SZIGET  Sziget-2010. День первый: вся канатчикова дача

Madness, Ska-P, Bad Religion, Gwar, The Hives - первый день фестиваля Sziget-2010 ознаменовался разнообразием безумств.

Будапештский фестиваль Sziget: пять дней музыки и развлечений, более 50 сцен, выступления самых разнообразных артистов, театров, цирков, ну и, конечно же, музыка, музыка, музыка. На любой вкус. От такого изобилия – глаза разбегаются, хочется одновременно бежать во все углы острова, где проходит фестиваль. Особенно тяжело новичкам, тем, кто на Sziget, как и я, впервые. Тут главное – вовремя сориентироваться.

Ориентируюсь в "нулевой день", предшествующий фестивалю. Только-только монтируются сцены, ставят палатки зрители, расстилают тенты разнообразные торговые лавчонки, но на главной площадке уже вовсю звучит музыка. Чтобы не слишком напрягать слушателей, на пробу пускают реггей – и весело, и душевно, и беззаботно. На главной сцене вовсю орудуют The Wailers и UB40. Начинающая формироваться фестивальная толпа поглощает разнообразные напитки и мерно покачивается на слабую долю.

Подготовка к фестивалю идет успешно, к старту готовы. На остальных сценах фестиваля проверяют аппаратуру, но начинающий собираться народ техникам не мешает. Даже в нулевой день развлечений здесь хватает: кто-то пьет в местном баре коктейли из циклопических ведер (в пластиковое ведро влезает литр живительной влаги и к нему прилагаются длинные соломинки - ведро с коктейлем можно поставить на землю и пить из него стоя), кто-то тренируется в стрельбе из лука, кто-то играет в покер и шахматы (на фестивале проводится свой собственный чемпионат). Влюбленные парочки могут даже зарегистрировать на Сигете брак, для этого тут построена маленькая капелла, внутри которой сидит священник. Вас торжественно, под музыку, распишут, невесту даже снабдят букетом и фатой. Правда, одна незадача: брак этот будет действовать всего неделю. Впрочем, для некоторых пар это - наилучшая продолжительность семейных отношений.

Но вот - настает первый официальный день. У неподготовленных зрителей может возникнуть ощущение, что все странности и безумства мира вдруг материализовались на острове посреди Дуная: откуда ни возьмись появляются акробаты на ходулях, над главной ареной на стреле гигантского крана висит "летающий бар" - огромная бетонная плита с барной стойкой посередине. Отважные любители горячительного могут занять свои места в креслах вокруг барной стойки, кран поднимает плиту метров на двадцать вверх, там герои выпивают по коктейлю или кружке пива и, воодушевленные, медленно опскаются на грешную землю все тем же краном.

Да и музыка в первый день звучит - безумнее не бывает. На главной сцене творится дикая вакханалия от королей американского шоу-трэша Gwar. Те начинают с жестких упражнений – сперва вокалист Одерус Урунгус (Oderus Urungus), одетый в костюм орка, отрубает бутафорским мечом башку ряженому зомби. Из того фонтаном хлещет искусственная кровь, заливая корреспондентов в фотопите. Я умышленно затаился в толпе, любуясь ослепительным шоу на почтительном расстоянии...

А любоваться есть чем! Вслед за бесславно почившим зомби на сцене появляется еще один шоумен, на этот раз обряженный Гитлером. Фюрер достает из-под одежды гигантский бутафорский фаллос и принимается совершать характерные движения, обливая публику струей зеленой краски. Хорошее начало дня, особенно для тех, кто решил надеть белую майку!
После Гитлера приходит черед еще парочки чудовищ, которых Урунгус казнит все тем же мечом, а под финал на сцену выводят самого Осаму бен Ладена, которому тоже, ничтоже сумняшеся, сносят башку под адский рев гитар. С музыкой у Gwar явные проблемы, не слышно ничего, кроме дикого шреддинга и молотилки в бас-бочку барабанной установки. Урунгус ревет, что твой медведь, отрывает у очередного резинового монстра лапу, подозрительно смахивающую на куриную, и бросает ее в толпу. Лапу ловит какой-то человек, уже изрядно залитый краской. Счастливчик мгновенно ориентируется в общем безумстве, перехватывает лапу, словно гитару, и начинает на ней "играть" вторя сценическому шреддингу.

А Gwar тем временем выкатывают на сцену здоровенную пушку. Толпа смекает, что к чему и начинает разбегаться подальше. Но у музыкантов, как в анекдоте, феноменальная память, да и пушка стреляет весьма далеко - так что убегающие получают струей краски в спину, а Урунгус победно хохочет: знай наших! Пометив таким образом территорию, Gwar заканчивают свое воинственное выступление и передают эстафету несколько более мирным группам.

Мирным, но не менее безумным. The Toy Dollls разворачивают сумасшедшую дискотеку с синхронными прыжками и высокотехничными гитарными пассажами. Майкл Алгар (Michael Algar), довольно грязно сыграв начало "Cloughy", к середине концерт расходится, и на "Harry’s Hands" выстреливает такие пассажи, что к сцене начинают сбегаться зрители со всего острова.

А когда приходит черед барабанщика Данкана Редмондса (Duncan Redmonds), равнодушных не остается вообще: в "Nellie The Elephant" он, кажется, вот-вот разнесет всю установку, выдавая один скоростной проход за другим. Басист Том Блит (Tom Blyth), восхищенный публикой, в очередной раз подпрыгнув, притаскивает из-за кулис фотоаппарат и начинает фотографировать толпу. Толпа в ответ беснуется еще больше.

Алгару и Блиту становится жарко - вот уже аккуратные костюмчики и галстучки летят за кулисы, а Майкл начинает играть "Toccata". Во время игры он кружится на одном месте, резко набирая обороты - публика подхватывает ритм, и в толпе тоже начинают формировать свои собственные "водоворотики", кружащиеся в такт Алгару, и к концу композиции толпа превращается в бушующее море, куда хохочущий Блит разбрасывает десятка полтора медиаторов.

Но настоящее безумство начинается на следующем выступлении: под дикий рев на сцену выходят мои персональные фавориты – испанцы Ska-P. У этой группы за плечами не один фестиваль, и уж они-то знают, как мгновенно раскачать толпу. Вокалист Пулпул (Pulpul) еще только подходит к микрофону, а в толпе уже начинается дикий слэм. Кого-то подбрасывают вверх, кто-то пытается слэмоваться, а кто-то кидает пустую бутылку на сцену, которую мастерски подхватывает второй вокалист и шоумен Пипи (Pipi).
У Пипи в группе, кстати, самая сложная миссия. За концерт он успевает нсколько раз переодеться: то напялит на себя шкуру гориллы в полицейской фуражке, то переоденется в платье, чтобы изобразить престарелую гадалку-шантажистку, а то – даже выйдет в кардинальской сутане, которую потом сорвет, продемонстрировав замаскированные ею ботфорты и кокетливую юбочку.

Но, несмотря на всю игривость и провокационность, играют Ska-P мастерски, да и о серьезном и важном. Если конкретнее – то об острых социальных проблемах: о Палестине и Израиле, об антифашистах, об антиклерикальных настроях в обществе и даже – о легализации марихуаны. Под песню "Cannabis", сопровождающуюся на экранах занятным мультиком с конопляными листочками, на авансцену выходит трубач по прозвищу Цикитин (Tzikitin), обряженный в шотландский килт. Он, естественно, этот килт потом гордо задерет, показав, что и испанцы знают, как правильно носить шотландскую одежду. Под килтом, естетвенно, нет никакого нижнего белья. Все по правилам.

Толпа же в это время резвится вовсю. К загородке, отделяющей фото-пит от зрителей, протискивается гигантских размеров француз и жестами показывает, что жарко, мол, дайте водички. Сердобольная охрана выдает ему стаканчик, тот высушивает его одним глотком и требует еще. После десятого стаканчика кто-то догадывается передать разбушевавшемуся галлу двухлитровую бутылку воды. Тот издает победный вопль, воздевает вожделенный сосуд над головой и выливает воду себе на башку.

Но не только главной сценой живы сигетские островитяне! Есть и другие площадки. Правда, они в основном закрытые - эдакие большие ангары. Но вот только звук в этих ангарах - отменный: каждая из сцен проходит тщательную инспекцию звукорежиссерами и тезниками, которые вымеряют расстановку каждого динамика с точностью до миллиметра. В результате мы получаем одинаково качественный звук как вблизи у сцены, так и в самом дальнем углу ангара.

Вот на сцене A38-wan2", например, выступают разнообразные группы, играющие "альтернативу". Там отжигают французы The Inspector Cluzo - занятный рок-дуэт, которому в свое время не давали покоя The White Stripes. Группа эта тоже состоит из гитариста и барабанщика, правда, в отличие от Джека Уайта (Jack White, гитарист Th Inspector Cluzo куда менее технически разнообразен. Музыка у французов базируется, в основном, на прямых ритмах и жестких риффах, и через полчаса такого однообразия хочется чего-то более внятного.

В поисках новых ощущений отправляемся на еще одну открытую площадку - Vilagzenei, отданную музыкантам, играющим в стиле world music (эту сцену иначе так и называют World Music Stage). На ней уже вовсю развлекается чешская команда Canklsou. У этих ребят с чувством юмора все в порядке: они мешают джаз-рок с еврейскими народными мелодиями и африканскими ритмами. На выходе получается чрезвычайно забористый коктейль – окончательно сносит крышу саксофонист, дудящий в финале в настоящий гигантский костяной рог. Тут не до сумасшедших костюмов, тут музыку играют - и необычность аранжировок, и разнообразие инструментов "срывают крышу" куда больше, чем любые спецэффекты. Так что запоминаем короткий путь к этой сцене, будем заглядывать сюда почаще.

Но надо спешить вернуться на главную площадку - там готовятся в выходу властители девичьих дум The Hives. Но, как ни странно, именно они в ервый день фестиваля разочаровали больше всего. При этом, вроде бы, все у The Hives в порядке: и звучат неплохо, и сценически шоу поставлено великолепно, и драйв присутствует, особенно когда вокалист Пер Алмквист (Per Almqvist) спускается в фото-пит и начинает заигрывать с публикой. Он уж и так,и сяк старается: то шапочку сорвет, то на изобразит гримасу "я бедный Чебурашка, пожалейте меня, пожалуйста". Только вот почему-то тот заряд энергии, который вкачали в толпу Ska-P, вдруг рассеивается, и длинные конферансы Алмквиста (он подробно рассказывае о каждой исполняемой песне, что, мол, где, когда и почему) воспринимаются скорее негативно. Кто-то даже свистит.
В итоге все выступление The Hives превращается в одну длинную строевую песню, под которую хорошо маршировать в детском саду. И разница между "Main Offender" и "Die, All Right" почти не заметна. Ну, да, ритмично. Но как-то не весело.

Идем за весельем на сцену MTV Headbangers - вот там-то завсегда жарко и драйвово. Сцена эта отдана металлистам и хард-рокерам, и сегодня там царят американцы Ill Nino. Вот это уже, как говорится, то, что надо молодому ковбою! Тут и жесткий гитарный драйв, и скорострельная вокальная подача, и слаженная работа ритм-секции. Правда, звук в гигантском ангаре, где расположена эта сцена, поначалу несколько хромает, но уже после второй-третьей песн звукооператоры справляются с работой - и ангар превращается в маленький филиальчик ада. Жарко, душно, грохочет музыка, толпа ревет в тысячи глоток, над людбми туда-сюда летают пустые пластиковые бутылки и иногда - стаканчики с остатками пива. Но, тем не менее, весело и совсем не страшно.

А у главной сцены тем временем собирается гигантская толпа. Оно и неудивительно – это же выход любимцев Sziget, великолепных Madness! Именно на Сигете они впервые выступили несколько лет назад после долгожданного реюниона, и вот теперь они - почетные гости фестиваля, его своеобразный "счастливый талисман".

Саггз (Suggs) сотоварищи по-прежнему готовы удивлять и шокировать. Легенды, что ни говори: Саггз медленно движется по авансцене, окидывая обалдевающую толпу прохладным взглядом из-под черных очков. Правда, с вокалом у него в этот раз случилась какая-то проблема – то ли охрип бедняга немного, то ли просто устал, у Madness в этом году весьма плотный график. Но верный Катал Смит (Cathal Smyth) всегда на подхвате и дублирует Саггза почти постоянно.

А публика заводится уже на первой "One Step Beyond", но бдительные секьюрити пресекают даже малейшее начало слэма, ловко выглядывая зачинщиков и выдергивая их из толпы. Какая-то девушка в алом трико с диким воплем перелезает через ограждение и бросается к Смиту. Ее ловят и выдворяют подальше от сцены, разочарованный Смит обиженно качает головой.

Саггз тем временем выдает грустную тираду на тему "эх, где она, моя молодость", после которой, естественно, играют "Forever Young". Но саксофонист Ли Томпсон (Lee Thompson), дабы показать себе и людям, что он еще весьма и весьма молод душой и телом, начинает опасный трюк – лезет по опорам сцены на самый верх, прямиком к световым фермам. Посидев там немного, он уверенно спускается вниз, удостоившись от Саггза прозвища "Спайдермен".
Не желая отставать от товарища по группе, свой фортель решает выкинуть гитарист Крис Форман (Chris Foreman). Он подходит к микрофону и заявляет: "Ну что, привет, Венгрия! Тут, кстати, сейчас идет футбольный матч Венгрия-Англия, символично, не правда ли? А хотите, я вам счет скажу? Венгрия - ноль... А вот Англия... (толпа начинает реветь) Англия - тоже ноль. Пока..."/ И хитро улыбнувшись, Форман удаляется к своему комбику.

Удаляется он ненадолго: сразу после "This Is Love" гитарист вновь отнимает у Саггза микрофон: "Вам еще интересен счет? Ну так вот: Венгрия - один... (толпа снова ревет) А вот Англия - два... Ничего не могу с этим поделать!" И с этими словами заслуженный болельщик снова отправляется на свою "точку" с чувством глубокого удовлетворения и больше к микрофону не выходит. А у меня над ухом раздает звериный рев: "Марсель!!! Какая Англия, к черту!!! Лучшая футбольная команда - Марсель!!!!". Вы, конечно догадались: это наш старый знакомый, гигант-француз, большой любитель воды. Жив, курилка!

Между тем, настырная барышня в красном снова пробивается к сцене, и на этот раз Смит свое не упускает: он дает охранникам сигнал, и те выводят девицу на сцену. Та от радости делает несколько оголтелых па диких плясок племени сумасшедших фанатов и даже демонстрирует толпе грудь средней степени привлекательности. Но Саггзу и Смиту этого довольно – под финальную "Madness" по сцене прыгает не только вся группа, но и неизвестная фанатка в красном, и неожиданно присоединившиеся к Madness Ska-P.

Ну а завершается первый вечер на Сигете все на той же сцене А38-wan2, где вовсю рубит Bad Religion, обкатывающая новую программу. С этими ребятками все более чем в порядке, несмотря на весьма и весьма солидный возраст. Юный драйв не потерян, Грег Грэффин (Greg Graffin) демонстрирует отличную вокальную форму, да и гитарист Бретт Гуревитц (Brat Gurewitz) в "New Dark Ages" все так же точен, быстр и разнообразен: на гитарном соло он выдает аж три различных импровизации. Старички еще могут удивлять, но и молодежь, надо сказать, от них не отстает - на первом дне фестиваля Sziget-2010 в этом можно было убедиться.

Но куда интересней, что готовят нам следующие дни. Ох, чует мое сердце, что количество удовольствий и неожиданностей будет расти в геометрической прогрессии...

Так что - продолжение следует.

12.08.2010, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: