МУЗЫКА  Reconstruction time again

Реконструкторы - новые герои музыки "нулевых".

Мейнстрим "нулевых" развивается почти по олимпийскому принципу "быстрее, выше, сильнее": музыка становится более крикливой, аранжировки – более плотными и агрессивными, ведь перед каждым стоит задача перекричать конкурента в этом агрессивном информационном потоке. Однако, как и везде, действие рождает противодействие, и вместе с основным потоком появляется и противонаправленный. На пёстром музыкальном ландшафте всё заметнее становятся реконструкторы – те, кто стремится звучать нарочито несовременно, пытаясь максимально точно воссоздать музыку определенной эпохи. Вариантов здесь масса, благо прошлое предлагает богатый выбор: гаражный рок шестидесятых, корневой американский соул, итальянское диско, британский шугейз, немецкая аналоговая электроника времен Tangerine Dream, винтажная эстрада по заветам Фрэнка Синатры (Frank Sinatra) или даже пресловутый хэйр-металл.

Сама по себе идея, разумеется, не нова – нео-классицистов и модернистов можно найти практически в любом виде искусства, да и попытки реконструировать чей-то конкретный стиль отлично прослеживаются уже в классической музыке. Однако в поп мире ретрограды, пожалуй, никогда не были так сильны, как сейчас. Сегодня среди них даже появились свои планетарные герои – те, кого наверняка вспомнят в числе первых, когда разговор зайдет о том, какой была музыка этого десятилетия. Речь, разумеется, идёт о Джеке Уайте (Jack White), последовательном реконструкторе гитарного звучания семидесятых.

В народе реконструкторов, как правило, не любят – мол, идей своих нет, вот и реконструируют. В реальности всё куда более сложно. Обвинений в нежелании творить заслуживают только две, самые простецкие категории таких музыкантов. Первые (случай самый тривиальный) это трибьют-группы - те, кто исполняют чужой репертуар максимально близко к первоисточнику. Особенно популярен этот вид развлечения в Британии, где сходить в паб и послушать местных парней с гитарами под пару пинт пива – национальный вид досуга. Здесь вечеринка с группами типа The Clone Roses и The Other Smiths (афиша абсолютно реальная, мероприятие даже рекламировалось в NME) запросто собирают клуб масштаба нашего "Б1". К чести трибьют-групп надо сказать, что те, по крайней мере, трезво оценивают свой вклад в историю, на статус творцов не претендуют и относятся к себе с иронией.

Вторая категория – группы, пишущие собственные песни, подражая при этом стилю какого-то другого артиста или коллектива. За примерами далеко ходить не надо – в эту категорию отлично попадает и ранняя "Технология", копировавшая Depeche Mode, и блюз-рокеры Kingdom Come, подражавшие Led Zeppelin, из совсем недавнего – первые записи ростовчан Motorama, сделанные под явным влиянием Joy Division.
Главная проблема таких групп – в том, что за подражанием стилю часто (и видимо неосознанно) следует подражание конкретным песням. У той же "Технологии" в песне "Один" сложно не увидеть тени "Personal Jesus", а в "Холодном следе" – "Behind The Wheel". Но есть и здесь удачные примеры - недавние гости "Пикника афиши", группа Music Go Music - не что иное, как клон ABBA. Но, чёрт возьми, такой милый и талантливый!

Наконец третья, самая интересная категория, занимается тем, что пишет собственные песни, намеренно облекая их в музыкальные формы, исчезнувшие с музыкального ландшафта (по мнению самих музыкантов – незаслуженно). И если в попытке пристроиться к славе тех же Depeche Mode вполне можно усмотреть конъюнктурные мотивы, то попытки возвращать к жизни аутентичный блюз или первозданное детройтское техно (едва ли похожее на то, что называют этим словом сейчас) – уже есть музыкальное подвижничество. Движущая сила, стоящая за этими попытками, очень проста – "Я люблю эту музыку и очень страдаю от того, что её больше не записывают. А спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих".

Чтобы восстановить какой-то ретро-звук, лучший (да и, по сути, единственный) путь – реконструировать технологический цикл записи, принятый в том или ином жанре в период его расцвета. Хотите блюза? Берите старые гитары, ламповые комбики, микрофоны, и пишитесь непременно на пленку. Хотите звучать жирно и мягко как Tangerine Dream в лучшие годы? Готовьтесь провести пару лет в поисках раритетных синтезаторов, да и вообще все здесь должно быть по высшему разряду, эти дяди писались в хороших и дорогих студиях.

А вот для того чтобы продолжить дело Деррика Мея (Derrick May) и Кевина Сондерсона (Kevin Saunderson), масштабная студия не понадобится – первые техно-хиты записывались при помощи ритм-машины, парочки недорогих синтезаторов и четырехканального пульта. Записывалось всё это, разумеется, на кассету – большего в опустошенном, полумертвом Детройте середины 80-х попросту нельзя было себе позволить. Наконец, самый экзотичный вариант. Для того, чтобы подражать экспериментальной электронике конца девяностых, понадобится старый софт – кривенький, неудобный и маломощный (часто еще и не работающий на современных операционных системах), но обладающий собственным уникальным звучанием.

Использовать современную технику или, тем более, программные эмуляторы (тут для любителей ретроградства тоже предоставлен широкий выбор, есть клоны почти всех классических синтезаторов, "ухудшийзеры", придающие записи пленочную мягкость или комбоэмуляторы "Jimmy Hendrix Edition") считается не комильфо, "не тру". К тому же, сделать на таком наборе аутентичный ретро-звук крайне сложно.

Важность реконструкторов в музыкальной истории сводится не только к поддержанию в живых наследия прошлого, часто из ретроградских идей берут начало совершенно новые музыкальные ветви. Пост-панк ревайвал, электроклэш, ньюгейз – в основе всего этого изначально лежало подражание забытым жанрам из прошлого. Дело в том, что, новые жанры часто рождаются из развития тупиковых ветвей (той самой музыки, со временем ушедшей в небытие, которую так любят реконструкторы). А чтобы продвинуться вперед, нужно сначала вернуться в ту самую точку-"развилку", чтобы затем повести развитие музыки по иному пути. Ведь, как известно, никакой футуризм невозможен без приставки "ретро".

Проведем теперь краткий экскурс по персоналиям. Перечисленный ниже список – ни коим образом не исчерпывающий, но с его помощью можно оценить масштабы того, насколько широкое распространение получил этот музыкальный тренд.

Соул.

Ретроградский соул в последнее время в большой моде. Наиболее заметны в этом жанре певицы Даффи (Duffy) и Эми Уайнхаус (Amy Winhehouse). Но по-настоящему аутентичным из звучание не назовешь (здесь, впрочем, вопрос не столько к самим певицам, сколько к их продюсерам), все-таки в каждой из записи можно безошибочно диагностировать XXI век. Куда ближе к первоисточнику звучат песни Кэнди Пейн (Candie Payne), которая вдохновляется творчеством Роберты Флэк (Roberta Flack) и Минни Риппертон (Minnie Ripperton). Однако за всё приходится платить. Аутентичной Кэнди куда сложнее вписаться в мейнстримовый R&B-формат, так что о наградах и первых строчках чартов, покоренных Эми и Даффи, мечтать ей пока не приходится.

Шугейз.

Кратковременная волна "гитарной размазни", которую в конце восьмидесятых – начале девяностых пропагандировали My Bloody Vanentine, Slowdive, Ride и Chapterhouse, нашла неожиданное продолжение уже в двухтысячные. Основные события вокруг "нью-гейза" происходят в США (там базируются Soundpool, Airiel, School of Seven Bells, Bitcrush, Mint Julep, Fleeting Joys), не отстаёт и Англия (Engineers, Air Formation). Попадаются варианты поэкзотичнее: Япония (Guitar) или Италия (Snow In Mexico). Хотя авторитет My Bloody Valentine среди шугейзеров непререкаем, прямых клонов практически не наблюдается, здесь как раз принят плюрализм – Snow In Mexico скорее походят на Slowdive, Soundpool – на Chapterhouse (с поправкой на женский вокал), а Broaddaylight в качестве источника вдохновения используют летучий дрим-поп образца Cocteau Twins.

Электроника.

Центром реставраторской электроники неожиданно стали Нидерланды, а главным тамошним реконструктором сделался Дэнни Волферс (Danny Wolfers). Сначала он успел найти свой собственный звук, прославившись благодаря электро-проекту Legowelt, а позже с головой ушел в ретроградство. Прикрываясь именем Smackos и еще целой серией менее популярных альтер-эго он записывает винтажные синтезаторные саундскейпы в духе Tangerine Dream начала семидесятых, а под именем Legowelt реконструирует чикагский хаус в духе лейбла Trax. Его земляк и приятель Алден Тайрелл (Alden Tyrell) сольно и в дуэте The Hasbeens вместе с DJ Overdose преуспел в воссоздании итало-диско, Вообще, вся голландская электро-сцена, сформировавшаяся вокруг лейблов Clone, Bunker и Strange Life, имеет под собой реконструкторские корни.

Еще один ярчайший пример реконструторства – пластинка модного музыканта Zomby "Where Were You In 92", записанная под впечатлением от жанра uk hardcore, гремевшего в британских клубах в том самом девяносто втором. Интересные вещи происходят и с чиллаутной музыкой, здесь наиболее яркой веткой, не получившей развития, стал насыщенный событиями сэмпладелик-эмбиент, в котором первенствовали The Orb и Future Sound of London. Лет десять эта музыка была полностью забыта, после чего у неё появились молодые продолжатели, в первую очередь Secede с альбомом "Vega Libre" и проект Gel-Sol.

Хип-хоп.

Как это ни удивительно, последние хиты Профессора Грина (Professor Green) и Chiddy Bang, сделанные из песен Inxs и MGMT соответственно, суть чистое реконструкторство. В восьмидесятые хип-хоп ведь был именно таким, речитативом поверх зацикленных петель, надерганных с узнаваемых всеми поп-пластинок.

05.08.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
МУЗЫКА - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – 16 Тонн – BIG CITY JAZZ SHOW BIG CITY JAZZ SHOW »»

20:00 – Зеленый театр ВДНХ – Павел КАРМАНОВ Павел КАРМАНОВ »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить