое, что пересказывать масштабный блокбастер в выражениях типа "а потом бдыщь! взрывается вертолет, и герой произносит..." - но мы попробуем.

Пересказывать шоу не хочется и потому, что оно относится к числу тех выступлений, во время которых что-то важное происходит не на столько на сцене (процентов 90 постановки можно посмотреть на последнем DVD ирландцев, в конце концов), сколько среди зрителей (или не происходит - попробуй залезть в голову каждому из 50 тысяч собравшихся). Концерт U2, с учетом статуса группы и всех споров вокруг нее, это, в грубом приближении, - что-то вроде религиозного обряда, если хотите, визита духовного лидера (каковым можно считать если не Боно, то уж точно Эджа, чей гитарный благовест огибал все преграды лужниковской акустики). И пробивная сила этого действа во многом зависит от того, веришь ты этой группе или нет. Третьего не дано.

При этом, как и в случае с религией, никакие горы музыкальный концерт не сворачивает. Он не исцеляет хвори, не освобождает политзаключенных, не выправляет перекосы в экономике. И даже кошечек с деревьев не достает - хотя Эдам Клейтон, по его же словам, эксперт в этом деле. Он не дает готовых ответов, кроме разве что ответа из романа Дугласа Адамса. "Сорок два". Но рок-музыка, со всей ее мифологией и героикой, никогда не была ответом, это прежде искусство задавать вопросы.
Вопросы, в том числе, есть и к самим U2: все-таки благодарить одновременно Шевчука и Медведева здесь и сейчас немножко не принято, хотя Боно мог об этом и не знать. Однако четверка из Дублина, хорошо это или плохо, ответственности за происходящее вокруг с себя не снимает. И если концерт U2 хоть в чем-то больше, чем просто концерт, так это в том, что ответственность для тех, кто побывал на нем, не окажется в реестре забытых слов. По крайней мере, мне очень хотелось бы в это верить. Credo!

Ник Завриев: После того, как я год назад посмотрел U2 в Лондоне, страшнее всего было увидеть точное повторение того концерта. Но ничего подобного не случилось и близко - другой сетлист (меньше "горизонта" и редкостей, больше хитов), другие интерлюдии, другое видео, и, главное, совершенно другое исполнение песен и субъективное ощущение от концерта. Неожиданные мэшапы ("City of Blinding Lights" с "Singing In The Rain", "Sunday Bloody Sunday" с "Get Up Stand Up" Боба Марли), эджевские импровизации в тех местах, где их совсем не ждёшь, соло Адама Клэйтона в "Until The End Of The World" и уж совсем внезапная "Knocking on Heaven's Door", которую даже "рояль в кустах" в виде Шевчука не смог испортить - всё это было чертовски хорошо. Даже ливший всю первую половину концерта дождь только придавал действу красок - да, мы еще не отошли от жары.

Можно ругаться на звук (тот был неплох, но и от идеала далек), на отсутствие в сетлисте "I Will Follow" (а ведь буквально четыре дня назад в Хельсинки её пели), на планетарный пафос, но получать кайф от концерта это не мешало нисколько. Применительно к U2 очень часто употребляют слово "профессионализм" - не в этом дело. Концерт U2 держится не на безупречном качестве исполнения (в тихих местах Боно лажает не хуже Йена Брауна), и не на шоу (ну что вы, видеопроекций больше нигде не видели?). Он держится на хитах - два десятка песен, которые узнаешь по первой секунде и инстинктивно начинаешь подпевать, вот это действительно достижение.

Return Of The Stingray Guitar
Beautiful Day
New Year's Day
Get On Your Boots
Magnificent
Mysterious Ways
Elevation
Until The End Of The World
I Still Haven't Found What I'm Looking For
Pride (In The Name Of Love)
In A Little While
Miss Sarajevo
City Of Blinding Lights
Vertigo
I'll Go Crazy If I Don't Go Crazy Tonight
Sunday Bloody Sunday
MLK
Walk On

One
Amazing Grace / Where The Streets Have No Name

Ultraviolet (Light My Way)
With Or Without You
Knockin' On Heaven's Door
Moment of Surrender

Феликс Сандалов: Описывать концерт U2 привычной цепочкой событий нет никакого смысла: это шоу прекрасно срежиссировано и отрепетировано – да, порой и в нем бывают свои неожиданные моменты, но и о них догадываешься загодя. Но что с того? Важно то, что и Боно, и вся его команда (та, что на сцене и за ней), да и зрители в зале верят в эту постановку, отыгрывают свои роли в "лучшем концерте на планете Земля" искренне и с охотой.

Да, U2 сколько угодно можно предъявлять претензии за тягу к монументальности каждого жеста, каждого звука и брошенного в зал лазерного луча – но, что поделать, искусство имитирует жизнь. И, если говорить о личном опыте, то после долгого периода изучения найскоровых, т.е. абсолютно самодеятельных российских коллективов, посещение "Лужников" стало чем-то вроде прояснившегося взгляда натуралиста, оторвавшего глаза от своих ненаглядных травинок и поднявшего его к монструозному, подавляющему своей величиной природному явлению. Да, люди миллионами стекаются посмотреть на водопады, хотя к своим пыльным кактусам на подоконниках или же к приусадебной рассаде они привязаны намного больше, но нельзя же их в этом винить – именно нечто ужасающее своими масштабами заставляет нас задуматься о своем месте в мироздании. Конечно, кому-то покажется, что иной водопад не что иное, как в тысячи раз разросшийся грязный ручеек. К счастью, это не совсем так. И горы – не то же самое, что простая щебенка и U2 – не просто группа, которой когда-то не человечески повезло. Их музыка превысила песенные формы и понеслась в разные стороны – да, быть может, не став от этого лучше, но дав всему предприятию весомый повод наращивать обороты. Попытки удержать небо над головой и мир во всем мире предпринимаются не каждым обладателем модного прикида и звенящего голоса, и я бы не стал кидать камень в помогающих страждущим. И пусть каждый ищет в этом свою выгоду – кто-то сводит счеты с прошлым, кто-то соприкасается с нездешним уровнем организации поистине массового мероприятия, а кто-то просто хорошо проводит время – за столько лет разбрасывания зерен гуманизма Боно и Ко сами могли бы уже усомниться, что это кому-нибудь да нужно. Но не дрогнули. При всех придирках к теперешнему состоянию Боно как сочинителя, такая позиция заслуживает как минимум почтения.

Павел Сурков: Я слышал U2 ровно 17 лет назад в Нью-Йорке и фантастически волновался перед московским концертом. Давние впечатления грозили разбиться в пух и прах о сверкающую машину масштабной рекламы "360 Tour". Было такое ощущение, что позвонила девочка, в которую был влюблен в первом классе, и с тех пор не видел, а вот теперь - идешь на свидание...

Свидание не просто понравилось. Оно - ошеломило. Сегодняшние U2 - это практически идеальная рок-группа. Каждый из музыкантов - яркая индивидуальность, но при этом они - единый организм, не просто играющий - дышащий синхронно. Вот Боно в "Beautiful Day" долго-долго распевается, постепенно подбираясь к высоким нотам. А в это время верный Эдж уверенно ведет партию бэк-вокала, поддерживая товарища. Взаимосвязь, взаимовыручка, взаимопонимание, "петелька-крючочек", почти по Станиславскому.

Они выстраивают концерт таким образом, чтобы у зрителя создавалось впечатление, что это выступление - уникально. Да, мы все прекрасно понимаем, какой Боно великий манипулятор, но улыбаемся, когда тот пафосно вещает, стоя под проливным дождем: "Знаете, почему мы не приезжали в Россию раньше? Да потому что мы бы не смогли отсюда уехать, так у вас здорово!". И предсказуемые, но все равно неожиданные реверансы, вроде появления Юрия Шевчука в финале концерта, - конечно же, это часть шоу. Но в том-то и дело, что перед нами - одно из лучших шоу в мире. Смотрите и учитесь.

А это шоу делают, прошу прощения, ветераны! Черт побери, U2 - 34 года! Через каких-то шесть лет бравая ирландская четверка будет отмечать сорокалетний юбилей! Но при этом, безо всяких скидок на прошлые заслуги - им удается оставаться одной из самых современных групп. Послушайте, как "раскачивается" гитара в "Elevation", как выстраиваются голоса Боно и Эджа в "Sunday Bloody Sunday". Кто из "молодых" способен хотя бы повторить подобное? U2 - могут. Могут без устали выдавать альбом за альбомом, хит за хитом, постоянно экспериментируя со звуком - что со студийным, что с концертным. Могут мастерски цитировать классику, вплетая все в тот же "Beautiful Day" цитату из битловского "Rain". Могут три раза сменить ритмический рисунок в "Mysterious Ways" и нарочито затянуть "Walk On", дав каждому из музыкантов "отметиться" небольшим сольным куском. И толпы пришедших на концерт молодых людей просто обязаны были понять и почувствовать, где таятся корни многих сегодняшних властителей дум. Да, основы музыки Muse, Interpol, Coldplay - они здесь, в почти рейвовом груве Маллена и Клейтона, в пронзительных нотах Боно и сюрреалистичных соло Эджа.

Так что концерт U2 - это практически крайтоновский "Парк Юрского периода". Перед нами - настоящие динозавры, редко кто из современных групп дотягивает до подобного возраста. Но эти динозавры - более чем активны: они бегают, прыгают, рычат, кусаются и вовсе не собираются становиться музейными экспонатами. И уже за это им прощается все, абсолютно все: и зашкаливающий до небес пацифистский пафос Боно, и любые мелкие технические огрехи, и то, что новые хиты не всегда качественно дотягивают до старых, и то, что "Hold Me, Thrill Me, Kiss Me, Kill Me" в сет-листе московского концерта заменили на "Ultraviolet (Light My Way)". Они приехали и сделали научную фантастику реальностью. Совершенно ненаучной.

Андрей Хитров: Особенно поразило то, насколько слаженно была срежиссирована погода. Прямо как у Бабеля: "Господа и дамы, - сказал Беня Крик, - господа и дамы, - сказал он, и солнце встало над его головой, как часовой с ружьем".
"So let it rain", спел Боно в первой песне - и на час зарядил ливень, заливавший и музыкантов, и танцующий партер. Потоки лились с подпорок конструкции с экранами, камеры выхватывали то залитые струны гитар, то насквозь промокшие лица музыкантов, капли барабанили по клавишам синтезаторов и, похоже, играли собственную партию. Посреди потоков дождя по двигающимся мостам кружился Боно и пел "I'm singing in the rain"... В начале второго часа под заклинание "тучи развеются и небо очистится" дождь фееричным образом остановился.

26.08.2010, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

U2 - свежие публикации:

Сайт: www.u2.com

U2

В своем творчестве U2 сочетают прогрессивный музыкальный стиль и активную жизненную позицию.

Подробности из жизни:

U2 - всемирно известная ирландская рок-группа.
Жанр: рок
Состав
Боно (Bono), настоящее имя Paul Hewson - вокал, гитара
Эдж (The Edge), настоящее имя Dave Evans - гитара, вокал
Адам Клейтон (Adam Clayton) - бас-гитара
Ларри Маллен (Larry Mullen) - барабаны

С самого начала карьеры U2 позиционировали себя как остросоциальную группу, нацеленную на работу с прогрессивным звучанием. Сделав ставку на создание ярких концертных образов, U2 быстро стали одной из самых популярных ирландских групп, а Боно уже в 80-е годы признавался одним из лучших вокалистов и шоуменов рока.
Будучи в авангарде музыки, U2 активно сотрудничали с продюсером Брайаном Ино (Brian Eno), и альбомы "The Unforgettable Fire" и последовавший за ним "The Joshua Tree" перевели группу из стана молодых дарований в разряд классиков мирового рока. На грандиозном концерте в помощь голодающим нгародам Африки Live Aid выступление U2 было признано одним из лучших выступлений, наравне с феноменальным сетом Queen. Боно в…

Далее... →