МУЗЫКА  Reconstruction time again

Реконструкторы - новые герои музыки "нулевых".

Мейнстрим "нулевых" развивается почти по олимпийскому принципу "быстрее, выше, сильнее": музыка становится более крикливой, аранжировки – более плотными и агрессивными, ведь перед каждым стоит задача перекричать конкурента в этом агрессивном информационном потоке. Однако, как и везде, действие рождает противодействие, и вместе с основным потоком появляется и противонаправленный. На пёстром музыкальном ландшафте всё заметнее становятся реконструкторы – те, кто стремится звучать нарочито несовременно, пытаясь максимально точно воссоздать музыку определенной эпохи. Вариантов здесь масса, благо прошлое предлагает богатый выбор: гаражный рок шестидесятых, корневой американский соул, итальянское диско, британский шугейз, немецкая аналоговая электроника времен Tangerine Dream, винтажная эстрада по заветам Фрэнка Синатры (Frank Sinatra) или даже пресловутый хэйр-металл.

Сама по себе идея, разумеется, не нова – нео-классицистов и модернистов можно найти практически в любом виде искусства, да и попытки реконструировать чей-то конкретный стиль отлично прослеживаются уже в классической музыке. Однако в поп мире ретрограды, пожалуй, никогда не были так сильны, как сейчас. Сегодня среди них даже появились свои планетарные герои – те, кого наверняка вспомнят в числе первых, когда разговор зайдет о том, какой была музыка этого десятилетия. Речь, разумеется, идёт о Джеке Уайте (Jack White), последовательном реконструкторе гитарного звучания семидесятых.

В народе реконструкторов, как правило, не любят – мол, идей своих нет, вот и реконструируют. В реальности всё куда более сложно. Обвинений в нежелании творить заслуживают только две, самые простецкие категории таких музыкантов. Первые (случай самый тривиальный) это трибьют-группы - те, кто исполняют чужой репертуар максимально близко к первоисточнику. Особенно популярен этот вид развлечения в Британии, где сходить в паб и послушать местных парней с гитарами под пару пинт пива – национальный вид досуга. Здесь вечеринка с группами типа The Clone Roses и The Other Smiths (афиша абсолютно реальная, мероприятие даже рекламировалось в NME) запросто собирают клуб масштаба нашего "Б1". К чести трибьют-групп надо сказать, что те, по крайней мере, трезво оценивают свой вклад в историю, на статус творцов не претендуют и относятся к себе с иронией.

Вторая категория – группы, пишущие собственные песни, подражая при этом стилю какого-то другого артиста или коллектива. За примерами далеко ходить не надо – в эту категорию отлично попадает и ранняя "Технология", копировавшая Depeche Mode, и блюз-рокеры Kingdom Come, подражавшие Led Zeppelin, из совсем недавнего – первые записи ростовчан Motorama, сделанные под явным влиянием Joy Division.
Главная проблема таких групп – в том, что за подражанием стилю часто (и видимо неосознанно) следует подражание конкретным песням. У той же "Технологии" в песне "Один" сложно не увидеть тени "Personal Jesus", а в "Холодном следе" – "Behind The Wheel". Но есть и здесь удачные примеры - недавние гости "Пикника афиши", группа Music Go Music - не что иное, как клон ABBA. Но, чёрт возьми, такой милый и талантливый!

Наконец третья, самая интересная категория, занимается тем, что пишет собственные песни, намеренно облекая их в музыкальные формы, исчезнувшие с музыкального ландшафта (по мнению самих музыкантов – незаслуженно). И если в попытке пристроиться к славе тех же Depeche Mode вполне можно усмотреть конъюнктурные мотивы, то попытки возвращать к жизни аутентичный блюз или первозданное детройтское техно (едва ли похожее на то, что называют этим словом сейчас) – уже есть музыкальное подвижничество. Движущая сила, стоящая за этими попытками, очень проста – "Я люблю эту музыку и очень страдаю от того, что её больше не записывают. А спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих".

Чтобы восстановить какой-то ретро-звук, лучший (да и, по сути, единственный) путь – реконструировать технологический цикл записи, принятый в том или ином жанре в период его расцвета. Хотите блюза? Берите старые гитары, ламповые комбики, микрофоны, и пишитесь непременно на пленку. Хотите звучать жирно и мягко как Tangerine Dream в лучшие годы? Готовьтесь провести пару лет в поисках раритетных синтезаторов, да и вообще все здесь должно быть по высшему разряду, эти дяди писались в хороших и дорогих студиях.

А вот для того чтобы продолжить дело Деррика Мея (Derrick May) и Кевина Сондерсона (Kevin Saunderson), масштабная студия не понадобится – первые техно-хиты записывались при помощи ритм-машины, парочки недорогих синтезаторов и четырехканального пульта. Записывалось всё это, разумеется, на кассету – большего в опустошенном, полумертвом Детройте середины 80-х попросту нельзя было себе позволить. Наконец, самый экзотичный вариант. Для того, чтобы подражать экспериментальной электронике конца девяностых, понадобится старый софт – кривенький, неудобный и маломощный (часто еще и не работающий на современных операционных системах), но обладающий собственным уникальным звучанием.

Использовать современную технику или, тем более, программные эмуляторы (тут для любителей ретроградства тоже предоставлен широкий выбор, есть клоны почти всех классических синтезаторов, "ухудшийзеры", придающие записи пленочную мягкость или комбоэмуляторы "Jimmy Hendrix Edition") считается не комильфо, "не тру". К тому же, сделать на таком наборе аутентичный ретро-звук крайне сложно.

Важность реконструкторов в музыкальной истории сводится не только к поддержанию в живых наследия прошлого, часто из ретроградских идей берут начало совершенно новые музыкальные ветви. Пост-панк ревайвал, электроклэш, ньюгейз – в основе всего этого изначально лежало подражание забытым жанрам из прошлого. Дело в том, что, новые жанры часто рождаются из развития тупиковых ветвей (той самой музыки, со временем ушедшей в небытие, которую так любят реконструкторы). А чтобы продвинуться вперед, нужно сначала вернуться в ту самую точку-"развилку", чтобы затем повести развитие музыки по иному пути. Ведь, как известно, никакой футуризм невозможен без приставки "ретро".

Проведем теперь краткий экскурс по персоналиям. Перечисленный ниже список – ни коим образом не исчерпывающий, но с его помощью можно оценить масштабы того, насколько широкое распространение получил этот музыкальный тренд.

Соул.

Ретроградский соул в последнее время в большой моде. Наиболее заметны в этом жанре певицы Даффи (Duffy) и Эми Уайнхаус (Amy Winhehouse). Но по-настоящему аутентичным из звучание не назовешь (здесь, впрочем, вопрос не столько к самим певицам, сколько к их продюсерам), все-таки в каждой из записи можно безошибочно диагностировать XXI век. Куда ближе к первоисточнику звучат песни Кэнди Пейн (Candie Payne), которая вдохновляется творчеством Роберты Флэк (Roberta Flack) и Минни Риппертон (Minnie Ripperton). Однако за всё приходится платить. Аутентичной Кэнди куда сложнее вписаться в мейнстримовый R&B-формат, так что о наградах и первых строчках чартов, покоренных Эми и Даффи, мечтать ей пока не приходится.

Шугейз.

Кратковременная волна "гитарной размазни", которую в конце восьмидесятых – начале девяностых пропагандировали My Bloody Vanentine, Slowdive, Ride и Chapterhouse, нашла неожиданное продолжение уже в двухтысячные. Основные события вокруг "нью-гейза" происходят в США (там базируются Soundpool, Airiel, School of Seven Bells, Bitcrush, Mint Julep, Fleeting Joys), не отстаёт и Англия (Engineers, Air Formation). Попадаются варианты поэкзотичнее: Япония (Guitar) или Италия (Snow In Mexico). Хотя авторитет My Bloody Valentine среди шугейзеров непререкаем, прямых клонов практически не наблюдается, здесь как раз принят плюрализм – Snow In Mexico скорее походят на Slowdive, Soundpool – на Chapterhouse (с поправкой на женский вокал), а Broaddaylight в качестве источника вдохновения используют летучий дрим-поп образца Cocteau Twins.

Электроника.

Центром реставраторской электроники неожиданно стали Нидерланды, а главным тамошним реконструктором сделался Дэнни Волферс (Danny Wolfers). Сначала он успел найти свой собственный звук, прославившись благодаря электро-проекту Legowelt, а позже с головой ушел в ретроградство. Прикрываясь именем Smackos и еще целой серией менее популярных альтер-эго он записывает винтажные синтезаторные саундскейпы в духе Tangerine Dream начала семидесятых, а под именем Legowelt реконструирует чикагский хаус в духе лейбла Trax. Его земляк и приятель Алден Тайрелл (Alden Tyrell) сольно и в дуэте The Hasbeens вместе с DJ Overdose преуспел в воссоздании итало-диско, Вообще, вся голландская электро-сцена, сформировавшаяся вокруг лейблов Clone, Bunker и Strange Life, имеет под собой реконструкторские корни.

Еще один ярчайший пример реконструторства – пластинка модного музыканта Zomby "Where Were You In 92", записанная под впечатлением от жанра uk hardcore, гремевшего в британских клубах в том самом девяносто втором. Интересные вещи происходят и с чиллаутной музыкой, здесь наиболее яркой веткой, не получившей развития, стал насыщенный событиями сэмпладелик-эмбиент, в котором первенствовали The Orb и Future Sound of London. Лет десять эта музыка была полностью забыта, после чего у неё появились молодые продолжатели, в первую очередь Secede с альбомом "Vega Libre" и проект Gel-Sol.

Хип-хоп.

Как это ни удивительно, последние хиты Профессора Грина (Professor Green) и Chiddy Bang, сделанные из песен Inxs и MGMT соответственно, суть чистое реконструкторство. В восьмидесятые хип-хоп ведь был именно таким, речитативом поверх зацикленных петель, надерганных с узнаваемых всеми поп-пластинок.

05.08.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
МУЗЫКА - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Скажите "да" – K.M.F.D.M. KMFDM выпустили новый EP и готовят альбом »»

Бриллианты - лучшие друзья девушки – Katy PERRY Кэти Перри стала единственной исполнительницей в истории, чей сингл трижды достиг "алмазного"… »»

Мост через вечность – АКЦИЯ Звезды со всего мира записали сингл памяти жертв пожара в Лондоне. Видео. »»

Беги, Том, беги – RADIOHEAD Radiohead выложили видео на ранее не изданную песню - с погоней и паранойей. Видео. »»

Каннский лев – АУКЦЫОН Группа Аукцыон получила Бронзового льва в Каннах за концепт-альбом "На Солнце". »»

Гулять так гулять – FOO FIGHTERS Рок-группа Foo Fighters анонсировала новый альбом, собственный фестиваль и тур. »»

Каннский лев – АУКЦЫОН Группа Аукцыон получила бронзовую награду в Каннах за концепт-альбом "На Солнце" »»

По приколу – ИЗ ЖИЗНИ Marvel выпустила серию комиксов по мотивам обложек легендарных рок-альбомов »»

Скажите, как его зовут? – ИЗ ЖИЗНИ Клуб Yotaspace больше не Yotaspace: он вернул себе исконное название »»

А еще земляным червяком – ИЗ ЖИЗНИ Группа The Slants отстояла в суде свое право на "оскорбительное" название »»

Glasto-2017. День 2, открытие – GLASTONBURY Фестиваль Glastonbury можно считать официально открытым - начали свою работу основные сцены.… »»

Glasto-2017. День 1 – GLASTONBURY Фестиваль Гластонбери начинает свою работу! Продолжаем репортаж корреспондента Звуков. »»

45 – АКВАРИУМ Легендарной российской рок-группе Аквариум исполняется 45 лет. В честь этой даты коллектив… »»

Плейлист Евгения Федорова – TEQUILAJAZZZ Накануне большого летнего концерта в столице лидер Tequilajazzz Евгений Федоров составил плейлист… »»

Из подручных средств – PORCAPIZZA Уличный музыкант из Лондона всю неделю будет радовать москвичей блюзом на гитаре, сделанной из… »»

Гласто'2017: день Zero – GLASTONBURY Стартовал фестиваль Glastonbury. Наш корреспондент рапортует с фестивальной площадки... »»

Ща рванет – THE SANDINISTAS The Sandinistas из Уэльса ворвались на музыкальную арену как ракета, умело смешивая панк и… »»

Надводные процедуры – HAUSCHKA Пианист-экспериментатор Hauschka выступит в столице под открытым небом. »»

Сними свое лицо – BONDAGE FAIRIES Шведский панк-коллектив Bondage Fairies вернется в Россию с презентацией альбома "Alfa Gaga Cp… »»

Из подручных средств – PORCAPIZZA уличный музыкант из Лондона всю неделю будет радовать москвичей блюзом на гитаре, сделанной из… »»

55 – Виктор ЦОЙ 5 образов Виктора Цоя, которые любит и знает вся страна: к 55-летию со дня Рождения музыканта »»

RIP – MOBB DEEP Участник Mobb Deep Prodigy умер в возрасте 42 лет »»

Без страха и упрека – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни отмечает 75-летний юбилей. Он удостоен почетной награды из рук королевы. »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

17:00 – Усадьба Кусково – ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЬ »»

17:00 – Парк искусств МУЗЕОН – ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЬ »»

20:00 – Сад Эрмитаж – Леонид АГУТИН Леонид АГУТИН »»

20:00 – 16 Тонн – ILWT ILWT »»

20:00 – Fish Fabrique Nouvelle – СЕГОДНЯНОЧЬЮ СЕГОДНЯНОЧЬЮ »»

20:00 – Клуб Volta – ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ »»

20:00 – Stadium – EVANESCENCE EVANESCENCE »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – Софи ОКРАН Софи ОКРАН »»

21:00 – Клуб Mezzo Forte – КРЕМАТОРИЙ КРЕМАТОРИЙ »»

Хроника24/06

1990 – На стадионе Лужники состоялся последний концерт группы КИНО и Виктора Цоя  »»

Gene AUSTIN

Cootie WILLIAMS

Terry RILEY (1935)

Arthur BROWN (1942)

Mick FLEETWOOD (1942)

Jeff BECK (1944)

Colin BLUNSTONE (1945)

Patrick MORAZ (1948)

John ILLSLEY (1949)

Curt SMITH (1961)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить