Jack WHITE  Давным-давно, в далекой галактике...

Продюсер Джек Уайт уверенной рукой возвращает рок к живоносному источнику семидесятых годов.

Хороший продюсер всегда держит нос по ветру и ошибок не допускает. Зато каждый его шаг – это хорошо продуманный, тактически выдержанный и стратегически сбалансированный ход. Так Рик Рубин (Rick Rubin) вытащил из предверий алкогольного чистилища престарелого Джонни Кэша (Johnny Cash) и запихнул его в студию, дабы записывать каждый чих пока ще живой легенды. Так Росс Робинсон (Ross Robinson) запихнул Slipknot в крохотную комнатенку, дабы те почувствовали единение и общий драйв. Так Тимбалэнд (Timbaland) уговорил Криса Корнелла (Chris Cornell) попробовать себя в жанре поп-оперы. И только Скотт Сторч (Scott Storch) допстил серьезный просчет и разругался с волоокой Пэрис Хилтон (Paris Hilton) в пользу не оправдавшей доверия и надежд Юлии Ковальчук.

Но это все – люди, которые изначально считали себя продюсерами. Архитекторы звука, вершители хит-парадов. Но ведь куда интереснее посмотреть, как музыканты сами начинают строить собственный звук. У некоторых особо удачливых получается построить звук не только себе, но и ближайшим товарищам. А единицы занимают высшие места на вершине музыкального Олимпа, не просто занимаясь построением звучания, но и направляя музыкальное течение в ими же прорытое русло. Так и сегодня – замечая, что качественная современная рок-музыка так или иначе возвращается в своем звуке к безумным 70-м, кажется, что благодарить за это мы должны одного человека. Музыканта и продюсера, и не разберешь, кого в нем больше.

Юноша Джек Уайт (Jack White) всегда обожал Led Zeppelin, пепел косяков Джимми Пейджа (Jimmy Page) неутомимо стучал в его сердце. И потому не удивительно, что именно этот молодой человек сумел в 2010 году записать пластинки, вернувшие рок к его семидесятническим корням.

Судите сами. Альбом, над которым Джек корпел, по его же собственным словам, больше всего и тщательнее всего – это долгожданный концертник The White Stripes "Under Great White Northern Lights". Помпезное батальное полотно с мощнейшей гитарой и барабанами, напоминающими раскаты грома в августовскую ночь. Да, это звучит нарочито грязно, порою – откровенно грязно, но именно так и должен звучать настоящий концертник. Именно по таким записям сходят с ума бутлеггеры, собирающие подпольные записи живых выступлений своих кумиров образца, скажем, 1976 года.

Уайту удалось передать атмосферу переполненного зала, атмосферу концертного зарождения музыки, где репетиционная выхолощенность соседствует со своевременной импровизацией, где кажется, что затянувшееся соло вот-вот скатится в музыкальный хаос. Это – воистину живая запись, дышащая, пульсирующая. И если Уайт хотел создать эталон концертника (оглядываясь, конечно, на "The Songs Remain The Same" сами-знаете-кого) – то у него это почти получилось. Почти – потому что судить об этом мы будем не сейчас, а лет эдак через двадцать-тридцать. Но одно бесспорно: за последние лет пять в роке не появлялось более качественного концертного альбома. А это, согласитесь, уже дорогого стоит.

Что касается единственного из активных ныне студийных проектов Уайта – Dead Weather – то их второй альбом, "Sea Of Cowards", тоже оказался выдержанным вполне в духе 70-х годов пошлого века. Только это уже несколько другие 70-е: это те 70-е, где молодая Патти Смит (Patti Smith) была готова обличать все возможные пороки общества, где еще не мумифицированный Игги Поп (Iggy Pop) уже занес бритву над обнаженным торсом, где прямой бит и ревущая гитара служили лишь фоном для обличения пороков общества.

Комментируя название пластинки, Уайт как раз и "дал социалку": "Этот альбом – в какой-то мере об Интернете. Сеть сейчас повсюду – каждый может вести блог, выкладывать собственную музыку, говорить, что думает и что хочет. Только люди прячутся в сети под никнэймами, под выдуманными образами. То есть Интернет, помимо кучи свобод, породил поколение трусов". А надрывный вокал Элиссон Мосcхарт (Allison Mosshart) лишь добавил уайтовской обличительности тот самый обязательный нерв, без которого группу можно было бы обвинить в конъюнктурности.

Не забыл Джек Уайт и об императрице своего сердца, прелестнейшей Карен Элсон (Karen Elson). И здесь нам снова открывается волшебнй семидесятнический мир – только на этот раз это самое начало 70-х, где длинноволосые девушки с цветами в волосах только-только приходят в себя от смерти Дженис Джоплин (Janis Joplin). Эти девушки с горя берут гитару и начинают петь протяжные песни о нелегкой женской судьбе, записывая их на портативные магнитофоны. И когда ставишь пластинку "The Ghost Who Walks", кажется, что слышишь, как шуршит старая пленка, как дребезжит видавший виды динамик...

В случае с собственной супругой Джек намеренно не вмешивался в процесс написания песен, предоставив Карен возможность сочинить весь материал плаcтинки самостоятельно. Он был озабочен лишь огранкой этого во всех отношениях драгоценного камня. Запись должна была быть одновременно и наивной, и волнующей, и неутомляющей, что было как раз сложнее всего. Дело в том, что драгоценная джекова супружница насочияла в основном медленные акустические баллады, а тут уж нужно было постараться, чтобы придать этим пелестным вещицам если не жизнеспособность, то хотя бы жизненность.

У Джека получилось – он стал строить концептуальный альбом, в котором героиня как бы рассказывала своим подружкам разные страшные истории о призраках, убийствах и прочих ужасах. Представляете себе ночные страшилки в летнем лагере? Вот именно такую атмосферу и воспроизвел Джек на этом диске. Сама Элсон полостью разделила концепцию мужа: "В детстве я была тощей, бледной и страшной, носила скобки на зубах, а мой парень мне постоянно изменял. Вот меня и прозвали "ходячим призраком". Так что все эти страшилки - они обо мне, я так хотела отомстить всем девчонкам, кто был счастливее, красивее и богаче!"

Ну и дабы окончательно погрузить музыкальный мир в семидесятнические аллюзии, Джек сотворил то же, что и Пол маккартни (Paul McCartney) в те же 70-е. Нет-нет, он не попался с марихуаной, до таких крайностей Джек еще не дошел. Но как и сэр Пол в семидесятые, Уайт взялся продюсировать музыкантов, чья слава, казалось, осталась в далком прошлом. Так Маккартни вытянул из небытия The Scaffold, а Уайт, подобно Рику Рубину, взялся за звезду, покрытую патиной времени. Он мастерски спродюсировал новые записи "королевы рокабилли" Ванды Джексон (Wand Jackson). 72-летняя мадам прекрасно нашла общий язык с 35-летним продюсером, ну а записали они кавер-версию... Ну кого же еще, как не еще одного героя эпохи становления рока - Боба Дилана (Bob Dylan! Их версия "Thunder On The Mountain" получила восторженные отзывы критиков.

Итак, главный продюсер 2010-го направление задал! Ребята. back to 70s! а если мнение Джека Уайта не совпадлает с вашим, то, боюсь, вам придется мнение поменять.

Ну, и где там в шкафу мои цветастые рубашки и расклешенные джинсы? Надо готовиться к переменам...

06.08.2010, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Jack WHITE - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 9 июля 1975
Место рождения: Мичиган (MI)
Релизы:
2012 Blunderbuss

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника18/10

1926 – В Сан-Хосе, Калифорния, родился Чак Берри - один из "изобретателей" рок-н-ролла, скандалист и страшный бабник  »»

Александр ГАЛИЧ

Anita O'DAY

Boogie Woogie RED (1925)

Chuck BERRY (1926)

Леонид Борисович ПЕРЕВЕРЗЕВ (1930)

Cynthia WEIL (1937)

Keith KNUDSEN (1952)

Wynton MARSALIS (1961)

Светлана ЛОБОДА (1982)

Esperanza SPALDING (1984)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить