Jazz  Джаз - музыка старых

В Америке стремительно падает к любимому жанру - джазу. На спасение жанра брошены лучшие умы нации...

Интерес к джазу в США за последние четверть века существенно снизился, особенно среди молодёжи. Как показывают результаты исследования, проведённого Национальным фондом искусств США (National Endowment for the Arts), если средний возраст посетителя джазового концерта в 1982 году составлял 39 лет, то сейчас эта цифра достигла 46 лет.
Людей в возрасте 18-24 лет джаз, кажется, и вовсе не интересен: сокращение этого сегмента аудитории за последние 25 лет составило 58%.

Музыкальная культура в Штатах стремительно падает, - вторят исследователям коллеги из Modern Jazz Education. Занятия искусством все чаще попадают под сокращения школьных бюджетов. Музыка и рисование в общеобразовательных школах считаются роскошью, а новые законы призывают делать акцент на "полезных", прагматичных дисциплинах.

При этом, как отмечается в редакционном блоге на Jazz.com, за последние два десятилетия возможности учиться джазу в высших учебных заведениях расширились необычайно. Как вспоминает музыкант, критик и историк джаза Тед Джойя (Ted Gioia), когда он учился в колледже (а это было в конце 1970-х), джаз, "как и любая другая афроамериканская музыка", в академическое расписание старались не включать. Ну, а исполнение им "Maple Leaf Rag" Скотта Джоплина (Scott Joplin) на прослушивании на первом курсе было встречено комиссией весьма холодно. Зато среди студентов джаз пользовался немалой популярностью.

Сейчас же, когда джаз вполне официально преподаётся почти в любом высшем учебном заведении, студенты его практически игнорируют: он стал академической дисциплиной, в которой почти никто не находит для себя ничего нового.
Единственный позитивный признак - это то, что всё большее количество людей слушает музыку (любую) через Сеть, и чисто теоретически это со временем может вернуть интерес и к джазу.

Однако не все еще потеряно: музыкальный критик Нэт Хентофф (Nat Hentoff) рассказывает о новых подвижниках жанра, возрождающих у нации интерес к джазу. В настоящее время один из самых видных и почтенных продюсеров и музыкантов Куинси Джонс (Quincy Jones) готовит 12-месячную программу, которая должна повысить интерес к джазу среди учеников средних школ.

"В настоящее время, помимо всех остальных его гуманитарных и музыкальных проектов, Кью, как его называют сотни друзей, посвящает огромное количество времени проекту по возвращению музыки в американские школы. Закон об образовательной реформе 2002 года (закон No Child Left Behind) вынуждает школьные советы и директоров урезать расходы на музыкальное образование в первую очередь - просто потому, что бесконечное тестирование по чтению и математике занимает уйму времени", - пишет Хентофф.

Как рассказывает критик, кое-где дети сами демонстрируют внезапный интерес к джазовой музыке, собирают самодеятельные ансамбли, - и это для них оказывается подчас куда интереснее видеоигр. В частности, нечто подобное случилось в бесплатной средней школе 37 в Нью-Йорке, где музыкальные классы были закрыты за отсутствием финансирования ещё год назад; теперь администрация школы надеется изыскать средства на то, чтобы снова начать преподавание музыки.
Хентофф также очень высоко отзывается о джазовом ансамбле в его родной Бостонской латинской школе (Boston Latin School), чья музыка в существенной мере поспособствовала "омоложению" досточтимого учебного заведения, основанного ещё в 1635 году.

Нэт Хентофф надеется, что усилия Куинси Джонса останутся не напрасными, и что ему удастся воскресить интерес к джазовой музыке среди школьников. А заодно - сделать так, чтобы действующие джазовые музыканты время от времени выступали и в роли школьных преподавателей.

06.08.2010, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)