МУЗЫКА  Reconstruction time again

Реконструкторы - новые герои музыки "нулевых".

Мейнстрим "нулевых" развивается почти по олимпийскому принципу "быстрее, выше, сильнее": музыка становится более крикливой, аранжировки – более плотными и агрессивными, ведь перед каждым стоит задача перекричать конкурента в этом агрессивном информационном потоке. Однако, как и везде, действие рождает противодействие, и вместе с основным потоком появляется и противонаправленный. На пёстром музыкальном ландшафте всё заметнее становятся реконструкторы – те, кто стремится звучать нарочито несовременно, пытаясь максимально точно воссоздать музыку определенной эпохи. Вариантов здесь масса, благо прошлое предлагает богатый выбор: гаражный рок шестидесятых, корневой американский соул, итальянское диско, британский шугейз, немецкая аналоговая электроника времен Tangerine Dream, винтажная эстрада по заветам Фрэнка Синатры (Frank Sinatra) или даже пресловутый хэйр-металл.

Сама по себе идея, разумеется, не нова – нео-классицистов и модернистов можно найти практически в любом виде искусства, да и попытки реконструировать чей-то конкретный стиль отлично прослеживаются уже в классической музыке. Однако в поп мире ретрограды, пожалуй, никогда не были так сильны, как сейчас. Сегодня среди них даже появились свои планетарные герои – те, кого наверняка вспомнят в числе первых, когда разговор зайдет о том, какой была музыка этого десятилетия. Речь, разумеется, идёт о Джеке Уайте (Jack White), последовательном реконструкторе гитарного звучания семидесятых.

В народе реконструкторов, как правило, не любят – мол, идей своих нет, вот и реконструируют. В реальности всё куда более сложно. Обвинений в нежелании творить заслуживают только две, самые простецкие категории таких музыкантов. Первые (случай самый тривиальный) это трибьют-группы - те, кто исполняют чужой репертуар максимально близко к первоисточнику. Особенно популярен этот вид развлечения в Британии, где сходить в паб и послушать местных парней с гитарами под пару пинт пива – национальный вид досуга. Здесь вечеринка с группами типа The Clone Roses и The Other Smiths (афиша абсолютно реальная, мероприятие даже рекламировалось в NME) запросто собирают клуб масштаба нашего "Б1". К чести трибьют-групп надо сказать, что те, по крайней мере, трезво оценивают свой вклад в историю, на статус творцов не претендуют и относятся к себе с иронией.

Вторая категория – группы, пишущие собственные песни, подражая при этом стилю какого-то другого артиста или коллектива. За примерами далеко ходить не надо – в эту категорию отлично попадает и ранняя "Технология", копировавшая Depeche Mode, и блюз-рокеры Kingdom Come, подражавшие Led Zeppelin, из совсем недавнего – первые записи ростовчан Motorama, сделанные под явным влиянием Joy Division.
Главная проблема таких групп – в том, что за подражанием стилю часто (и видимо неосознанно) следует подражание конкретным песням. У той же "Технологии" в песне "Один" сложно не увидеть тени "Personal Jesus", а в "Холодном следе" – "Behind The Wheel". Но есть и здесь удачные примеры - недавние гости "Пикника афиши", группа Music Go Music - не что иное, как клон ABBA. Но, чёрт возьми, такой милый и талантливый!

Наконец третья, самая интересная категория, занимается тем, что пишет собственные песни, намеренно облекая их в музыкальные формы, исчезнувшие с музыкального ландшафта (по мнению самих музыкантов – незаслуженно). И если в попытке пристроиться к славе тех же Depeche Mode вполне можно усмотреть конъюнктурные мотивы, то попытки возвращать к жизни аутентичный блюз или первозданное детройтское техно (едва ли похожее на то, что называют этим словом сейчас) – уже есть музыкальное подвижничество. Движущая сила, стоящая за этими попытками, очень проста – "Я люблю эту музыку и очень страдаю от того, что её больше не записывают. А спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих".

Чтобы восстановить какой-то ретро-звук, лучший (да и, по сути, единственный) путь – реконструировать технологический цикл записи, принятый в том или ином жанре в период его расцвета. Хотите блюза? Берите старые гитары, ламповые комбики, микрофоны, и пишитесь непременно на пленку. Хотите звучать жирно и мягко как Tangerine Dream в лучшие годы? Готовьтесь провести пару лет в поисках раритетных синтезаторов, да и вообще все здесь должно быть по высшему разряду, эти дяди писались в хороших и дорогих студиях.

А вот для того чтобы продолжить дело Деррика Мея (Derrick May) и Кевина Сондерсона (Kevin Saunderson), масштабная студия не понадобится – первые техно-хиты записывались при помощи ритм-машины, парочки недорогих синтезаторов и четырехканального пульта. Записывалось всё это, разумеется, на кассету – большего в опустошенном, полумертвом Детройте середины 80-х попросту нельзя было себе позволить. Наконец, самый экзотичный вариант. Для того, чтобы подражать экспериментальной электронике конца девяностых, понадобится старый софт – кривенький, неудобный и маломощный (часто еще и не работающий на современных операционных системах), но обладающий собственным уникальным звучанием.

Использовать современную технику или, тем более, программные эмуляторы (тут для любителей ретроградства тоже предоставлен широкий выбор, есть клоны почти всех классических синтезаторов, "ухудшийзеры", придающие записи пленочную мягкость или комбоэмуляторы "Jimmy Hendrix Edition") считается не комильфо, "не тру". К тому же, сделать на таком наборе аутентичный ретро-звук крайне сложно.

Важность реконструкторов в музыкальной истории сводится не только к поддержанию в живых наследия прошлого, часто из ретроградских идей берут начало совершенно новые музыкальные ветви. Пост-панк ревайвал, электроклэш, ньюгейз – в основе всего этого изначально лежало подражание забытым жанрам из прошлого. Дело в том, что, новые жанры часто рождаются из развития тупиковых ветвей (той самой музыки, со временем ушедшей в небытие, которую так любят реконструкторы). А чтобы продвинуться вперед, нужно сначала вернуться в ту самую точку-"развилку", чтобы затем повести развитие музыки по иному пути. Ведь, как известно, никакой футуризм невозможен без приставки "ретро".

Проведем теперь краткий экскурс по персоналиям. Перечисленный ниже список – ни коим образом не исчерпывающий, но с его помощью можно оценить масштабы того, насколько широкое распространение получил этот музыкальный тренд.

Соул.

Ретроградский соул в последнее время в большой моде. Наиболее заметны в этом жанре певицы Даффи (Duffy) и Эми Уайнхаус (Amy Winhehouse). Но по-настоящему аутентичным из звучание не назовешь (здесь, впрочем, вопрос не столько к самим певицам, сколько к их продюсерам), все-таки в каждой из записи можно безошибочно диагностировать XXI век. Куда ближе к первоисточнику звучат песни Кэнди Пейн (Candie Payne), которая вдохновляется творчеством Роберты Флэк (Roberta Flack) и Минни Риппертон (Minnie Ripperton). Однако за всё приходится платить. Аутентичной Кэнди куда сложнее вписаться в мейнстримовый R&B-формат, так что о наградах и первых строчках чартов, покоренных Эми и Даффи, мечтать ей пока не приходится.

Шугейз.

Кратковременная волна "гитарной размазни", которую в конце восьмидесятых – начале девяностых пропагандировали My Bloody Vanentine, Slowdive, Ride и Chapterhouse, нашла неожиданное продолжение уже в двухтысячные. Основные события вокруг "нью-гейза" происходят в США (там базируются Soundpool, Airiel, School of Seven Bells, Bitcrush, Mint Julep, Fleeting Joys), не отстаёт и Англия (Engineers, Air Formation). Попадаются варианты поэкзотичнее: Япония (Guitar) или Италия (Snow In Mexico). Хотя авторитет My Bloody Valentine среди шугейзеров непререкаем, прямых клонов практически не наблюдается, здесь как раз принят плюрализм – Snow In Mexico скорее походят на Slowdive, Soundpool – на Chapterhouse (с поправкой на женский вокал), а Broaddaylight в качестве источника вдохновения используют летучий дрим-поп образца Cocteau Twins.

Электроника.

Центром реставраторской электроники неожиданно стали Нидерланды, а главным тамошним реконструктором сделался Дэнни Волферс (Danny Wolfers). Сначала он успел найти свой собственный звук, прославившись благодаря электро-проекту Legowelt, а позже с головой ушел в ретроградство. Прикрываясь именем Smackos и еще целой серией менее популярных альтер-эго он записывает винтажные синтезаторные саундскейпы в духе Tangerine Dream начала семидесятых, а под именем Legowelt реконструирует чикагский хаус в духе лейбла Trax. Его земляк и приятель Алден Тайрелл (Alden Tyrell) сольно и в дуэте The Hasbeens вместе с DJ Overdose преуспел в воссоздании итало-диско, Вообще, вся голландская электро-сцена, сформировавшаяся вокруг лейблов Clone, Bunker и Strange Life, имеет под собой реконструкторские корни.

Еще один ярчайший пример реконструторства – пластинка модного музыканта Zomby "Where Were You In 92", записанная под впечатлением от жанра uk hardcore, гремевшего в британских клубах в том самом девяносто втором. Интересные вещи происходят и с чиллаутной музыкой, здесь наиболее яркой веткой, не получившей развития, стал насыщенный событиями сэмпладелик-эмбиент, в котором первенствовали The Orb и Future Sound of London. Лет десять эта музыка была полностью забыта, после чего у неё появились молодые продолжатели, в первую очередь Secede с альбомом "Vega Libre" и проект Gel-Sol.

Хип-хоп.

Как это ни удивительно, последние хиты Профессора Грина (Professor Green) и Chiddy Bang, сделанные из песен Inxs и MGMT соответственно, суть чистое реконструкторство. В восьмидесятые хип-хоп ведь был именно таким, речитативом поверх зацикленных петель, надерганных с узнаваемых всеми поп-пластинок.

05.08.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
МУЗЫКА - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Все, что я хочу - это ты – Roger WATERS Вот это новость: Роджер Уотерс выпускает первый сольный альбом за 22 года! »»

Смекалочка – ИЗ ЖИЗНИ Школьник проник на концерт любимой группы в Альберт-холле, подделав статью в Wiki. »»

Grammy-2017 – ГРЭММИ Грэмми-2017: live! Самые важные события и награды церемонии »»

Подсчитали - прослезились – ПРАВО РАО признается в хищениях миллионов: первые итоги финансового аудита »»

Борода в тылу врага – DEPECHE MODE Depeche Mode нацепили бороды и встали на трибуну мавзолея в новом видео »»

Нет, я не Байрон – M.I.A. В новом клипе M.I.A. зачем-то убеждает всех, что она не Мадонна и не Обама »»

Мне пора на покой – Aretha FRANKLIN "Королева соула" Арета Франклин объявила о завершении карьеры »»

Мэтр за мэтром – ИЗ ЖИЗНИ Элтон Джон, Куинси Джонс и Джордж Клинтон будут рекомендовать вам правильный винил »»

Вечно живой – Виктор ЦОЙ Кирилл Серебренников снимет фильм о юности Виктора Цоя »»

Как размножаются ежики – ANIMAL COLLECTIVE Участники Animal Collective посвятят часовой концерт сексуальной жизни кораллов »»

Стереокино – ФЕСТИВАЛЬ Питерский фестиваль Stereoleto объявляет первые имена »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

Юбилей свободного джаза – Юрий МАРКИН В России отмечают 75-летний юбилей Юрия Маркина, мэтра отечественного фри-джаза »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Оркестр, музыку! – THE CINEMATIC ORCHESTRA Авторы лучшего саундтрека к "Человеку с киноаппаратом" выступят в России с новой программой. »»

Промерзшие корни – ARSTIDIR В России выступит самая традиционная из исландских групп »»

10 мыслей о 59-й церемонии – ГРЭММИ Слезы Адели, живот Бейонсе, фляга Рианны и другие узелки на память о "Грэмми-2017". »»

Планета "Меланхолия" – BVDUB Мастер пронзительно-печальной электроники возвращается в Москву спустя пять лет »»

R.I.P. – Al JARREAU Умер Эл Джерро - самый харизматичный джазовый вокалист, семикратный обладатель Грэмми »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Нобелевская речь Боба Дилана – Bob DYLAN "Не думаю, что у Шекспира было время спросить себя: "Занимаюсь ли я литературой?"  »»

"Япония - это место, где меня узнают на улице" – OVAL Oval - о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой. »»

Musikmesse 2017: стартуем весной – ТЕХНИКА Международная выставка музыкальных инструментов, софта, техники и аксессуаров Musikmesse 2017… »»

Ку – 5'NIZZA Новый альбом харьковского дуэта -радушное приветствие после долгого отсутствия »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

20:00 – Клуб Игоря Бутмана на Таганке – Игорь БУТМАН Игорь БУТМАН »»

21:00 – Петрович – Анатолий МАЧУЛЕНКО Анатолий МАЧУЛЕНКО »»

Хроника20/02

1967 – В Абердине, штат Вашингтон, родился Курт Кобейн - основатель Nirvana, "голос поколения"  »»

1988 – Первый концерт и день рождения группы Агата Кристи. Культовая российская рок-группа 90-х основана Вадимом Самойловым, Александром Козловым и Петром Маем в Екатеринбурге. Глеб Самойлов изначально не принимал участие в создании группы, он присоединился к ней во время записи альбома "Второй фронт": "У…  »»

Fred ROBINSON

Phil MOORE

Nancy WILSON (1937)

Walter BECKER (1950)

Randy CALIFORNIA (1951)

Ian BROWN (1963)

Инна ЖЕЛАННАЯ (1965)

Kurt COBAIN (1967)

Свежая реплика

КсенофаризмXENA 18/02/2017 22:48 от bimba19 They updated it! I got this IMVU credits code and it got accepted! You get it completely free from http://imvucreditsgenerator.com ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить