МУЗЫКА  Теперь мы будем жить по-другому

Тренды 2000-х - под прицелом авторов Звуков.

Когда на просторах музыкальных медиа попадается статья о "трендовой музыке нового сезона", обычно это означает недвусмысленный сигнал к тому, чтобы немедленно перестать тратить на статью (и само издание) свое время.
Выбросьте этот журнал. Удалите эту закладку из браузера. Внесите этого автора в черный список. Он не любит вас. Он никогда не любил музыку. Он, скорее всего, либо выдает желаемое за действительное (тренд, который он провозглашает, существует только в его воображении), либо пытается широким жестом коммивояжера впарить вам то, что пользователи HypeMachine пережевали и выплюнули еще пару месяцев назад.

И тем не менее, тенденции в музыке (не путать с "трендовой музыкой"!) существуют, и эти подводные течения совсем не обязательно выносят на поверхность новые стили. Геометрия музыкального пространства - то, как люди записывают, распространяют, оформляют, продают и, в конце концов, слушают музыку - меняется на наших глазах настолько стремительно, что игнорировать эти изменения невозможно. Мы и не будем. Мы постараемся зафиксировать эти изменения настолько тщательно, насколько явно они позволяют себя обнаружить.

Вот всего несколько трендов, формировавшихся в течение декады 2000-х и окончательно дозревших к этому году:

Реконструкторы
Ностальгия по музыке прошлого приобретает новые черты: точная и искусная имитация не только не вызывает отторжение, а напротив - становится короткой дорожкой к сердцам слушателей, не заставших времена, когда жили и творили "оригиналы". Ник Завриев рассуждает об исполнителях, реставрирующих звучание отдельно взятых групп и эпох, а Павел Сурков рассказывает об одном из самых заметных реконструкторов десятилетия.

Новые старые инструменты
Общий подъем фолка (в частности его кривого зеркала, анти-фолка) способствовал поискам новых инструментов - выбор способов разнообразить свой саунд у фолкеров все-таки сравнительно невелик. Самое простое решение (читай - простой в освоении инструментарий) оказалось самым популярным, и на авансцену вышла легонькая гавайская гитарка со смешным названием "укулеле". Вика Базоева изучила прошлое и настоящее экзотического инструмента.

Короткие альбомы
Цифровая эра позволила исполнителям выпускать релизы, практически не ограниченные по времени - покуда серверы и жесткие диски слушателя выдерживают, альбом можно сделать хоть двух-, хоть пяти-, хоть двадцатичасовым. Однако на практике выясняется, что пользователю нужно всего-ничего, и пластинки длиной в 30 минут его вполне устраивают, а потому музыку выгоднее выпускать по принципу "лучше меньше да чаще". Ник Завриев - о коротких альбомах как примете нового времени.

Жанровая миграция
Сегодня он играет, а завтра... завтра его никто не будет слушать. Джаз, некогда бывший синонимом молодой и прогрессивной музыки, теряет авторитет и популярность среди молодого поколения. Грустную статистику поднимает Юрий Ильин.
А тем временем Феликс Сандалов говорит о другой, не менее значимой тенденции: разрушении границ всех тяжелых жанров. "Умный металл" разнес все стилистические преграды, освободив себя... и уничтожив.


Что мы будем слушать завтра? - Как обычно, все прогнозы будут несостоятельны. Одно очевидно: скучно не будет! Слушайте музыку и делитесь с нами своими наблюдениями.

06.08.2010, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)